12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баскаева Ф.Ю.53
Я являюсь концертмейстером по народной (кавказской) хореографии. Играю на осетинской гармони. Стаж работы более 30 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

 

 

 

 

 

 

Влияние занятий народными танцами на формирование гармонично развитой личности

(методические рекомендации)

 

 

Исполнила:

концертмейстер

Баскаева Ф.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2022г

Влияние занятий народными танцами на формирование личностно-волевых качеств юношей и девушек

 

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала человека, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие юношей и девушек.

Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит и гармоничное физическое развитие. Естественно, это связано с тем, что занимающиеся хореографией, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Тренаж способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма человека.

Анализ отечественных и зарубежных источников позволяет сделать заключение об общем позитивном влиянии танцевальной подготовки на активность, умственную работоспособность, процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, общее интеллектуальное развитие младших школьников. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность. Сочетание танцевальной подготовки с физическим воспитанием благотворно влияет на развитие двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка. Актуальным является проведение танцевальных занятий, сочетающих музыкальность, пластику, физическое и духовное совершенствование, представляющих собой мощный потенциал гармоничного развития личности ребенка.

Посредством танца может осуществляться развитие нравственной и эстетической сферы личности, формирование адекватной и дифференцированной Я-концепции, самопринятия и самопонимания, рефлексии, воображения, таких личностных качеств, как целеустремленность, организованность, самостоятельность и креативность, лежащих в основе формирования способностей к творчеству. Через танцевальную подготовку можно научиться адекватному выражению своих эмоций, пониманию чувств собеседника, можно приобрести навыки партнерского общения. Через обучение танцу происходит осознание и позитивное переструктурирование жизненного опыта, осознание собственных чувств. Кроме того, танцы способствуют выработке гормона счастья – эндорфина, который поднимает настроение, улучшает общее состояние.

Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Для их раскрытия нужен мощный эмоциональный подъем, значительно усиливающий работоспособность центральной нервной системы. Такой подъем и должна создавать правильно организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает морально-волевая. Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях хореографией.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества человека:

1. упорство в работе;

2. настойчивость и целеустремленность;

3. воспитание потребности доводить начатое до конца.

Роль воли, в целом, и волевых качеств, в частности, очень значительна, так как в процессе занятий хореографией часто возникают внешние и внутренние трудности, без преодоления которых обучение не может быть успешным.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик:

1. Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

2. Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.

3. Решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли.

4. Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях народными танцами. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.

Хорошая психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям.

Помимо всего вышеперечисленного, занятия народными танцами способствуют:

1. Освоению культуры своего народа, его истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формированию чувства гордости за принадлежность к своему народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формированию у людей потребности в освоении культуры своего народа и народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Переводу нравственных знаний в поведенческие нормы.

Таким образом, занятия народными танцами оказывают разностороннее влияние на юношей и девушек, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Танец полностью вовлекает человека в движение, мышление и чувствование одновременно. На мой взгляд, танцы - это прекрасный путь к преодолению застенчивости, замкнутости, стеснительности, развитию артистичности. Юноши и девушки, занимающиеся танцами, более раскрепощенные и непосредственные, легче налаживают контакт со сверстниками. Танец - это не просто заученные движения, это живой механизм, в жизни которого все логически взаимосвязано, одно движение вытекает из другого.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.