Внеклассное мероприятие «Эх, масленица-краса затейница»
32
Внеклассное мероприятие
«Эх, масленица-краса затейница»
Разработала
преподаватель «Экономики и ОФГ»
Фоменко Н.В.
г. Азов
2021г.
Цели урока: способствовать обогащению духовно-нравственного мира обучающихся, повышение интереса к истории и традициям своей Родины через знакомство с культурным наследием русского народа.
Задачи урока:
- расширение и углубление знаний обучающихся о народных праздниках и традициях;
- воспитание патриотизма и уважительного отношения к народным традициям и своей истории;
- развитие творческого потенциала обучающихся и умения плодотворно работать в коллективе.
План урока:
Сбор ребят в классе, рассадка по местам На фоне играет музыка, русские народные песни и масленичные колядки.
Проверка присутствующих и отсутствующих в классе.
Начало повествования учителя.
Выступление обучающихся – читают частушке масленице.
Продолжение повествования преподавателя.
Чтение колядок обучающимися.
Продолжение повествования преподавателя.
Закрепляющее упражнение (составление стены пожеланий «Авдотьюшка Изотьевна - радостная девица»)
Конец урока.
Весь урок сопровождается красочной презентацией, которая является фоном урока.
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная
УМК:
ПК, проектор
Презентация по теме занятия «Эх, Масленица-краса затейница!»
Оформленная выставка посвященная празднику Масленицы.
Ватман с нарисованной масленицей, бумажные блинчики - заготовки для закрепляющего упражнения.
Планируемые результаты:
Предметные: Погружение обучающихся в атмосферу праздничных гуляний с помощью выставки посвященной быту русского народа и празднику Масленицы. И музыкальному сопровождению.
Метапредметные:
Размышление о истории русского народа;
Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
***
Дорогие ребята вы все наверняка слышали, что в этом году неделя с 8 марта по 14 февраля по всей России объявлена «Масленичной». Вы также знаете, что в это время принято ходить друг к другу в гости и печь блины.
А знаете ли вы когда впервые люди стали отмечать этот праздник (вопрос к обучающимся/ дети отвечают на вопрос).
Совершенно верно, праздник очень старый, я бы даже сказала древний. Его отмечали наши мамы и папы, бабушки и дедушки, их родители и родители их родителей и так до глубокой древности.
Корни праздника находятся в дохристианской Руси, когда люди вели общинный образ жизни и поклонялись языческим божествам олицетворявшим собой ту или иную природную стихию или время года. К примеру солнце, у древних славян имело разные имена в зависимости от времени года: зимнее – Хорс, весеннее-Ярило, летнее-Даждьбог, осеннее-Сварог. Древние славяне почитали особые дни в году, дни солнцестояния – и по количеству времен года их было 4. Они считались самыми главными и священными.
Праздник Масленицы или Масляницы посвящен дню весеннего равноденствия, когда погрузившаяся в зимний сон природа оживает с первыми лучами Ярилы-солнца.
Масляница имела множество имен, так как наши предки жили обособленно друг от друга, то в зависимости от региона проживания праздник весеннего равноденствия назывался-Масляница, Комоедицы, Новолетие.
Вместе с Масленицей славяне празднуют возвращение в мир Яви весенних Богов. Согласно славянским легендам у каждого времени года есть свой Бог-Покровитель и Богиня-Покровительница.
На Весеннее Равноденствие власть в свои руки берёт Ярило, Бог Весеннего Солнца. Именно с его приходом на землю начинаются шумные и весёлые гуляния на Славянскую Масленицу. Чествуя молодого Бога, юноши показывают свою силу в сражениях стенка на стенку и взятии снежной крепости.
Ярило приходит не один. Он открывает дорогу в мир Яви красавице Лёле, Богине Весны. С её приходом пробуждается природа, всё вокруг наполняется жизненной силой. Праздники, посвящённые юной Богине Весны, были особенно любимы молодыми девушками, которые считали Лёлю своей покровительницей.
