Внеклассное мероприятие на тему «Блокада Ленинграда» (3 класс)
Внеклассное мероприятие «80 лет снятия блокады Ленинграда». Разработала и провела Раула Ирина Евгеньевна, воспитатель ОЧУ Первая Московская гимназия, 2024
Цели: рассказать о блокаде и освобождении Ленинграда на художественном, документальном, аудио—видеоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев и защитников города; воспитать гражданственность, гордость, уважение к истории своей страны.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, плакаты.
Ход мероприятия
Учитель. Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда..
Не было топлива.
Замерло электричество.
Вышел из строя водопровод.
Леденящий холод.
Сгорели от бомб продовольственные магазины и склады.
Начался голод.
По Ленинграду ходила смерть…
Фашисты постоянно обстреливали Ленинград: с суши, с моря, с воздуха. Бросили на город даже морские мины. Город пылал от пожаров. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались мужественно. Город фашистам не сдавался. Почти 900 дней находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. О великом подвиге ленинградцев блокадного города наша история…
Ученик 1. Слайд 1-2 Опять война, Опять блокада… А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне
И о блокаде полистали Стихов достаточно вполне».
Ученик 2. Слайд 3 И может показаться: Правы И убедительны слова.
Но даже если это правда, Такая правда – -Не права!
Ученик 3. Слайд 4 Чтоб снова
На земной планете Не повторилось той зимы,
Нам нужно, Чтобы наши дети
Об этом помнили, Как мы!
Слайд 5 Было 22июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов тревожный голос: - Германские войска напали на нашу страну. -Война!
Слайд 6 (клип «Вставай, страна огромная!»)
Слайд 7 Тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим пограничным железным дорогам, городам, по местам расположения армий. Стремительно пересекали границу сотни фашистских самолётов .
Слайд 8 Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались.
Ученик 4. Слайд 9 Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставай на помощь…», Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор каждого: я или Родина!
Самое лучшее и дорогое - Родина!
Горе твоё – это наше горе, Родина!
Р.Рождественский «Реквием».
Слайд 10-11 Немало книг написано о героической обороне многих городов и крепостей. Но эти сказания бледнеют перед бессмертным подвигом Ленинграда. Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда – колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. К Ленинграду гитлеровцы рвались с большим упорством. Превратить город в груды щебня и пепла, уморить его население голодом и физически уничтожить – вот к чему стремились фашисты.
Слайд 12 (карта окружения Ленинграда) В конце сентября 1941г положение советских войск на фронте ухудшилось. К этому времени 300-тысячная группа армии ”Север” полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осаждённый город с большой землёй, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага. Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. 21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада “О блокаде Ленинграда”, в которых говорилось: «...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Слайд 13 Враги подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его, а из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окружённый Ленинград. Все пути к нему на СУШЕ захвачены фашистами. А когда город окружён врагами, это значит ,что он в блокаде. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ!
Слайд 14 Днём и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые, полыхают пожары. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Опустели цеха заводов. Многие рабочие ушли на фронт. Они стали солдатами и матросами. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.
Слайд 15 В эти дни четырнадцатилетний мальчик Фёдор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков.»
Слайд 16 Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасы продовольствия заканчивались. А в городе больше двух миллионов людей. Чем их кормить? Далеко, за кольцом блокады -тысячи городов и деревень. Там – Большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окружённый город? Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй. ЭТА ДОРОГА ШЛА ПО ВОДЕ.
Слайд 17 (карта дороги жизни) В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.
Слайд 18 По реке Волхов плывут пароходы. Их трюмы наполнены мукой. Пароходы держат путь к Новой Ладоге. На озере стоят большие баржи, они повезут груз по озеру. Путь их далёк. Только пройдя 125 км, баржи достигнут берега. А там солдаты погрузят муку в товарные вагоны - и поезд пойдёт к Ленинграду.
Слайд 19 Дорог было несколько. Но главная, между ст. Кобона и Осиновец. 30 км нужно было проехать от Кобоны, чтобы оказаться на западном берегу. Невдалеке от трассы замаскировали в снегу зенитные установки, построили проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.
