Выступление на тему «Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс»
«Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс»
В нашей современной педагогике мы сталкиваемся с необходимостью постоянного, непрерывного развития и внедрения новых методов и форм обучения, чтобы эффективно поддерживать разнообразие потребностей наших учеников, чтобы обучение и развитие становилось продуктивным. Сегодня я хочу поделиться с вами теми методами, которые я использую в своей работе и на мой взгляд, они приносят результат.
Коллаборативное обучение – это метод обучения, основанный на сотрудничестве и взаимодействии между учащимися, где они работают вместе для достижения общей цели. Этот подход обучения способствует развитию коммуникативных навыков, социальной компетентности, а так же умение работать в команде. Так же коллаборативное обучение может способствовать лучшему усвоению материала благодаря обмену знаниями и умениями между учащимися. В контексте образования детей с ОВЗ, коллаборативное обучение может быть особенно полезным, поскольку оно способствует интеграции и социализации этих детей, а так же создает атмосферу взаимопомощи и поддержки. Приведу конкретный пример, например, на уроке математики, учащихся можно разделить на мини-группы для решения задач. Каждому учащемуся дать роль, опираясь на его умения, то есть читающий ребенок должен прочитать задачу, далее успевающий ребенок может предложить варианты решения, а тот, кто владеет письмом - запишет его. Таким образом создается ситуация успеха, где каждый ученик выполняет посильную ему задачу, внося вклад в общее дело, при этом наполняя свой опыт, глядя на других.
Визуализация и мультимедиа
Визуализация и мультимедиа не новый метод обучения, но как известно, один из самых эффективных. Все мы знаем особенности детей с ОВЗ, это прежде всего проблемы с восприятием. И используя визуализацию мы даем возможность предоставить образы и зрительные представления о предметах и явлениях, которые помогут понять материал. Так же дети с ОВЗ отличаются низкой мотивацией и вовлеченностью в процесс обучения, а мультимедиа и визуализация привлекают внимание детей, это интересно детям, таким образом, это может помочь преодолеть нежелание учиться и создать более позитивную атмосферу на уроках. Так же хочется отметить, что многие визуальные и мультимедийные ресурсы могут быть доступны для самостоятельного изучения, что помогает развивать навыки автономности и самостоятельности в учебном процессе.
В целом, визуализация и мультимедиа являются мощными инструментами, которые помогают сделать учебный материал более доступным, интересным и эффективным для детей с ОВЗ, способствуя их учебному прогрессу и развитию.
Какую визуализацию и мультимедиа я использую на уроках:
Иллюстрации и картинки. К каждой теме по каждому уроку, подбираются иллюстрации, это могут быть и печатные картинки, а так же могут выводиться на экран. Так же на многих уроках, я использую практическую работу с картинками, например, при изучении овощей и фруктов, ребята обязательно наклеят в альбом изображение, изучаемого фрукта или овоща, раскрасят его, подберут другие подходящие картинки, например, где растет данный фрукт (яблоня), как используется (банка с вареньем, пирожки и т.д.). Таким образом, поработав самостоятельно с иллюстрациями, у ребенка лучше усвоится материал.
Использование интерактивной доски и различных программ. Просмотр различных обучающих фильмов, видео роликов так же обогащают опыт, углубляют и расширяют знания. Различные игры, приложения вызывают большой интерес у учащихся, делая уроки интересным и разнообразными.
Стимуляция и развитие сенсорных систем
Цель данного метода: улучшение функционирования сенсорных систем у детей с овз, чтобы облегчить их учебных процесс и адаптацию к окружающей среде. Этот метод помогает детям лучше воспринимать и обрабатывать информацию, что влияет на их успеваемость и поведение, улучшая концентрацию, внимание и учебные навыки.
Примеры внедрения сенсорной стимуляции на уроках:
Сенсорные игры. Использование тактильных материалов, такие как песок, глина или тактильные поверхности (улучшает тактильные навыки и восприятие мира).
Музыкальные упражнения. Включение музыкальных элементов, таких как ритмические игры, использование музыкальных инструментов, может помочь стимулировать слуховые и равновесные системы у детей.
Сенсорные паузы. В течение урока вставки коротких сенсорных пауз, включающих физические упражнения или дыхательные практики, чтобы помочь детям с ОВЗ расслабиться, сосредоточиться и восстановить сенсорное равновесие.
Ежедневное включение нейропсихологических упражнений в течении учебного дня.
Нейропсихологические упражнения – это специально разработанные задания и активности, направленные на стимуляцию и развитие различных когнитивных функций и навыков у людей, включая внимание, память, мышление, восприятие, речь и другие аспекты психологической деятельности. Эти упражнения основаны на принципах нейропластичности мозга, который гласит, что мозг способен изменять свою структуру и функцию в ответ на внешние стимулы и опыт.
Игровой подход в обучении
Целью игрового метода является создание стимулирующей и интересной обучающей среды, которая способствует активному участию детей с ОВЗ, развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков, а так же успеваемости и учебной мотивации. Использование игровых методов в обучении детей с ОВЗ может положительно влиять на их успеваемость по нескольким причинам: учебный процесс более привлекательный, что мотивирует. В процессе игры лучше усваивается поступающий материал.
Внедрение этих методов в образовательный процесс позволяется создать такую среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха. Наша задача, как педагогов – непрерывно развиваться и адаптироваться, искать новые более эффективные методы работы с детьми, чтобы обеспечить качественное образование для всех детей, вне зависимости от их особых образовательных потребностей.