Проектная работа «Вклад Верхнетуринского машиностроительного завода в Победу в Великой Отечественной войны»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждения
Среднего профессионального образования
«Верхнетуринский механический техникум»
Исследовательская работа
«Вклад Верхнетуринского машиностроительного завода в Победу
в Великой Отечественной войны»
Выполнили: Аленичев А.А.
Смирнов Р.С.
студенты 2 курса, группы №209
Руководитель: Хисамутдинова В. И.
Верхняя Тура
2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Промышленность Уральского региона…………………………6
-
Машиностроительный комплекс г.Верхняя Тура в годы
Великой Отечественной войны………………………………………….…6
1.2 Эвакуированные и переоборудованные предприятия………………..8
Глава 2. Поисковая работа по Верхнетуринскому
машиностроительному заводу…………………………………………….13
2.1 Историческая хроника ВТМЗ в годы Великой Отечественной
войны………………………………………………………………………..13
2.2 Вклад машиностроительного предприятия в годы
Великой Отечественной войны……………………………………………16
2.3 Статистические данные………………………………………………..18
2.4. Этот день мы приближали как могли………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………..24
Приложения………………………………………………………………...26
Введение.
Все годы держали равнение
На наше машиностроение.
Нет отрасли в жизни главней -
Все держится в мире на ней.
Всегда была отрасль в почете,
Продукцию всюду найдете
Куда бы ни бросили взгляд -
Машин вы увидите ряд.
Как вложено много труда
В бегущие вдаль поезда,
В вагоны, котлы и приборы,
И в двигатели, и в моторы!
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, которая унесшая многие миллионы жизней наших сограждан, родных и близких - людей, которым мы обязаны своей свободой и независимостью.
Все дальше в прошлое уходят события Второй мировой - Великой Отечественной войн. Но не ослабевает интерес к тем трудным месяцам и годам, когда наш народ встал на защиту Отчизны и в жестоких схватках разгромил фашистских агрессоров. В последнее время увидели свет документы и материалы, позволяющие по-другому, по-новому взглянуть на суровые будни тех далеких огненных лет.
Актуальность нашей темы очевидна, в преддверии 75-летия Великой Победы, которую мы будем праздновать через год, нас заинтересовала проблема, как такой небольшой город Верхняя Тура помогала своей Родине во времена Второй Мировой войны, защититься от натиска врага, ведь мы проживаем в Свердловской области, учимся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области в Верхнетуринском механическом техникуме.
Цель: Рассмотреть вклад Свердловской области в области машиностроения, в частности предприятие города Верхняя Тура в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Изучить историческую литературу про заводы Свердловской области
Проанализировать вклады заводов во времена Великой Отечественной войны
Изучить архивные документы по Верхнетуринскому машиностроительному заводу и интернет-ресурсы
Провести поисковую работу по Верхнетуринскому машиностроительному заводу
Исследовать этапы развития предприятия
Сделать соответствующие выводы и продолжить поисковую работу для городской библиотеки и музея завода
Предмет исследования: вклад машиностроения (Верхнетуринский машиностроительный завод) в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: машиностроительные предприятия Уральского региона (Верхнетуринский машиностроительный завод).
Практическая значимость данной работы, состоит в том. что наш труд будет вкладом для сотрудников Верхнетуринской городской библиотеки им. Ф.Ф.Павленко в копилку памяти о Великой Отечественной войне (главный библиотекарь - краевед МБУК «Центральная городская библиотека им. Ф.Ф. Павленкова» Александрова Любовь Николаевна) и музея Верхнетуринского машиностроительного предприятия (руководитель музея Вахрушев С.В., который работает главным механиком АО «Верхнетуринский машиностроительный завод»).
Глава 1. Промышленность Уральского региона
1.1. Машиностроительный комплекс г.Верхняя Тура в годы
Великой Отечественной войны
Сначала был завод… Именно так начинается история города Верхняя Тура. За почти 300-летнее существование ФГУП «Верхнетуринский машиностроительный завод» всегда соответствовал статусу градообразующего предприятия: от положения дел здесь зависел и уровень жизни горожан.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.
Более 11 тысяч добровольцев Кушвинского района ушли на фронт защищать Родину, а их рабочие места у станков заняли женщины и подростки. Работали в две смены по 12 часов. В начале войны имели по одному выходному дню в месяц, а иногда работали совсем без выходных. Были случаи, когда рабочие не уходили домой, по несколько дней оставались на заводе, ночуя в горячих цехах у печей.
Население нашего города в 1942 году возросло до 25 тысяч человек за счет прибывающих эвакуированных из западных районов страны. Все заводские цеха работали для победы над фашизмом, прибывавшее на завод оборудование сразу же устанавливалось и запускалось в работу по изготовлению продукции для фронта. Наш завод, выпускавший две номенклатуры основной продукции и две номенклатуры деталей машин, также перестроился на военный лад: впервые коллектив завода принял на свои плечи 6 видов валовой продукции и около 10 наименований разовых заказов.
Резкий рост объема и номенклатуры против 1940 года потребовал от рабочих завода не только самоотверженного труда и патриотизма, но и расширение завода, перестройку работы цехов.
В невиданно короткий срок за 10 суток цех № 4 был спланирован на работу потоком. Для этого потребовалось все оборудование из цеха вытащить и установить заново. В 1941 году завод перешел на работу по суточному графику, который стал непреложным законом. Создалась трудность с межоперационными заделами. Завод был вынужден работать без межоперационных заделов, т.к. оказалась диспропорция мощностей механических и заготовительных цехов. Потребовалось увеличить пропускную способность заготовительных цехов. Прессовый цех оказался самым узким местом, и выдаваемая им продукция загружала механические цехи только на 67%. Для наращивания мощностей прессового цеха были выполнены крупные мероприятия: во-первых, проложена дополнительная сеть низкого давления с постройкой водонапорной башни; во-вторых, была построена новая насосная, что дало возможность улучшить снабжение цеха водой высокого давления; в-третьих, установлены и пущены гидропрессы "Атлас" и "Шкода".
1.2 Эвакуированные и переоборудованные предприятия
Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации являлся уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных по профилю предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к промышленному производству площади; третьи располагались на пустотах и сами возводили цеха и административно-управленческие корпуса. (Приложение 1)
Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы. В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Мы гордимся, что наши земляки делали все, что могли для победы в тылу. Несмотря на суровые условия, жители нашего края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
С каждым годом уходят от нас все дальше героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна напрягла все силы, сплоченная одной мыслью: «Все для фронта, все для Победы!»
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле... Память о них священна. Вечная Слава героям!
Закон жизни: всё хорошее забывается быстрее, а тяжёлое, трагичное помнится долго. Потому что мы, народ наш, так долго помним те 1418 страшных дней, казавшихся бесконечными... мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы над фашистской Германией. Сейчас, в эти тёплые майские дни, так трудно представить себе взрывы, бомбёжки, атаки. Страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.
В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона. В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34. Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев и создали необходимые предпосылки для быстрого роста выпуска танков.
Еще в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики, советские военачальники дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры. Генерал Шнедер писал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире. Создание тяжелого танка КВ («Климент Ворошилов») (главный конструктор Ж. Я. Котин) явилось новым направлением в отечественном и мировом танкостроении. Харьковские конструкторы К. Ф. Челпан, Т. П. Чупахин, Я. В. Вихман, Я. Н. Аптекман и другие впервые в мировой практике разработали дизельный двигатель для танков.
Ученые и конструкторы Танкограда Ж. Я. Котин, Н. Л. Духов, Л. С. Троянов, И. Я. Трашутин, Я. В. Вихман и другие, осуществляя единую концепцию развития тяжелого танка, разработали и поставили фронту 13 типов боевых машин и САУ. В 1942 г. в конструкторском бюро родилась идея создания тяжелого танка И С («Иосиф Сталин»). В рекордно короткий срок, всего за 51 день, было налажено его серийное производство. Когда на полях сражений появились новые немецкие «тигры» и «пантеры», Красная Армия уже имела на вооружении ИС, самый мощный тяжелый танк в мире. По своей бронезащите, артиллерийскому вооружению и маневренности ИС до конца войны остался непревзойденным танком тяжелого типа. Испытав в боях мощную силу ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором предписывалось избегать боев с этими машинами.
В годы войны были увеличены мощности Магнитогорского металлургического комбината Чусовского, Златоустовского и других металлургических заводов, Уральского алюминиевого (Каменск-Уральский) и Соликамского магниевого заводов, комбината "Южуралникель"(Орск). В короткие сроки были построены крупные заводы:Челябинский и Чебаркульский металлургические,Богословский алюминиевый, Миасский автомобильный, Челябинская и Соликамская ТЭЦ. В период войны на Урале вступили в строй 10 доменных, 28 мартеновских, 9 электролитных печей, 2 бессемеровских конвертора, 11 коксовых батарей, более 100 шахт и угольных бассейнов.
Переход на выпуск вооружений содействовал техническому прогрессу в индустрии края. Централизация и специализация производства, крупносерийное и массовое изготовление продукции позволили заводам применять самые передовые, а иногда и неизвестные мировой практике технологические методы, механизировать частично трудоемкие операции. Значительные масштабы обрели модернизация станков, агрегатов. В машиностроении технический прогресс был ускорен организацией на заводах поточных линий и конвейеров. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, ученым и металлургам, и прежде всего коллективу Магнитогорского металлургического комбината, пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах. Впервые в истории мировой и отечественной металлургии магнитогорцы применили блюминг для получения танковой брони, совершив технический переворот в металлургическом деле. Производство броневой стали возросло с сентября 1941 г. по январь 1942 г. в 98 раз.
Характер используемой в войне техники предъявлял повышенные требования к работникам, выпускавшим военную продукцию. В военные годы на Урале широко развернулась подготовка новых квалифицированных кадров в системе трудовые резервов (школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища), индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, производственный инструктаж, курсы техминимума, стахановские и технологические школы, обучение вторым и смежным профессиям. Большую роль в формировании индустриальных кадров Урала сыграли эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Харькова рабочие, мастера. Для сохранения кадрового корпуса в военной промышленности применялось бронирование (освобождение от призыва в армию).
Глава 2. Промышленность Верхнетуринского машиностроительного завода.
2.1 Историческая хроника ВТМЗ в годы Великой Отечественной войны.
С началом Великой Отечественной войны развитию завода был дан новый толчок.
Новой гранью высветился в те суровые дни характер верхнетуринцев, приютивших под своим кровом донецких рабочих. Коллективу завода предстояло в сжатые сроки осуществить перестройку на выпуск оборонной продукции. А для этого – перепланировать имеющееся станочное оборудование, пустить в работу вновь организуемые механические подразделения.
Когда 22 июня 1941 года голос радио проник в сердца и судьбы советских людей черным словом война, завод крепко стоял на ногах. мощным промышленный потенциал, созданный в годы первых пятилеток, позволил Уралу успешно выдержать тяжесть громадных, неимоверно сложных задач, стать несокрушимым становым хребтом советской военной экономики. Новой гранью высветился в те суровые дни характер верхнетуринцев, приютивших под своим кровом донецких рабочих. Коллективу завода предстояло в сжатые сроки осуществить перестройку на выпуск оборонной продукции. А для этого – перепланировать имеющееся станочное оборудование, пустить в работу вновь организуемые механические подразделения. Более 11 тысяч добровольцев Кушвинского района ушли на фронт защищать Родину, а их рабочие места у станков заняли женщины и подростки. Работали в две смены по 12 часов. В начале войны имели по одному выходному дню в месяц, а иногда работали совсем без выходных. Были случаи, когда рабочие не уходили домой, по несколько дней оставались на заводе, ночуя в горячих цехах у печей. Население нашего города в 1942 году возросло до 25 тысяч человек за счет прибывающих эвакуированных из западных районов страны.
Все заводские цеха работали для победы над фашизмом, прибывавшее на завод оборудование сразу же устанавливалось и запускалось в работу по изготовлению продукции для фронта. Наш завод, выпускавший две номенклатуры основной продукции и две номенклатуры деталей машин, также перестроился на военный лад: впервые коллектив завода принял на свои плечи 6 видов валовой продукции и около 10 наименований разовых заказов.
В 1944 году завод продолжал работать по обеспечению Советской Армии, которая ознаменовала этот год, как год решающих побед в истории СССР. Несмотря на перебои в обеспечении завода металлом , топливом и недостаток рабочей силы, коллектив завода продолжал усовершенствование производства и особенно изделий "Патрон" и "Шайба", которые играли большую роль в наступлении Советской Армии по всему фронту.
Таким образом, 1943 год был годом наивысшей производительности труда в истории завода, которая была достигнута в кратчайшие сроки. За полтора года производительность труда почти удвоилась. Что касается зарплаты, то в то время она утратила существенное значение, в связи с нормированием продуктов питания и предметов народного потребления.Основными факторами роста производительности труда в то время явились героизм масс, а также совершенствование техники и организации производства.Свертывание оборонной продукции и разворот машиностроения начались уже в 3 квартале 1945 года.
Жители города охотно помогали фронту своими денежными сбережениями и теплыми вещами. Например, 3 февраля 1942 года было сдано: 82 полушубка, 50 меховых жилетов, 138 пар валенок, 500 пар меховых рукавиц, 247 шапок-ушанок и теплое белье. Из ушедших на фронт верхнетуринцев, героически воевавших на полях сражений, более 600 человек не вернулись в родные места, но их имена увековечены на плитах Мемориала Славы. Среди них два Героя Советского Союза: Гробов Анатолий Александрович и Бадьин Владимир Иванович. Оставшиеся в живых вернулись на завод и продолжали трудиться. О подвигах фронтовиков говорят ордена и медали, которые они надевают с заслуженной гордостью в День Победы. Таким образом, и после войны продолжали идти на запад уральские эшелоны. Не со стволами, гусеницами и боеприпасами – с техникой для восстановления разрушенного хозяйства.
2.2 Вклад машиностроительного предприятия в годы Великой Отечественной войны.
Враг прорвался к жизненным центрам Советского Союза: Ленинграду, Москве, Ростову. Страна оказалась в крайне тяжелом положении. Фронт требовал увеличения продукции. На заводе велось дальнейшее наращивание мощностей механических цехов для увеличения выпуска продукции, которое осуществлялось по следующим направлениям: во-первых, существующие цехи пополнялись новым оборудованием; во-вторых, был введен в строй новый механический цех № 14. Однако диспропорция в мощностях механических цехов и прессового цеха вновь обострилась в связи с прибытием на завод эвакуированного оборудования с завода №73 гор. Донецка. С этого завода рабочие и ИТР были эвакуированы в Челябинск, и при распределении людских резервов часть рабочих и ИТР была направлена на работу на Верхнетуринский завод. Следует отметить, что, несмотря на столь тяжелое время, местное население с большой теплотой и сочувствием приняло эвакуированных граждан с любых городов и сел страны, делилось с ними жильем и всем жизненно необходимым.
Прибывшее оборудование было размещено в литейном корпусе № 22 и в корпусе-складе готовой продукции цех № 15. Потребовалось много усилий для комплектования и восстановления прибывшего эвакуированного оборудования. Тем не менее, в 1941 году было введено в строй еще два механических цеха № 15 и № 22, а рост численности оборудования к 1940 году составил 152%. Таким образом, в 1941 году, впервые за последние пять лет завод выполнил годовой план на 143%, что по отношению к достигнутому выполнению плана 1940 г. составило 207% по товарной продукции и 161% по валовой продукции. 1942 год требовал еще большего напряжения от заводов страны, от трудящихся тыла, т.к. военная и политическая обстановка летом 1942 года сложилась не в пользу Советского союза.
Отсутствие второго фронта в Европе позволило гитлеровцам бросить против Советской Арии 266 дивизий, из них 193 немецких. Противник прорвался к Волге в районе Сталинграда и на Кавказ. Советское командование бросило все силы на Сталинградское направление. Руководство завода и трудящиеся, не жалея своих сил и, не считаясь со временем, в 1942 году обеспечили дальнейший рост выпуска продукции, она составила 310% к выпуску 1940 года.
В период подготовки активной обороны, а затем мощного контрнаступления на фронте в районе Курска и нанесения сокрушительного удара по фашистским полчищам, которые подготовили для летнего наступления тяжелые танки новых типов "Тигров", "Пантер" и самоходных орудий "Фердинанд", завод получил правительственное задание в апреле 1943 года изготовить и отгрузить на фронт изделие "Ударник" для сокрушения этих тяжелых танков. Во второй половине апреля 1943 года на завод прибыл министр т. Горемыкин П.Н. и начальник Главного управления т. Иванов Н.Д., которые поставили перед коллективом завода чрезвычайно трудную задачу – к концу апреля изготовить и отгрузить на фронт изделие "Ударник" в количестве не менее 1000 штук. В истории завода не было случаев, чтобы любое изделие изготовлялось раньше 3-х месяцев.
2.3 Статистические данные
В период Великой Отечественной войны завод был полностью задействован для выпуска спецпродукции (152-мм снаряды, 85-мм осколочные и бронебойные снаряда, корпуса к реактивным снарядам, осколочные гранаты). В 1943г. объем производства вырос к уровню 1941г. в два с лишним раза. Во время ВОВ, своё назначение завод выполнил с честью, изготовляя самые различные снаряды, в том числе снаряды, пробивавшие браню «Тигров» и «Пантер».
В 1944 году завод продолжал работать по обеспечению Советской Армии, которая ознаменовала этот год, как год решающих побед в истории СССР. Несмотря на перебои в обеспечении завода металлом, топливом и недостаток рабочей силы, коллектив завода продолжал усовершенствование производства и особенно изделий "Патрон" и "Шайба", которые играли большую роль в наступлении Советской Армии по всему фронту.
Рационализация технологии производства, трудоемких процессов, механизация сыграли в годы войны немалую роль в увеличении выпускаемой продукции, почти в 2 раза снизилась трудоемкость на отдельных изделиях "Патрон", "Шайба" и т.д. Таким образом, 1943 год был годом наивысшей производительности труда в истории завода, которая была достигнута в кратчайшие сроки. За полтора года производительность труда почти удвоилась. Что касается зарплаты, то в то время она утратила существенное значение, в связи с нормированием продуктов питания и предметов народного потребления.
Основными факторами роста производительности труда в то время явились героизм масс, а также совершенствование техники и организации производства.
Свертывание оборонной продукции и разворот машиностроения начались уже в 3 квартале 1945 года.
Жители города охотно помогали фронту своими денежными сбережениями и теплыми вещами. Например, 3 февраля 1942 года было сдано: 82 полушубка, 50 меховых жилетов, 138 пар валенок, 500 пар меховых рукавиц, 247 шапок-ушанок и теплое белье. (Приложение 2)
Ученики школы №3 (ныне школа №19) на покупку своего самолета за один день собрали около 15 тыс. Рублей, а также золотые и серебряные изделия.
Из ушедших на фронт верхнетуринцев, героически воевавших на полях сражений, более 600 человек не вернулись в родные места, но их имена увековечены на плитах Мемориала Славы. Среди них два Героя Советского Союза: Гробов Анатолий Александрович и Бадьин Владимир Иванович.
Оставшиеся в живых вернулись на завод и продолжали трудиться. О подвигах фронтовиков говорят ордена и медали, которые они надевают с заслуженной гордостью в День Победы. Таким образом, и после войны продолжали идти на запад уральские эшелоны. Не со стволами, гусеницами и боеприпасами – с техникой для восстановления разрушенного хозяйства. (Приложение3)
2.4. Этот день мы приближали как могли
1941 год, 5 апреля - рабочему поселку Верхняя Тура Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоен статус города районного подчинения. Градообразующее предприятие – ФГУП «Верхнетуринский машиностроительный завод» на протяжении всей истории Верхней Туры. Территория города – 15, 40 кв.км.
1941 год, июнь – после начала Великой Отечественной войны Верхнетуринский завод №72 полностью перешел на выпуск военной продукции, приняв на своей территории эвакуированный Донецкий завод
1941, октябрь – почти всех сотрудников ВТ-радиоузла призвали в РККА
1942 год, апрель – на Верхнетуринском заводе №72 создана первая фронтовая бригада, бригадир Найденов Герман Петрович
1942 год, 14 апреля – по призыву ЦК ВЛКСМ из Верхней Туры на фронт уходит девичий десант из 12 комсомолок (погибла Ольга Телегина)
26 февраля 1943 г. - верхнетуринцы подают заявления о вступлении в Уральский Добровольческий танковый корпус, зачислено 20 человек из Верхне – Туринского завода.