Слайд 20 С каждым днём морозы становились сильнее. Лёд на Ладоге стал толще, но выдержать вес машины не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок спасёт сотни людей. Машина не пройдёт, но сани лёд может выдержать. Утром 20 ноября в Кобону тронулся конно-транспортный обоз в 350 упряжек. Лёд тонкий, лошади идут медленно. Только к вечеру обоз достиг цели. Муку погрузили в вагоны и повезли в Ленинград.
Слайд 21 Мороз- 20 градусов, ветер в лицо. В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые вышла большая колонна машин. Машины шли в Кобону за продовольствием. Страшен путь. Трещит, прогибается под машинами лёд. Вдруг не выдержит?
Слайд 22 Много лет спустя, после окончания войны, водолазы подняли машину, установили на берегу Ладожского озера в посёлке Осиновец.
Слайд 23 В ноябре 1941 года удалось проложить через Ладожское озеро «Дорогу жизни». Стояли сильные морозы. Водители стали думать, как увезти больше. Придумали. Прицепили к машине лёгкие сани. На сани положили по 7 мешков, а в кузов машины по 12 мешков. И двинулись обратно из Кобоны в Ленинград. Так начала работать зимняя дорога через Ладогу. Путь через Ладогу народ стал называть Дорогой жизни. Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые недели фашистские лётчики почти безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов. В начале апреля 1942г растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта.
Слайд 24 Больше двух лет, днём и ночью, шли Дорогою жизни машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, днём и ночью ведут свои простреленные машины. Но всё равно в Ленинграде не хватает хлеба, мяса, нет сахара, нет овощей.
Слайд 25 Вот он блокадный кусочек хлеба. 125 граммов на весь день. Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши- вот и весь обед блокадного ленинградца.
Слайд 26 Такие объявления висели на всех булочных Ленинграда. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень. Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов.
Слайд 27 Небывалый мороз на улице и в домах. Нет угля, не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки - времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, паркет, шкафы. Только одна беда: плохо держит печка тепло. Закончил топить- опять в комнате холодно, как на улице.
Слайд 28 Холодно и темно в комнате. Не горит электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев. В комнатах темно даже днём. Нет стёкол в окнах. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой.
Слайд 29 Нет и воды в ленинградских квартирах. Замёрз, не работает водопровод. Рано утром тянутся к Неве голодные, замёрзшие ленинградцы. Кто с ведром, кто с кастрюлей, кто с чайником. А доберутся домой, смотрят- вода в лёд превратилась, замёрзла на морозе.
Слайд 30 Не ходят по улицам города автобусы и трамваи. Нет электричества, нет бензина. Стоит транспорт на улицах с выбитыми стёклами, пробитый осколками бомб и снарядов.
Ученик 1. Слайд 31 Опять налёт, Опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел С Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби Дымящейся во льду.
Там люди Воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Ученик 2. Слайд 32 Не думайте, что лезут зря под пули. Остались- Просто силы берегут. Наполненные вёдра и кастрюли Привязаны к саням, Нолюди ждут. Ведь прежде чем по ровному пойдём, Нам нужно вверх По берегу подняться. Он страшен, этот тягостный подъём, Хотя, наверно, весь- Шагов пятнадцать.
Слайд 33 В эту страшную зиму работали школы, учились школьники. В классе- мороз. Все сидят в шубах, шапках, рукавицах. Только учительница сняла на минутку варежку с правой руки. Надо поставить ученику отметку. Не положено ставить отметки карандашом, а она ставит. Потому, что чернила в чернильнице замёрзли и превратились в ледяшку.
Слайд 34 Раненую девочку зовут Женя. Когда началась война, ей было 4 года. В дом, где она жила, ударил снаряд. Девочку засыпало. Много часов искали Женю сапёры. Её нашли под грудой обломков. Женя была без сознания. Её отправили в больницу, и там врачи увидели, что у четырёхлетней девочки от страха поседели волосы.
