Викторина «Знатоки поэзии С.А.Есенина»
Викторина «Знатоки поэзии С.А.Есенина».
(Учитель начальных классов Каверина И.В.)
Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 классов.
Цель: - закреплять и углублять знания учащихся о творчестве С.А. Есенина,
- развивать мышление, речь, внимание, воображение, расширять кругозор, творческие способности, умение работать в группах;
-воспитывать патриотические чувства, культуру поведения.
Оборудование: портрет поэта, костюм Деда – литературоведа, конверт с письмом, карточки с заданиями, жетоны – награды за правильные ответы, ребус, мультимедийная презентация, медали-награды.
Ход мероприятия.
1.Оргмомент.
Обучающиеся класса поделены на 4 группы. Каждая команда выбирает название, капитана.
2. Вступление. Сообщение целей. Знакомство с правилами викторины.
Учитель.
- Ребята, сегодня мы проведём литературную викторину.
(Раздаётся стук в дверь. Входит Дед – литературовед (ребенок в образе старика, в руках держит конверт с надписью «Юным литературоведам»).
Дед – литературовед.
-Здравствуйте, ребята, я – Дед – литературовед. Принёс конверт , но отдам я вам только после того, как вы справитесь с заданиями викторины по творчеству одного из известных русских поэтов, фамилию которого вы узнаете, отгадав ребус. (Дети складывают фамилию Есенин, открывается портрет Есенина).
Дед –литературовед.
- Молодцы, ребята! Мы начинаем нашу викторину по творчеству С.А.Есенина. Но чтобы ответить на вопросы первого конкурса, послушайте рассказ о жизни Сергея Есенина.
3. Конкурсная программа.
Рассказ о С.А.Есенине.
(Дед – литературовед, садится в кресло, открывает книгу и повествует о жизни С.А.Есенина. Рассказ сопровождается презентацией).
С.А. Есенин - великий поэт России, который родился в 1895 году в одной из Рязанских губерний, а именно в селе Константиново. Семья – рядовые крестьяне. Отец – Александр Никитич, мать – Татьяна Федоровна Титова. Всего в семье было 3 ребенка, кроме Сергея еще 2 девочки. Будущий поэт окончил четыре класса местного сельского училища, после чего прошел обучение в церковно-учительской школе. В 27-летнем возрасте Есенин приезжает в Москву, где проходит службу его отец у одного из местных купцов. Здесь парень трудится в типографии и поступает в литературно-музыкальный кружок.
В 1914 году появляются первые стихотворения поэта во всех журналах Москвы. В 1915 году он пребывает в Петроград, где знакомится со многими великими поэтами того времени, в числе которых был и Александр Блок. Именно здесь на свет появился его первый сборник стихотворений, имеющий название «Радуница».
Есенина признали тончайшим лириком того времени и настоящим волшебником пейзажей российских. Его самые лучшие произведения прекрасно описывают красоту природы, прелесть русского народа и каждого человека в отдельности.
1 тур «Страницы биографии».
(Капитаны команд поочерёдно вытягивают карточки, на которых написаны вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 очко).
(Дед – литературовед вручает жетоны за каждый конкурс) .
Вопросы:
- В каком году родился С.А.Есенин?
-Как называется село – родина Есенина?
- В какой семье родился поэт?
-Сколько детей было в семье Есенина?
-Где обучался С.Есенин?
-В каком году появился первый сборник стихов?
-Как назывался этот сборник?
- О чём повествуют произведения Есенина?
2 тур «Калейдоскоп стихов».
Учитель.
- Найдите в таблице названия стихотворений С.А.Есенина.
(За каждое отгаданное название команда получает по 1 очку).
а | н | б | в | ч | е | р | ё | м | у | х | а | т | н | р | в |
т | ю | е | ш | в | п | н | з | и | м | а | т | ш | ь | ч | к |
с | т | Р | в | ю | л | п | о | р | о | ш | а | д | ж | ш | з |
ч | к | ё | л | х | н | о | ч | ь | х | б | н | л | з | ж | о |
б | ш | з | и | ф | а | в | п | н | о | с | е | н | ь | л | ж |
с | т | а | ц | у | б | у | р | я | б | д | щ | щ | ю | х | й |
(Ответы: «Черёмуха», «Зима», «Пороша», «Ночь», «Осень», «Буря», «Берёза»).
3 тур «Листая страницы книг».
Учитель.
- А теперь соедините стихотворные строки с названием произведения. Каждый правильный ответ принесёт команде 1 очко.
Цветы поблёкли;
Деревья голы;
Сады заглохли;
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз
Песню спели. («Осень»)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. («Берёза»)
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет. («Черёмуха»)
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды. («Зима»)
4 тур «Доскажи словечко».
Учитель.
- Дополните стихотворения Есенина нужными словами. Вспомните название. ( За каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 очку и по 1 очку - за название стихотворения).
Улыбнулись сонные …(березки),
Растрепали шелковые …( косы).
Шелестят зеленые … (сережки),
И горят серебряные… (росы). («С добрым утром»)
Поет зима — …(аукает),
Мохнатый лес…( баюкает)
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну…( далекую)
Седые облака. («Поет зима – аукает»)
5 тур «Знатоки поэтического слова».
Учитель.
- Найдите в четверостишиях выразительные средства языка: олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры. (За каждый правильный ответ – жетон).
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. («С добрым утром»)
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. («Поет зима – аукает»)
6 тур «Путаница».
Учитель.
- Перепутались строки двух стихотворений С.А.Есенина. Найдите их, соедините их так, чтобы получилось четверостишие.
(За каждое правильно составленное четверостишие команда получает 2 очка).
Заколдован невидимкой
Нивы сжаты
Дремлет лес под сказку сна
рощи голы
Словно белою косынкой
Солнце тихое скатилось
От воды туман и сырость
Подвязалася сосна
Колесом за сини горы
Ответ:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. («Пороша»)
Нивы сжаты,
рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. («Нивы сжаты, рощи голы»)
7 тур «Потерянные предметы».
Учитель.
- К какому стихотворению подходят изображенные предметы? (За каждое правильно названное стихотворение команда получает 1 жетон)
Стихотворение «Бабушкины сказки».
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Стихотворение « С добрым утром».
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Стихотворение « Поёт зима - аукает».
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Стихотворение « Черёмуха».
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
4. Подведение итогов викторины. Награждение команд.
Учитель.
-Давайте подведем итоги сегодняшней викторины.
Победитель игры определяется по наибольшему количеству полученных жетонов. Вручаются грамоты командам.
Дед – литературовед.
-Молодцы, ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Я хочу вам вручить конверт. (В конверте медали каждому участнику – портрет Есенина с надписью «Знатоку поэзии С.А.Есенина»).
Викторина по произведениям С.А.Есенина.
PPTX / 912.38 Кб
Использованные источники:
https://uchim-klass.ru/biografiya/esenin
https://multi-mama.ru/stihi-esenina-dlya-detej/
Никитина Людмила Анатолиевна
Ирина Викторовна Каверина
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Викторовна Каверина
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Викторовна Каверина