Внеклассное мероприятие «Феномен бранной лексики в русском языке» (неделя русского языка и литературы)

4
1
Материал опубликован 4 January 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»













Внеклассное мероприятие

«Феномен бранной лексики в русском языке»

(неделя русского языка и литературы)








Автор: Р.Я. Аскарова

учитель русского языка и литературы , высшая квалификационная категория














П. Полетаево

2022






Внеклассное мероприятие «Феномен бранной лексики в русском языке»

(неделя русского языка и литературы)



1. Познакомить детей с ненормативной лексикой в русском языке.


2. Развивать умение формулировать свою мысль, рассуждать, анализировать, доказывать.


3. Воспитать у школьников любовь и бережное отношение к русскому языку, развивать языковое эстетическое чувство.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!

И.С.Тургенев









I. Тема. Цель.

- Ребята, сегодня мы проведём интересное мероприятие на тему

« Феномен бранной лексики в русском языке»,на котором познакомимся с новыми понятиями:


Феномен

1) Необычное явление, редкий факт.

2) О человеке, отличающемся какими-либо выдающимися способностями.

3) Термин философии

Синонимы: диво, диковина, чудо, уникум.


Брань - ссора, свара, раздор, разлад, вражда, ругня, ругательство.


Обсценная лексика — непечатная брань, нецензурная лексика,

ненормативная лексика.

Лат. Обсценуз — непристойный, распутный, похабные, вульгарные.


Молодёжный сленг


Арготизмы — экспресс — эмоц. Синоним.


Жаргонизмы — говор, условный язык какой-либо социальной группы, отличающийся лексикой


II. Проверка д/з


- Начнём наш урок с д/з. Прочитайте высказывания великих людей о русском языке.


- Расскажите наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».


III. Новая тема.


- Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но, к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь брань, матерные слова, жаргоны, арготизмы.

Брань — это оскорбительные, ругательные слова, обсценная лексика — это грубейшие вульгарные выражения, нецензурные слова. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п., это ненормативная лексика.




По словам учёных, ругань используется людьми очень давно, и она является универсальным лингвистическим феноменом.


Опялин — доктор филологических наук, провёл ценное научное исследование, посвящённое ненормативной лексике. Он говорит, что это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи. Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятиями и заговорами. Матерная речь берёт свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальные характер. Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Существуют матерные слова — имена бесов. Произносящий подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалось как черта человека, одержимого бесами.

В документах и переписке петровского времени бранная и матерная лексика встречается довольно свободно. Однако ко второй половине 18 века её использование в печатных изданиях стало запрещаться. На протяжении всего 19 века обсценная лексика оставалась уделом поэтов и писателей, но на эти стихи был наложен запрет, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде, отсюда и идёт название «нецензурная брань».

Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за СМИ, переменами в общественной морали после распада СССР. С 1991 года, когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, газеты и журналы, на телеэкраны и радио, а вот в том, каковы будут последствия подобного явления задумываются немногие.

Группа российских учёных испробовали влияние нецензурной брани на воде, которая, как считают они, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате семена всходили в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, произрастали в 96 случаях.

Если человек постоянно употребляет бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий нецензурные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программа самоликвидации». Это в конечном итоге может принести и к неспособности родить здорового ребёнка. А у женщин, которые не могут жить без мата, повышается рост волос на конечностях. Голос таких женщин со временем становится всё ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит гормональный дисбаланс. Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству, используя бранную и нецензурную, то есть ненормативную лексику.


- Следующую группу ненормированных слов составляет молодёжный сленг. Наверное, трудно встретить ребёнка, который говорил бы исключительно на литературном языке. Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Если прислушаться к молодёжному жаргону, в нём можно обнаружить слова заключённых, профессиональные термины и исковерканные английские слова. Для молодёжного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во время разрухи, беспризорности, самыми распространёнными были «буза» - шум, скандал, беспорядок, «лафа» - хорошо. В 60-70 года XX века появились такие слова, как «балдеть» - хорошо проводить время, «потрясно» - очень хорошо. Наблюдая за вашей речью, можно заметить, что арготизмы молодёжи отражают современную жизнь.

Арготизмы — это эмоционально-экспрессивные синонимы слов общего употребления, встречающиеся в какой-то социальной группе.

Пять - «отлично», срезаться - «не выдержать экзамена», хвост - «не сданный экзамен», вызубрить — выучить, абитура — абитуриент.

Среди многочисленных вариантов сленга есть одна довольно безобидная разновидность — слова, отражающие содержание того или иного хобби молодёжи. Например, терминология заядлых компьютерщиков — это сплав правильно и неправильно переведённых англоязычных терминов. «Винт» - жёсткий диск. Идёт тенденция к сокращению, упрощению слов. То есть новые слова, зарождённые в Москве и Санкт-Петербурге, перемещаются на периферию. Большинство психологов склоняются к тому, что увлечение молодёжи сленгом — дурная, но проходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки на кроссовках.


III Закрепление.


Не секрет, что жаргоны широко распространены и в нашей среде. Сейчас мы проведём эксперимент, в котором вы покажете уникальные способности по использованию молодёжного сленга. Одна группа будет защищать современную жаргоническую речь, а вторая — красоту и величие русского языка. Представьте, что вы встретили красивую, очаровательную девушку, внешность которой поразило вас.

Напишите мини-сочинение, описав внешность незнакомки.


- чтение мини-сочинений

- анализ мини-сочинений


IV. Итог. Анализ.


Подведём итог. Назовите причины использования нецензурной брани. В чём прикол?


I. Неосознанные причины:


1. Повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребёнок проводит много времени.

2. Повторение за другими детьми.


II. Осознанные причины:


1. Стремление казаться взрослей среди сверстников

2. Бунтарство.

3. Провоцирование реакции взрослых.

4. Потребность скрыть свою слабость.


III. Косвенная причина — недостаток слов в словарном запасе.


Причины активного использования молодёжного сленга:


1. Не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль.

2. Желание разнообразить жизнь: ведь всегда говорить правильно так скучно!

3. Нежелание подчиняться правилам взрослых.

4. Нежелание, чтобы их понимали взрослые или сверстники из другой компании.


Борьба с нецензурной речью.

1. Никогда не произноси матерные выражения при маленьких детях, женщинах, пожилых людях, в общественных местах

2. Знай! Матерный язык - это язык людей необразованных, недалёких, опустившихся.

3. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить маты меткими синонимами.

4. В минуты сильного волнения, удивления или боли замени нецензурную брань выражениями: «Ёшки-матрёшки», «Ёлы-палы», «Ёшкин кот».


Борьба с жаргонизмами:

1. Знай, что некоторые жаргоны употребляют воры и убийцы.

2. Смотри телепередачи, которые меньше засорены арготизмами.

3. Читай побольше хороших книг, в которых исключены нецензурные слова.

4.Юноши, знайте! Девушек привлекают молодые люди с чистой речью, культурные, образованные, а сквернословы и матершинники только отталкивают.


Итак, подведём итог. Русский язык, действительно, один из прекрасных языков в мире .И наша задача сохранить достоинства родной речи, не засоряя его ненормативной лексикой.



Послушайте высказывание Н.В.Гоголя


Перед вами громада - русский язык!

Наслаждение глубокое зовёт вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы языка !


V Д/з. Напиши сочинение-рассуждение «Моё отношение к молодёжному сленгу»

Цель








Эпиграф

Слайд №1









Словарная работа

Запись в тетради

























Выразительное чтение цитат


Чтение наизусть

межпредметная связь




Лекция учителя





Синонимы

Лексическое значение


Запись в тетради










































































































Мини-сочинение





Анализ







Слайд №2

Неосознанные причины Осознанные причины

Косвенная причина





















Слайд №3

Борьба с нецензурной речью








Слайд №4

Борьба с жаргонизмами













Слайд №5


Высказывание Н.В.Гоголя











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Разида Ядгаровна, у Вас упоминается презентация. Если Вы её разместите, то у коллег будет более полное и объективное мнение о работе! И, желательно, на сайте размещать публикации, которые не были уже представлены на других площадках. Спасибо.

4 January 2022