Слайд 35 И всё- таки голодные, больные ленинградцы не прекращали работы. Они выпускали мины, снаряды, гранаты, ремонтировали танки и орудия. Работы проводились днём и ночью. Рабочие не покидали заводских цехов. Подростки и женщины помогали ремонтировать танки, пулемёты, делали гранаты и мины.
Ученик 3. Слайд 36 Горят дома – Тушить их больше нечем.
Горят дома, Неделями горят.
И зарево над ними каждый вечер
Вполнеба, Как расплавленный закат.
Слайд 37 Каждый день и каждую ночь собирала зловещую дань смерть, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков. Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники. Такой дневник- потрясающий документ. Его нельзя читать без слёз.
Слайд 38 (дневник Тани Савичевой)
Слайд 39 (могилы Савичевых)
Ученик 4. Слайд 40 Но город жив.
Он выйдет из бомбёжек,
Из голода, Из горя, из зимы.
И выстоит!... Иначе быть не может-
Ведь это говорю не я, А мы!
Слайд 41 900 дней и ночей Ленинград был в кольце блокады. Но дух ленинградцев остался несгибаемый. Ни на один час не покидала их вера в силы Отчизны.
Слайд 42 В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения на счет ведения боевых действий зимой 1942/43г, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады. Готовность операции, условно названной “Искра”, определялась к 1января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробиться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинграда и соединиться. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону противника.
Слайд 43 Январским морозным утром по вражеским укреплениям ударили более четырёх тысяч орудий и миномётов. Началась великая битва. 12 января 1943г в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп реактивных миномётов - “катюш”. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Лётчики обрушили на врага бомбовые удары. Сокрушая все преграды, ринулись вперёд танки. Прикрываясь дымовой завесой, приближались к врагу пехотинцы. Гвардейцы подтягивали к месту боя миномёты и пулемёты.
Слайд 44 Много дней длилась битва. Враг начал отступать, но яростно сопротивлялся. Никакая сила не могла остановить наших солдат. Армия неудержимо шла вперёд
Слайд 45 Наконец, воины Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав блокаду, соединились. Случилось это 18 января 1943 года. В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. В короткий срок, всего за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители проложили железнодорожную линию Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м. Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли.
Слайд 46 9 сентября 1943г Военный совет Ленинградского фронта представил в Ставку ВГК свои соображения на дальнейшее ведение боевых действий, где говорилось о плане освобождения Ленинграда. Стрелковые войска, артиллерия, авиация, специальные роды войск получили конкретные боевые задачи. Два с половиной месяца днём и ночью, в любую погоду шла во фронтах напряжённая боевая учёба. В 9 часов 35 минут 15 января 1944 года тишину нарушил грохот орудий и миномётов. По противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Ураганный огонь артиллерии, стремительная атака танков и пехоты в первый момент ошеломили гитлеровцев. За семь дней ожесточённых боёв войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали сильно укреплённую оборону 18-й немецкой армии на её флангах и таким образом нарушили устойчивость всей обороны противника на ленинградском направлении. 27 января 1944года блокаду окончательно ликвидировали.
Ученик 1. Слайд 47 Блокады нет…
Уже давно напрасно
Напоминает надписью стена
О том, Что «наиболее опасна
При артобстреле эта сторона».
Ученик 2. Слайд 48 Обстрел Покоя больше не нарушит, Сирены По ночам не голосят… Но след блокадный В душах- Как тот неразорвавшийся снаряд.
Слайд 49 В память павших на Ладоге. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам- всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. Ученик 3.
Слайд 50 « Дорогой жизни шёл к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим, Ещё не знают на земле Страшней и радостней дороги». О. Бергольц.
Слайд 51 (защитникам и жителям блокадного Ленинграда посвящается)
Слайд 52 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание город-герой за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины.
Слайд 53 Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли на смертный бой.
Слайд 54 (метроном, минута молчания.)
Просмотр документальных фильмов «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.», «Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра»». Чтение учащимися стихотворений о блокаде Ленинграда.
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна