12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черникова Светлана Сергеевна807 Россия, Смоленская обл., Смоленск Материал размещён в группе «Урок английского (English lesson)» |
Виртуальные экскурсии на уроках английского языка
Виртуальные туры и экскурсии на уроках английского языка
Современное образование имеет ряд особенностей, что влечет за собой изменения в образовательной деятельности. С каждым годом возникают все новые методики, а методические копилки наполняются новыми идеями и современными материалами. Порой непросто следить за всеми новинками в образовании, однако не секрет, что информационные технологии значительно изменили образовательную деятельность и позволили расширить виды урочной и внеурочной деятельности, поэтому внедрение ИКТ в школьную среду имеет ряд преимуществ и делает учебный процесс более разнообразным интерактивным. Помимо традиционного обучения появляется смешанное и дистанционное образование, меняются формы работы. Информатизация не обошла и формы домашних заданий с целью повышения мотивации обучающихся, что также снижает риски списывания, и выполнение домашних заданий становится интересным и увлекательным процессом.
Домашние задания могут быть нестандартными.
Нестандартные и многие другие современные подходы пестрят в методичках XXI века; с некоторыми из нетрадиционных методов преподавания английского языка можно ознакомиться в статье Кечкиной Е.Э. по
Задания, направленные на развитие речевой деятельности
Синхронный перевод (например, новостной материал) – подготовка видео фрагмента с осуществлением синхронного перевода;
Интервью со звездой (диалог-расспрос);
Эхо-повтор – проговаривание аудио/видеофрагмента;
Подготовить озвучку видео;
Подготовка звукового сопровождения к ролику;
Перевод или подготовка топика по биологии (например, птицы Смоленского края).
Задания по работе с лексикой
Составление тематического словаря;
Подготовка карточек с картинками (картинка-слово) – flashcards;
Составление словарных карточек (слово-перевод) – wordcards;
Составление родословной;
Описание города с использованием фото или видеоматериалов;
Составление ребуса/кроссворда/филворда/загадки;
Разгадывание ребуса/кроссворда/филворда/загадок;
Составление плана квартиры/комнаты.
Задания по работе с грамматическим материалом
Разработка постеров (наглядных пособий);
Составление предложений с переводом (для перевода с русского);
Изготовление лэпбука, составление и внесение дополнений в интерактивную тетрадь;
Подготовка пазлов и игр (домино, настольные игры…)
Составление презентаций (на упражнения с заполнением пропусков и т.д.).
Задания по проектной и научной деятельности
Составление истории: «Если бы я был богат, …» / «Если бы я был жирафом…»;
Перевод стихотворения/поэмы/песни…;
Подготовка презентации (например, рассказ о себе…);
Сочинение/эссе;
Экскурсия-панорама в музей/театр…
Виртуальные экскурсии
Про использование виртуальных туров на уроках английского языка можно прочитать на сайте «Инфоурок»:
Сайт для создания виртуальных туров –
Создание собственного виртуального тура энергозатратный и трудоемкий процесс, несмотря на то, что существуют специально предназначенные для этого программы и сайты, поэтому альтернативой создания собственного тура может служить описание и подготовка презентации уже готового тура по местам. Выбор мест многогранен: от ближайшей выставки или магазина возле школы до всемирно известных и популярных мест – музей Мадам Тюссо или Московский Кремль (см. Приложение 1). Подготовка к работе с виртуальными экскурсиями состоит из этапов [1]:
Выбор темы, определение целей и задач экскурсии;
Подбор экскурсионных объектов;
Составление маршрута экскурсии и подготовка текста экскурсии;
Подготовка заданий для учащихся;
Показ виртуальной экскурсии;
Рефлексия.
Примеры виртуальных туров
Музей
Виртуальные туры по России
Кандидат филологических наук Енбаева Е.В. выделяет следующие сайты, предоставляющие виртуальные экскурсии [1]:
Этапами подготовки к проектной деятельности, основанной на виртуальных турах и панорамах города, на уроках английского языка могут выступать:
Описательные упражнения. Describe (what colour is it? Count…).
Аудирование. Игра «Бинго».
Сравнение. Город до и после. (см. Приложение 2)
Угадай место. Guessing game (Guess what/Find the place on the map).
Подскажи дорогу. How can I get…?
и другие (расширенный список заданий – см. Приложение 3).
Длительность наполнение и последовательность этапов подготовки зависит от уровня подготовки обучающихся исходя из целей образовательной программы. Предварительно обучающимся должна быть знакома лексика по темам «Мой город», «Достопримечательности» и т.п. и отработана в речевых и лексико-грамматических упражнениях. С рекомендуемыми вопросами (Have you been to…?) и речевыми структурами (be proud of…), а также лексикой по теме «Достопримечательности нашего города» можно ознакомиться в Приложении 1.
