Викторина «Знатоки русского языка»

0
0
Материал опубликован 14 April 2016

Викторина «Знатоки русского языка».

Цели: образовательные: обобщить, систематизировать и проверить знания, полученные во время изучения фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии, функциональных стилей.

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению русского языка; способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку.


План занятия:

1. Орг. момент.

2. Фонетика.

3. Орфоэпия.

4. Лексика.

5. Фразеология.

6. Морфология.

7. Создание текста.


Здесь будет файл: /data/edu/files/m1460611623.docx (Раздаточный материал для команд)Ход занятия:

1. Орг. момент.

Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои знания в области русского языка. Каждая группа выбрала 5 представителей, которые и будут представлять свои группы. Вам будут предлагаться разного рода задания, выполняя которые, вы будете зарабатывать баллы. По итогам викторины будет выбрана группа, которая и получит титул Знатоков русского языка!

Вопросы выстраиваются в соответствии с разделами языкознания, которые вы изучали в школе и продолжаете изучать в колледже.

Первым делом выберем капитанов команд.

 

2. Фонетика.

Первое задание будет связано с разделом «Фонетика».

Я буду называть слова, ваша задача определить количество букв и звуков в слове. Когда вы готовы к ответу, вы поднимаете руку. Команда, первой поднявшая руку, получает право ответа. Капитан вашей команды называет быстро две цифры: первая-количество букв, вторая-звуков в слове. Если ответ дан был неправильный, то право ответа переходит следующей команде. Получив право ответа, нельзя тянуть время, досчитывая и додумывая. Если вы подняли руку, значит ответ уже готов! И вы должны быстро, громко и четко его назвать. Если, получив право ответа, команда продолжает обсуждение, либо начинает затрудняться с ответом, право ответа так же перейдет другой команде. Есть ли вопросы?

Тогда начнем!

Вьюга (5/5), пренебрежительный (17/16), всероссийская (13/13), весь (4/3), грядущий (8/8), лёд (3/3), льёт (4/4), поющий (6/7), пять (4/3), советский (9/8), съел (4/4), скамья (6/6), кристаллический (15/14), безмолвствовать (15/13), ёж (2/3), ровесник (8/8).

 

3. Орфоэпия.

Второе задание посвящено орфоэпии!

Каждая команда получает карточки со словами, которые необходимо будет прочитать, правильно расставив ударение. На подготовку и обсуждение у вас две минуты. После чего от каждой команды должен выйти представитель и прочитать слова, правильно выделяя ударение. За каждое правильнопрочитанное слово команда получает по одному баллу!

Раздаются карточки, по истечении 2 минут от каждой команды выходит представитель и зачитывает получившиеся варианты.


Карточка №1

ПремировАть, каталОг, красИвее, принятА, срЕдствами, добЫча, баловАть, копИровать, звонЯт, бАнты, столЯр, тОрты, чЕрпать, экспЕрт, диспансЕр.

Карточка №2

договОр, докумЕнт, завИдно, бралА, облегчИть, обеспЕчение, цыгАн, освЕдомиться, стАтуя, принУдить, сирОты, ходАтайствовать, хозЯева, лЮдям, намЕрение.

Карточка №3.

ЗнАмение, газирОванная, поднялА, квартАл, кУхонный, слИвовый, жалюзИ, осуждЁнный, в тУфлях, свЁкла, балОванный, вОгнутый, знАчимый, шАрфы, цемЕнт.


Карточка №4

ПонялА, закУпорить, вероисповЕдание, взрЫвчатый, кремЕнь, прИбыл, щавЕль, сОгнутый, призЫв, воздухопровОд, коклЮш, пломбировАть, дремОта, грЕбень, перезвонИт.


4. Лексика.

Следующий раунд называется «Кто больше?»

Каждая команда по очереди называет синоним к слову, которое я назову, если какая-то команда затрудняется назвать синоним в течение 3 секунд, то она выбывает. Побеждает в этом раунде та команда, которая в конце останется одна. За победу команда получает 5 баллов.


1. Синонимы к слову «главный».

Первый, первенствующий, первостатейный, первостепенный, перворазрядный, передовой, важнейший, выдающийся, преимущественный, преобладающий, доминирующий, капитальный, краеугольный, кардинальный, магистральный, основной, существенный, верховный, генеральный; шишка, туз.

3. Антонимы к слову «разговорчивый».

Безглагольный, безгласный, беззвучный, безмолвный, бессловесный, малоразговорчивый, молчаливый, малоречивый, несловоохотливый, неразговорчивый, немой, тихий, воздержный на язык, скупой на слова.

Молчальник, безмолвник, тихоня.


5. Фразеология.

Каждая команда получит по карточке, в которой будет по 3 фразеологизма. Вам необходимо объяснить значение каждого из них. За каждое правильное объяснение команда получает по 5 баллов. На обсуждение у вас так же есть две минуты.

Карточка №1

Лебединая песня – самое последнее, обычно наиболее значительное, проявление таланта, деятельности.

Сжигать мосты – не возвращаться к прошлому, окончательно порывать с ним.

Завязать узелок – крепко запомнить.

Карточка №2

Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, крайний беспорядок.

Держать порох сухим – быть в постоянной боевой готовности.

Играть первую скрипку – занимать ведущее, главенствующее положение в чем-либо.

Карточка №3

Варфоломеева ночь – массовое избиение, истребление кого-либо, чего-либо.

Играть в бирюльки – заниматься пустяками.

Как в аптеке – совершенно точно.

Карточка №4

Вычистить авгиевы конюшни – навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле.

Снимать пенки – брать, присваивать себе лучшее без всяких на то оснований. Брать себе самое лучшее, наиболее выгодное, не участвуя в труде, пользуясь плодами чужого труда.

Кануть в лету – бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым.

 

6. Морфология.

На данном этапе мы проверим ваши знания о существительных, а точнее об образовании мн.ч.

Вы так же получите карточки, в которых будут предложены существительные в форме ед.ч., вы должны образовать от них форму мн.ч. На обсуждение вам отводится 2 минуты, после чего один человек должен зачитать получившиеся у вас ответы. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу.


Карточка №1

Князь (князья), ордер (ордера), шофер (шоферы), директор (директорА), бухгалтер (бухгалтеры), драйвер (драйверы).


Карточка №2

Веер (веера), рапорт (рапорта), лектор (лЕкторы), повар (повара), инспектор (инспекторы), флюгер (флюгера).

 

Карточка №3

Якорь (якорЯ), катер (катера), инженер (инженеры), профессор (профессора), тетерев (тетерева), диспетчер (диспетчеры).


Карточка №4

Крем (крЕмы), договор (договоры), слесарь (слесари), доктор (доктора), округ (округА), весна (вёсны).


7. Создание текста.

И последнее на сегодня задание! Необходимо составить небольшой текст в определенном стиле на тему «Россия». На создание текста у вас есть 5 минут, после чего вы сдаете свои работы.

Каждая команда наугад тянет карточку, в которой указан стиль, в котором должен быть создан текст.

№1 Публицистический стиль.

№2. Научный стиль.

№3. Художественный стиль.

№4. Разговорный стиль.


Студенты сдают свои работы. Впоследствии работы проверяются по нескольким критериям (1. Стилевое соответствие; 2. Наличие удачного заголовка; 3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; 3. Соответствие заданной теме)

Определение победителя викторины и награждение происходит на конференции на следующий день.

Комментарии
Комментариев пока нет.