Статья «Внедрение в практику работы социального педагога программы по профилактике правонарушений среди обучающихся начальных классов "Страна Ненарушайка"»
Никитина Татьяна Геннадьевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 218»
Социальный педагог, без категории
Тел.: 8 923 114 29 92
e-mail: tg_nikitina@mail.ru
Внедрение в практику работы социального педагога программы по профилактике правонарушений среди обучающихся начальных классов: «Страна Ненарушайка».
Правовое образование - это часть общей культуры гражданина. Оно формирует правосознание подрастающего поколения и гражданскую нравственность. Поэтому очень важно прививать навыки правовой и гражданской грамотности с раннего возраста. Данный курс рассчитан на обучающихся 1-4 классов начальной школы и проводится в МАОУ СОШ № 218 социальными педагогами.
Целью программы является формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени обучения, а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу, своей семье и себе.
Задачами данного курса мы ставим: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан; развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности; развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.
В данном курсе используются следующие методы и средства обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.
В Содержание учебного курса включены занятия для параллелей 1х-4х классов. В 1 классе изучаются темы:. Что такое права ребенка?, Что такое «хорошо» и что такое «плохо», Моя семья, Образование и лечение.
В Содержание учебного курса для 2 класса включены темы для изучения: Отдых и труд, Гражданские права и обязанности.
А уже в 3 классе обучающиеся знакомятся с материалом о здоровом образе жизни, о гражданских правах и обязанностях и Административных правонарушениях.
На четвертом году обучения, завершающим в начальной школе, делается акцент на такие темы, как: Азбука потребителя, Правильное поведение и безопасность, Правила хорошего тона, Полезные знания и привычки.
В результате изучения данного курса обучающиеся знают: основные права ребенка; особенности законопослушания гражданина РФ; соотношение прав и обязанностей; основные документы и законы; нормы поведения в обществе; также обучающиеся умеют: ориентироваться в нормах прав ребенка; различать поступки, влекущие за собой правовую ответственность; оперировать полученными знаниями;
Ребята используют приобретенные знания и умения на практике для: формирования правового сознания; успешной социализации в обществе.
Список литературы.
- Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
- Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
- Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. - 2012. - № 9. - С. 88-90.
- Михайлова Л. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение "Турист-историк, геоэколог" // Народное образование. – 2003. - N 3. - С. 214-217.
- 5.Науменко Ю. В. Образовательная программа для младших школьников "Мое здоровье" // Народное образование. - 2013. - № 8. - С. 193-200
.