12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»
10

Статья «Школьник - школьнику»




Презентация "Школьник - школьнику"
PPTX / 7.29 Мб

Школьник – школьнику, или разговор о хороших книгах и авторе

       Когда я готовился всё-таки начать работу над этой публикацией, то вспомнил тему моего школьного сочинения – «Книги, которые учат жить…». Уже не помню, о каких книгах писал, но вот тема почему-то запомнилась.

      Весеннее время напряжённое. Надо успеть сделать очередные снимки на природе. Открылась земля, проснулись гены земледельца – надо убираться после зимы, пересаживать, копать, сеять, прививать. Но я всё-таки взялся за данную работу по двум причинам. Во-первых, есть очень благодатный материал, которым можно поделиться с коллегами. Книги, о которых я собрался рассказать, могут помочь учителям начальных классов, биологии, географии, истории, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. В них обилие занимательного материала, который может украсить урок или внеклассное занятие.

       Есть ещё одна причина. Прочитав объявление об этом конкурсе, я подумал, что организовать его можно было и раньше, как нужный и полезный. Каково же было моё удивление, когда через определённое время я вернулся к условиям конкурса. Членов жюри было уже девять, а конкурсантов на единицы больше!!! ( Со временем количество участников увеличилось). Вот тогда и решился окончательно мой вопрос участия.

       В чём причина такого явления? Конечно, в конкурсе на лучшую образовательную фотографию участвовать легче. Но конкурсные уроки, презентации, технологические карты – дело серьёзное, с большими временными затратами. Так почему же учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, психологи не изъявили желания участвовать в этом конкурсе? Может это – всеобщее явление, когда книга уходит из нашей жизни?

       Не всегда удаётся добраться до художественной литературы. А вот книги по предмету мне, уже не работающему учителю, всегда нужны. В моей комнате стопки книг всегда лежат на диване. Периодически всё убираю по своим шкафам, но это ненадолго. Проверенные источники снова становятся нужны, чтоб сделать уточнения, найти материал для очередной публикации, ответить на вопросы коллег о птицах и цветах.

      Так что это за книги, которые снова и снова, как в школьном сочинении, учат меня жить. Думал, что просто учат, дают новые знания. Нет, всё-таки учат меня жить, жить в согласии с природой, уважая её законы. Таковыми книгами являются творения Юлии Константиновны Школьник. Именно творениями учителя. Она не только пишет саму книгу, все иллюстрации – дело её рук, показатель таланта. В моей библиотеке пока пять её книг.

       В 2005 году вышел том полной энциклопедии «Растения». Если купите такую книгу, обязательно оцените её достоинства. Хорошая бумага, крепкий переплёт, прекрасные иллюстрации. Удобно то, что содержание книги с указателем страниц, дано на первых страницах. Поэтому быстро можно найти интересующую группу растений. Материал размещён в порядке усложнения от водорослей до цветковых растений. Обязательный элемент всех книг – словарь. Очень удобен и алфавитный указатель, он облегчает поиск необходимой информации. Когда начинаешь читать книгу, сразу же вспоминаются известные слова: « О, сколько нам открытий чудных…

        Узнаёшь много неизвестного, открываешь новое в том, к чему уже привык. Школьная программа по биологии при одном часе на изучение курса «Растения» предусматривает беглое знакомство с крупными систематическими категориями. А в томе - больше ста семейств только цветковых растений. Откройте наугад любое семейство, например, жимолостных. Сразу же увидите рисунки трёх видов жимолостей, калины, снежноягодника. А чтоб ознакомиться с другими представителями, достаточно пробежать глазами по тексту – название видов выделено жирным шрифтом. После этого ни за что не закроете эту страницу, пока не прочитаете всё об этих растениях. Прочитав, узнаете какие болезни можно лечить калиной, бузиной. Чтение этой книги – занятия для ума и тела.

       Том «Животные» посвящён млекопитающим. И снова обилие информации, изложенное понятным русским языком, очень доступно и увлекающе. Всем нам знакомы тигры. Они из семейства кошачьих, а кошки, как известно, не любят воду. Но тигры, наземные животные и почти не умеющие лазать по деревьям, очень любят воду, много пьют и охотно купаются. Случается, что у бенгальских рыже-чёрных тигров вдруг рождается белый тигрёнок. Он альбинос? А вот об этом узнаете, заглянув в книгу.

      С этой книгой можно работать и в детском саду. И не беда, что кто-то не умеет читать. Важно научить ребёнка получать информацию из рисунков, развивать внимание, замечать детали. Так когда-то работой с такими рисунками я начинал занятия по экологии в детском саду. Сейчас эта книга нужна для подбора материала к игровым элементам урока.

      Из всех книг больше всего я люблю том «Птицы». Потому что очень люблю наблюдать за птицами. Когда появляется свободное время, люблю поохотиться за птицами. Занятие увлекательное, но для терпеливых людей, ибо непоседливых птиц поймать в кадр бывает очень трудно. Иногда попадаются птицы, у которых знаю только название рода, например, дрозды. А вот видовое название иногда приходится уточнять. Тогда по алфавитному указателю нахожу дроздов, открываю нужные страницы с необходимой информацией и рисунками птиц.

       Интересно в лесу наблюдать за дятлами. Подсчитать количество ударов клювом по дереву невозможно, потому что в секунду их бывает от 20 до 30! И почему при этом у дятла не бывает сотрясений мозга и не болит голова? Ответ в книге – мозг  у большого пёстрого дятла с вишенку, подвешен на эластичных нитях и окружён жидкостью, которая сглаживает удары.

      В лесу дятлы дают другим дуплогнёдникам жильё, поскольку селятся каждый год в новом дупле, а старое становится жильём для других. А ещё дятлы помогают лесникам выделять деревья в рубку. Дятлы никогда не долбят здоровое дерево. И если на внешне здоровом дереве появляются дятловы отметки, значит оно загнивает или заражено вредителями. Дятлы никогда не ошибаются.

      Завершая краткий обзор книг Юлии Школьник, ещё раз хочется сказать, что эти книги действительно учат, учат детей и взрослых, доставляют эстетическое наслаждение при рассматривании прекрасных иллюстраций, удивляют новизной информации. Желаю вам встреч с такими достойными внимания читателей книгами.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Шулина Оксана Владимировна, 28.05.18 в 21:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич, за интересную статью!
Евгений Алексеевич, 29.05.18 в 21:39 1Ответить Пожаловаться
Просто книги очень нужные и интересные
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.