После принятия христианства всеми любимый праздник был оставлен и включен в число христианских праздников, и стал называться е Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
Так древний языческий праздник закрепился и дошёл до наших дней.
Ребята, как вы думаете, что является главным символом масленицы? (вопрос к обучающимся)
Правильно, конечно же, это БЛИНЫ.
А кто знает, зачем пекли блины? Символом чего они были? (вопрос к обучающимся)
На самом деле, изначально БЛИНЫ были поминальной едой и пеклись они не только в масленичную неделю. В масленицу же они стали символом погребения зимы.
Да, в наше время блины являются главным символом масленицы. Но в древности, центральная роль отдавалась «кукле - Масленице».
Традиция изготовления и сожжения обрядовой народной куклы «Масленица» была распространена на всей территории России. Имен у соломенной куклы-чучела было много. Самое известное из них Масленица или Масленка. Но вот, например, в Костромской губернии звали ее Гаранька, а в Нижегородской просто Баба.
Народную обрядовую куклу-Масленицу делали из соломы. Но часто соломенное чучело имело «скелет» – крестовину из двух жердей. Обычно для этих целей использовали древесину березы. Это дерево, как и солома, символизировало быстрый, буйный рост. Затем Масленицу. Одежду брали старую, ношенную. Иногда просто брали тряпки и создавали подобие костюма, обматывая их вокруг куклы. Но при этом старались, чтобы на ткани был растительный орнамент. Из очесов льна плели косу и повязывали на голову платок. В руку кукле часто давали круглый «блин» или сковородку. Размером Масленицу делали в рост человека или чуть выше.
Куклу старались делать дородной, даже толстой. И ее женские достоинства не забывали подчеркивать – делали огромную грудь. Как и все обрядовые народные куклы, Масленица изначальна была безлика. Но позже лицо ей стали рисовать. Углем, свеклой. Вместо носа могли воткнуть морковку.
До того как сжечь, «похоронить» куклу-чучело Масленицы, ее выставляли на показ всему честному народу. Иногда устраивали ей «встречу». Куклу «водили» по деревне, катали с гор на корыте, пели ей песни и частушки, величали: (заранее раздает обучающимся стихи и даем задание на дом их выучить, обучающиеся рассказывают стихи)
***
Дорога наша Масленица,
Ты Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая да румяная!
Коса длинная, трехаршинная,
Брови черные, наведенные,
Лапти частые, головастые!
***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
***
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
***
Навела я теста таз,
Угощу блинами вас.
А похвалите меня,
Гору напеку вам я!
***
Мой зятек без приглашения
Прибежал на угощение,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.
***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя
— Можно съесть и лишнего.
***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Ребята молодцы! Спасибо. (преподаватель благодарит детей они садятся на место. Преподаватель дальше ведет свой рассказ).
Жизнь Масленицы была веселой и разгульной, но недолгой. В конце масленой недели, в воскресенье, ее сжигали, прощаясь с зимой и ожидая весну. На этом костре было принято сжигать не только куклу, но и все старое и ненужное: негодную утварь и одежду, бороны, бочки, колеса, старую солому и т.д. Так в очищающем огне сгорало все ненужное, старое, плохое, освобождая дорогу новому, лучшему.
Считалось, что чем больше костер, тем скорее можно будет приступать к севу. Золу из костра разбрасывали по полям для дружных всходов и богатого урожая. В некоторых местностях куклу-чучело не делали, а просто жгли костер. Но при этом такое действо все равно называлось «жечь Масленицу». Изредка куклу не жгли, а топили в реке или разрывали в клочья на полях.
Перед тем как сжечь Масленицу, да и пока она горела, ее всячески ругали и поносили. Звали уже не румяной да чернобровой, а «кургузихой», «кривошеей», «обманщицей». Масленица как бы забирала с собой на костер не только старые материальные вещи, но и «грехи» всей общины, становясь «козлом отпущения».
Ну что ребята теперь вы знаете кто такая масленица? (вопрос к обучающимся)
Ребята, масленица – это не просто праздник поедания блинов и сжигания чучела. Знаете ли вы, что каждый день масленичной недели имел свою задачу? (вопрос обучающимся)
Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.
Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.
Понедельник — «встреча» праздника.
Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.
В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.
Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.
И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья
Вторник — «заигрыш».
Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек. В этот день звали родных и знакомых на блины.
Заигрыши были днем сватовства в деревнях. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.
Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу.
Среда — «лакомка». В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки.
Четверг — «разгуляй». С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями.
Катание на санках (салазках, чунках) было любимым детским занятием и не только в масленицу. Из толстых широких досок для детей делали специальные кореги (корежки). Опасности упасть с такой корежки и перевернуться практически не было. Корежки таскали на веревочках самые маленькие. Корега с беседкой называлась козлом. Если днище кореги облить водой и наморозить на нем слой льда, то такая корега особенно стремительно неслась с горы.
Забавой для взрослой холостой и женатой молодежи служили так называемые слеги, на которых катались стоя, парами, держась друг за друга. Длинные, хорошо обтесанные слеги (нечто среднее между бревном и жердиной) клали на гору, обваливали снегом и обливали водой. Всю масленую неделю катались на слегах, визжали и падали, кричали и ухали, проносились по слегам и с песнями. Устоявшая на ногах пара катилась далеко за реку или за деревню.
В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Участвовать в боях и соревноваться могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. Причем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.
Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.
Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам.
В городах жители, разодевшись в лучшие наряды, участвовали в праздничных гуляньях, ходили на театральные представления и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.
Ребята, я знаю вы подготовились. Давайте послушаем масленичные колядки.
/Обучающиеся рассказывают колядки/
Колядка №1
Ой, ты, Масленица,
Ты голубушка!
Укрой от холода меня
Теплой шубушкой.
Позови Весну,
Весну хорошую!
А то Зима все вокруг
Запорошила!
Заморозила нас, завьюжила,
Снег по полю отутюжила!
Мы хотим Весну, зеленушку!
Позови скорей ее, душечка!
Колядка №2
Масленица у порога
Краснощека, пышногруда,
Масленица у порога,
Открывайте, люди, двери!
Чтобы в жизни было много:
Удачи, радости и счастья!
Богатства в доме,
В нем нет ненастья.
На столе – хлеба,
Молока – в кувшине,
Любви огромной,
Чтобы до неба!
Масленица, заходи!
Вкусностями угощайся!
Принеси нам много счастья!
С нами оставайся!
Колядка №3
Мы по улице идем,
Масленицу с собой ведем!
Ох, она красавица!
Всем нам очень нравится!
Доставайте из запасов
Пирожки и пироги,
Угощайте нас быстрее,
Гости в гости к вам пришли!
Колядка №4
А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой.
Колядка №5
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Колядка №6
Ой ты, Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор взъезжает.
А мы, девочки, ее встречаем,
А мы, красные, ее встречаем.
Ой ты, Масленица, погости недельку,
Широкая, погостюй другую.
Масленица, я поста боюся,
Широкая, я поста боюся.
Ой ты, Маслена, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече.
Колядка №7
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Ребята, большое вам спасибо за подготовку. А мы с вами идём дальше, а дальше пятница-Тёщины вечёрки.
Пятница — «тещины вечёрки», В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.
Суббота — «Золовкины посиделки».
В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.
Воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье.
Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Также в Прощёное воскресенье было принято ходить на кладбище и поминать усопших родственников.
Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела в воскресенье. Это действие символизирует проводы зимы и наступление весны. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечтая, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Дорогие ребята, ну что вам понравился наш урок ? (вопрос к аудитории)
Ребята, ну а сейчас, мы с вам оформим стену пожеланий - «Авдотьюшка Изотьевна - радостная девица». Для этого у каждого из вас на партах лежат блинчики, их нужно разукрасить и написать на них ваши пожелания, можете также написать услышанные сегодня частушки, стихи посвященные Масленице и приходу весны.
МАКЕТ ЗАГОТОВКИ БЛИНЧИКА
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Мероприятие успешно проведено 12 марта 2021 года
Презентация
Ирина
Фоменко Надежда Васильевна