Статья «Влияние оздоравливающей физкультуры на организм школьника»
Влияние оздоравливающей физкультуры на организм школьника
В современном обществе умственный труд играет всё более важную роль и часто заменяет труд физический. Это может негативно сказываться на организме ребёнка, так как интеллектуальное напряжение уменьшает работоспособность в целом. Однако и чрезмерное увлечение физическими упражнениями может принести вред. Для того чтобы занятия влияли на организм положительно, необходима система.
Одним из главных позитивных факторов физических занятия является их оздоравливающее и укрепляющее влияние на организм. При помощи оздоравливающей физкультуры можно проводить профилактику заболеваний и приучать школьников к дисциплине. Физиология детей обладает специфическими особенностями, системы жизнедеятельности активно формируются, и несбалансированные нагрузки могут привести к рассогласованию между ними.
Физические занятия будут приносить эффект в том случае, если они проводятся систематически под руководством тренера. Можно говорить о следующих факторах результативности занятий:
Возрастание энегрозатрат, что особенно актуально при дефиците двигательной активности, сопровождающей процесс обучения.
Улучшение работы сердечно-сосудистой системы, баланс между состоянием покоя сердца и работой мышц при напряжении.
Стимулирование дыхательной функции организма, вентиляционной способности, увеличение жизненной ёмкости лёгких.
Развитие пластичности высшей нервной деятельности, стабилизация эмоционального состояния.
Общеукрепляющий эффект, повышение иммунитета, снижение воспалительных процессов, профилактика болезней.
Детский организм испытывает естественную потребность в движении, которое становится своего рода биологическим стимулятором нормальной жизнедеятельности. Активность позволяет жизненно важным системам формироваться правильно и гармонично. Ребёнок становится более спокойным, происходит нормализация обмена веществ, улучшается дисциплина в целом.
В зависимости от состояния здоровья учащегося могут быть применены специализированные упражнения, рекомендованные врачом и ориентированные на коррекцию заболевания, и общеукрепляющие с комплексом стандартных заданий. Существуют следующие средства оздоровительной физкультуры:
игровые
гимнастические
спортивно-прикладные
Подвижные и спортивные игры составляют основу лечебной физической культуры для детей, что помогает поддерживать интерес и стимулировать положительные эмоции. Наибольшую пользу приносят занятия, проводимые на свежем воздухе с вовлечением естественных природных факторов: они закаливают организм, насыщают кислородом, поднимают настроение. К спортивно-прикладным относятся такие виды занятий, как бег, ходьба, плавание, лазание, задания для формирования и коррекции осанки и другие. На гимнастических упражнениях прорабатываются различные группы мышц.
При занятиях оздоровительной физкультурой необходимо учитывать состояние ребёнка, его самочувствие, анамнез и возрастные физиологические особенности. Эти данные нужны для составления адаптированной программы занятий. Важны также систематичность, постепенное усложнение комплекса заданий, увеличение нагрузок сообразно состоянию ребёнка и включение дыхательных тренировок.
На сегодняшний день половина учащихся к окончанию школьного курса имеет какое-либо заболевание, а количество абсолютно здоровых детей уменьшается с каждым годом. Гиподинамия, ставшая бедствием подрастающего поколения, оказывает сильное негативное влияние на все жизненные системы, поэтому одной из основополагающих задач учебного заведения становится обучение детей здоровому образу жизни с раннего детства.
Физическая культура на протяжении десятилетий позиционируется не только как средство оздоровления и поддержания хорошей формы, но и как важное социальное явление. Она отражает идеологические, философские, научные и культурологические веяния общества, провозглашая здоровье как одну из самых важных ценностей человеческой жизни. Физическая культура – это не просто комплекс упражнений, это закаливание, укрепление и гигиена всего организма и будущее благополучие человека.
Горбункова Ольга Ивановна
Горбункова Ольга Ивановна