Предварительный просмотр презентации
Исследовательская работа Влияние компьютера на организм младшего школьника Выполнила работу ученица 3 класса МОУ «СОШ с.Широкополье» Есипёнок Диана Руководитель: учитель начальных классов Исмаилова Марина Бикбулатовна
Актуальность темы Актуальность исследовательской работы заключается в том, что первые шаги на пути познания компьютера всегда самые сложные. И от того, правильно ли будут усвоены азы работы с компьютером на начальном этапе обучения, во многом зависит здоровье школьников в будущем. Цель работы: выявить влияния компьютера на организм человека. Гипотеза: компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает. Процедура исследования состояла из следующих этапов: -Поиск информации о компьютере и компьютерных играх; влиянии компьютера на организм человека. -Опрос учащихся (анкетирование) -Сделать заключение по проблеме, вывод и рекомендации по сохранению здоровья.
Введение Наверное, нет такого человека на свете, который бы знал о компьютере, но не знал о компьютерных играх. Пожалуй, чаще случается наоборот: компьютер покупают для того, чтобы играть в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует море занятных и полезных вещей, которые можно делать с компьютером и на нем... Подростки играют в разные игры, устраивают даже соревнования "Кто круче?", но мало кто задумывался о том, что дают нам эти самые игры помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия. Есть также и противники игр, а сообщения в прессе о том, что компьютерные игры на подсознательном уровне доводят людей до убийства себе подобных и себя самих, лишний раз только подогревают страсти. Но так ли на самом деле? Полезны или вредны игры для психического здоровья человека? Каким играм стоит уделять внимание, а какие лучше обойти стороной?
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для человека? От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание. Все вышеперечисленные недуги, безусловно, отразятся и на нашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр (интернето-мания, игро-мания).
Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и, в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся 3-го класса от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние. К основным вредным факторам, действующим на человека за компьютером, относятся: - сидячее положение в течение длительного времени; - утомление глаз, нагрузка на зрение; - воздействие электромагнитного излучения монитора; - перегрузка суставов кистей.
Монитор - это источник практически всех видов электромагнитного излучения. В зависимости от воздействия на объект, эти излучения бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты. Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, содержащаяся в ней, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака. Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие - обратное.
Все работы, доказывающие вред электромагнитного поля сверхнизкой частоты, опираются на эпидемиологические данные. Это означает, что здесь могут быть неточности, т.к. не исключено влияние других факторов. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает. Одним словом, ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму встречу с ними. Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая качественную технику.
Компьютерная зависимость Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX века в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в Украине. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Возникновению компьютерной зависимости способствует нарушение общения со сверстниками. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений.
Существует три стадии зависимости от компьютера: Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься. Вторая стадия — втягивание. Даже непродолжительное время без компьютера сопровождается плохим, подавленным настроением, раздражением, когда и скучно, и грустно, и дела не идут на ум. Третья стадия — полная зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Гимнастика для глаз Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
Анкетирование 69% опрошенных школьников ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 18% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм, 13% - затрудняются ответить. В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывали ли школьники в плохом, раздраженном настроении, если был сломан компьютер? 24% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 76% - не испытывают зависимости. На вопрос, конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером, 82% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 18% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. Большая часть (43%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических заданий.
Предупреждён, значит вооружён! Устают глаза при работе с компьютером у 52% опрошенных, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому. 54% учеников заботятся о своем здоровье – делают гимнастику для глаз. 9% учащихся не знают нормы работы за компьютером или пренебрегают ими. 24% учащихся любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики. На вопрос, знаете ли Вы, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 56% ответили, что знают, 44% ответили – нет.
Выводы исследовательской работы Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье младшего школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Развитие новых технологий обучения в школе требует хорошего знания персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно.
Негативное влияние на организм человека По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на их здоровье. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома. В школе уделяется огромное внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье. Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа за компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.
Вопросы и проблемы, поднятые в моей работе, привлекли внимание моих одноклассников. Пока симптомы психической зависимости никак не проявляются у учеников нашей школы, но я думаю, что это может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования. Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня, потому что каждый должна знать, как уберечь себя от негативного влияния компьютера. В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. Я провел профилактическую работу среди своих одноклассников. Она включала в себя распространение памятки с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи. Я удовлетворена результатами своей работы.
Литература 1. Г.Л. Билич, Л.В. Назарова / Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г. 2. И.А. Ермилова /Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ И.А. Ермилова //Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56. 3. И.А. Ермилова /Ограничьте просмотр передач!/ – 2008 - №8, стр.22. 4. С.В. Попов / Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г. 5. В.П. Леонтьев «Новейший самоучитель. Компьютер + интернет», Харьков, 2011. 6. В.П. Леонтьев /Компьютер. Настольная книга школьника/.