Подготовка к Виртуальной экскурсии
Наиболее уместными и интересными виртуальные туры будут наряду с изучением подходящих лексических тем, например, Путешествия, Достопримечательности и другие. Большинство отечественных и британских пособий имеют данные темы. Добавление материалов из других пособий делает уроки разнообразнее, учащиеся могут хорошо знать и уметь говорить о стране изучаемого языка или о своей стране, поэтому в более сильных группах или на высоких уровнях возможно внедрение заданий по теме “People who don’t live in traditional houses” (см. учебник Focus, Раздел 4.4 (Чтение), 2е издание, 2 часть) с предлагающимися упражнениями, с которыми можно ознакомиться в Приложении 4.
Дополнительные задания могут содержать страницы российских и иностранных учебников по темам Культура, Театры и Музеи, Искусство и многие другие. Например, в британском учебнике Welcome 3 в конце книги представлено несколько модулей по культуре “Culture Clip”. В большинстве учебников можно найти уроки, предназначенные для отработки тем по Культуре и Искусству, однако не все из них содержат задания на говорение. Британский учебник Focus 2 включает в себя модуль заданий по говорению по теме «Дом, милый дом»: 4.8. Speaking. Говорение (см. Приложение 5). Упражнения модуля состоят из следующих заданий:
Обсуждение, чем я буду заниматься в Лондоне: на Колесе обозрения, в Лондонской темнице, в Музее Шекспира, в Музее Мадам Тюссо и т.д.
Отработка и прослушивание фраз о предложении посетить что-либо: Мы могли бы пойти в … / Как насчет …? / Почему бы не сходить в… Отработка фраз о принятии решений: Отличная идея… / Почему нет... А также фразы несогласия: Я бы пошел в… / Мне не нравится…
Отработка аудирования на примере диалога на тему «Давай сходим в кино» путем заполнения пропусков.
Составление диалога путем следования инструкций.
Работа с видеоматериалом по теме «Где живут люди?». Вместо использования предложенных заданий по данному видео можно выбрать видеоматериал по теме «Страноведение», «Музеи Санкт-Петербурга», «Музей Мадам Тюссо…» и т.д. Или ввести диалог на тему «Где я живу?», «Мой город»…
Выводы
Список используемой литературы
Енбаева Л. В., Чеснокова М. В., Мальцева И. Н. Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного процесса внимания на уроках английского языка. // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков, № 12, 2016, стр. 140-145.
Кечкина Е.Э. Нетрадиционные методы преподавания английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. №XIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-metody-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 12.09.2023).
Медведева Н.А. Организация домашней работы учащихся. Нестандартные домашние задания. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть Nsportal. 2013. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/31/nestandartnye-formy-domashnego-zadaniya (дата обращения: 11.09.23)
Список Интернет-источников
Иллюстрации
E. Gray, V. Evans. Welcome 2. Pupil’s Book. Express Publishing, 2000.
S. Kay D. Brayshaw, V. Jones. Focus. 2nd Edition. Level 2. Students’ Book. Pearson. 2020. – 158 c.
Приложение 1
Дополнительные материалы по английскому языку
для подготовки виртуального тура
Questions
What is a
Have you been to one before?
What are your favourite exhibitions?
What’s the strangest/most interesting thing you’ve ever seen at a museum?
About the city/town
… is one of the largest cities
This is the capital of ...
It is a political/cultural center.
This city is proud of…
About the sights
It is situated in...
This is one of the most popular place of interest for tourists.
You can also visit/find/see…
This is a symbol of…
There are also …
masterpiece шедевр
admire восхищаться
amazing удивительный
a wide range широкий выбор
Приложение 2
Проект «Как изменился Вестон за 50 лет?»
(Weston now and fifty years ago)
Учебник Welcome 2
Приложение 3
Тренировочные задания (Мальцевой И.Н.)
Для формирования монологической речи обучающихся нужно подготовить ряд заданий, например, … предлагает следующие типы заданий.
Задания для контроля понимания содержания экскурсии:
1. Прослушайте (прочитайте) следующие утверждения и согласитесь или отвергните их (true/ falce).
2. Заполните пропуски в предложениях недостающей информацией (Fill in the gaps).
3. Просмотрите приведенные утверждения и подберите подходящее по смыслу утверждение к данной виртуальной экскурсии.
4. Просмотрите приведенные на доске слова и выберите те, которые подходят для описания данной виртуальной экскурсии.
Задания для формирования монологической речи учащихся:
1. Опишите виртуальный тур.
2. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
3. Составьте план содержания монологического высказывания.
4. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о….
5. Составьте типовое монологическое высказывание для ситуаций по теме. [10]
6. Проведите экскурсию по городу, достопримечательности.
7. Составьте подробное описание виртуального тура, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
8. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для описания виртуального тура.
9. Обратитесь с вопросами к собеседнику.
10. Расскажите о …, используя данную на доске логико-синтаксическую схему.
11. Расскажите о …, используя выражения, данные на доске.
12. Расскажите о …, используя приведенный на доске план.
13. Расскажите о …, используя следующие ключевые слова.
Приложение 4
Приложение 5