Апрель 1943 г. - во время подготовки к Курской битве верхнетуринским заводом №72 под руководством директора Сухих А.А досрочно изготовлено и отправлено на фронт в количестве одной тысячи штук изделие «Ударник», пробивавшее броню немецких танков «Тигр», «Пантера» и самоходных пушек «Фердинанд».
1943 г., 26 октября – Указом Президиума Верховного Совета СССР Бадьину Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда»
1943 г., 29 октября - Указом Президиума Верховного Совета СССР Гробову Анатолию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда»
1943 г., 24 декабря - на фронте Великой Отечественной войны погиб уроженец Верхней Туры Гробов Анатолий Александрович, Герой Советского Союза
1943 г., 30 декабря - на Верхнетуринском заводе открыт Музей боевой и трудовой славы
1944 г., 4 февраля - Указом Президиума Верховного Совета СССР уроженцу Верхней Туры, летчику Сапожникову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда»
Заключение
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18 % продукции).
3. Среднее машиностроение (15 % продукции). (Приложение 4)
Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.
В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли
Урал внес заметный вклад и в ратный подвиг, совершенный страной в годы войны.
И наш город решил увековечить память о своих родственниках – участниках ВОВ, тружениках тыла, узников концлагерей.
Война! Тяжелейшее испытание для любого народа, для любой страны, своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Вот и семьях наших учеников есть прадедушки и прабабушки, которые участвовали в боевых сражениях, и те, кто работал для фронта для победы.
Мы знаем о войне из книг и кинофильмов, а вы дорогие наши ветераны знаете о ней не понаслышке. Нам не понять всего ужаса войны, не испытать страха смерти от голода и ран, потому что все это вы приняли на себя. Поэтому с особым благоговением мы произносим сегодня ваши имена.
Список используемой литературы
Коновалов П.А. и др. Дети горы Благодать: Культурно-исторические очерки. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006.
«Верхнетуринскому машиностроительному заводу 250 лет» ответственный за выпуск Золотухин В.И. редактор Кирьянина В.П. художник Реутова Н.Б. технический редактор Честонова В.Г. корректор Сущанская М.В.
Интернет-рессурсы:
http://www.zawod.ru Завод.ру “Машиностроительные заводы”
https://ru.wikipedia.org Свободная Энциклопедия “Википедия”
http://www.umz-ural.ru Уральский машиностроительный завод
http://ufo.spr.ru/all/mashinostroitelnie-zavodi/ Справочник предприятий
http://www.orgpage.ru/ekaterinburg/машиностроительные_заводы/
http://www.expert-ural.com/analytics/ratings/krupneyshie-mashinostroitelnie-kompanii-urala-i-za-1.html Крупнейшие машиностроительные заводы
http://www.russia-city.ru/strana-v-proshlye-gody/474-mashinostroitelnye-predpriyatiya-urala.html Машиностроительные предприятия Урала
Архивные документы:
Антошко А.В. Заводская поэзия (из летописи событий 1941-45гг) Верхняя Тура 2007г
Верхнетуринский машиностроительный завод. О тружениках тыла города В. Туры. В Великой Отечественой войне 1941-1945гг
Знамя победы. г.Верхняя Тура. 30 октября 1998г. Его девиз – добросовестность.
Из истории кузнечно-прессового цеха. Знамя победы 1986 5 января
Из летописи завода годы 1942-1944
Кавалер ордена В.И.Ленина. Знамя победы. 18 февраля 1981 год. №2
«Когда над страною нависла гроза…» (Верхнетуринцы в годы Великой Отечественной войны) Александрова А.Н.// «Война в памяти поколений» Екатеринбург 2011
Невольских Г.К.: Ему было тогда 15 лет//знамя победы. Верхняя Тура 1978 14 июня
Они ковали победу в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг. Кушва 1999г
Приложение 2
Приложение 2
* (Таблица составлена по материалам Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 1, стр. 415; т. 2, стр. 511, 620-621; т. 3, стр. 172, 592; т. 4, стр. 583. Частично использованы материалы Центрального архива Министерства вооружения СССР, ф. ПЭО, Отдел "Орудийное производство 1940-1945 гг.".)
Приложение 3