Неделя русского языка и литературы в школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШАДРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План
проведения «Недели русского языка и литературы»
13 – 17 ноября 2017
Задания классам |
|||
13.11. Пн. |
Линейка, посвященная открытию предметной недели. Прочитать стихи о русском языке (приготовленные учителем заранее) |
Найти и распечатать на листе формата А4 5 цитат о русском языке) Каждую цитату на отдельном листе |
|
14.11. вт. |
8.30. «Великий и могучий русский язык» (чтение цитат великих людей о языке, дальнейшее их размещение на школьных стендах» |
Подготовить материал по фразеологизмам. Найти продолжение предложенных фразеологизмов. |
|
15.11. ср. |
8.30. «Перестрелка» «Продолжи фразеологизм» |
Подготовить материал по пословицам (по 5 от класса) |
|
6 урок. Путешествие в страну «Языкознание» Интеллектуальная игра по станциям для 5-9 классов |
|||
16.11. чт. |
8.30. «Продолжи пословицу» |
Подготовить чтение стихотворения о языке наизусть. |
|
17.11. пт |
Закрытие предметной недели. Подведение итогов. Награждение победителей. |
||
Конкурс чтецов |
Оценочный лист (раздается всем классам на первой линейке)
«Неделя русского языка и литературы»
13 – 17 ноября 2017
Выполненное задание |
Оценка |
|
Пн. 13.11. |
Выразительное чтение стихов о русском языке |
|
Вт. 14.11. |
«Великий и могучий русский язык» (чтение цитат великих людей о языке, дальнейшее их размещение на школьных стендах» |
|
Ср. 15.11. |
«Продолжи фразеологизм» |
|
Чт. 16.11. |
«Продолжи пословицу» |
|
Пт. 17.11 |
Конкурс чтецов |
|
Задание на четверг.
Найди продолжение пословицы.
Доброе молчанье лучше |
не накинешь платок |
На чужой роток |
язык не отсохнет |
Говорит, словно |
только делу вредить |
Говорит день до вечера |
а слово дружбу |
Язык мой - |
в худой промолчать |
Лишнее говорить - |
словно реченька журчит |
От приветливых слов |
враг мой. |
Ветер рушит горы, |
а послушать нечего |
В добрый час молвить, |
а слово на ответ. |
Блюди хлеб на обед, |
худого ворчанья |
Ответы:
Доброе молчанье лучше |
худого ворчанья. |
На чужой роток |
не накинешь платок. |
Говорит, словно |
словно реченька журчит |
Говорит день до вечера |
а послушать нечего |
От приветливых слов |
язык не отсохнет |
Лишнее говорить - |
только делу вредить |
Язык мой - |
враг мой. |
Ветер рушит горы, |
а слово дружбу |
В добрый час молвить, |
в худой промолчать. |
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. |
|
Приложения.
Пословицы о культуре:
У короткого ума длинный язык.
Надо знать, что сказать.
Говори, да не проговаривайся (не заговаривайся) .
Ешь калачи, да поменьше лопочи.
Когда больше двух, говорят вслух.
Не всякую правду сказывай.
Из песни слова не выкинешь.
Язык мой - враг мой.
Язык болтает, а голова не знает.
Язык до добра не доведёт.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От одного слова, да навек ссора.
Ветер рушит горы, а слово дружбу.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Лишнее говорить - только делу вредить.
Не спеши языком - торопись делом.
Слово серебро - молчание - золото.
Умей сказать - умей и смолчать.
Много говорить - голова заболит.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Меньше говори - больше слушай.
Не стыдно помолчать, кои нечего сказать.
Умную речь приятно и слушать.
С умнымразговаривать - ума набраться.
Недолго думал, да ладно молвил.
Язык наперёд ума рыщет.
Больше дела, меньше слов.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
От лихого не услышишь доброго слова.
Он на ветер слов не бросает.
Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Обычай выше закона.
В чужой беседе всяк ума купит.
Нетрудно ласковое слово, да споро.
В чужом доме не указывают.
Недобранка лучше перебранки.
Вертит языком, что корова хвостом.
Не тот доброхот, у кого на устах мёд.
Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
Не спрашивают, так не сплясывай.
Где много толков, там мало толку.
Не сквернит в уста, а сквернит из уст.
Говори, да не заговаривайся.
Не ножа бойся, а языка.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Не любо – не слушай, а врать не мешай.
Говорит крестом, а глядит пестом.
Говорит прямо, а делает криво.
Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить.
Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
Не всё мели, что знаешь.
Говорит, словно реченька журчит.
Не всё вслух да в голос.
Говорить беда, а молчать другая.
Гость гости, а пошёл – прости.
Начал за здравие, а кончил за упокой.
Губы да зубы – два запора, а удержу нет.
Напои, накорми, а после расспроси.
Держи язык на верёвочке.
Называет другом, а обирает кругом.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
На языке медок, а на сердце ледок.
Доброе слово и кошке приятно.
На чужой роток не накинешь платок.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
На добром слове кому не спасибо?
Как нет души, так что хошь пиши!
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Источник: http://pogovorki-poslovicy.ru/lyudi/poslovicy-i-pogovorki-o-kulture-povedeniya.html Блог о пословицах и поговорках © Pogovorki-poslovicy.ru
Подберите фразеологические обороты к данным толкованиям.
… - волнуется. Так говорят о человеке, который пребывает в состоянии сильного беспокойства о ком-либо. _________________________________________________________________
… - Бездействовать, ожидать, что ситуация разрешится сама собой. ________________________________________________________________
… - тяжело и настойчиво трудиться. Так говорили о пахарях, которые работали в поле с утра до вечера. ____________________________________________________________________
… - трудиться лениво, медленно, без надлежащего энтузиазма. Этот фразеологизм существует в противовес предыдущему и имеет аналогичное объяснение. ___________________________________________________________________
… - замучить просьбами и разговорами об одном и том же. _____________________________________________________________________
… - окончательно разувериться в собственных силах. _____________________________________________________________________
… - отвлекать от насущной проблемы посторонними проблемами. _____________________________________________________________________
… - запомнить раз и навсегда. В прежние времена неграмотные люди носили повсюду с собой дощечки, на которых зарубками делали заметки на память. ______________________________________________________________________
… - слегка перекусить. __________________________________________________
… - данный оборот становится актуальным, когда в разговоре затрагиваются темы, вызывающие у собеседника душевные муки. _______________________________________________________________________
Устойчивые сочетания существуют в истории языка давно. Уже в восемнадцатом веке примеры фразеологизмов с объяснением можно было встретить в сборниках идиом, крылатых выражений, афоризмов, пословиц, хотя, лексический состав языка тогда еще не изучался настолько плотно. И только с приходом в науку В. В. Виноградова появилась база для всемерного изучения устойчивых фраз. Именно он положил начало развитию фразеологии и назвал ее лингвистической дисциплиной.
Известный лингвист Н. М. Шанский фразеологический оборот представил как фиксированную единицу языка, воспроизводимую в готовом виде и имеющую два или более ударных компонента словного характера. Кроме лексической неделимости, фразеологизмы имеют и лексическое значение, зачастую являются синонимами слов. Как пример: «правая рука — помощница», «прикусить язык — замолчать».
Употребление фразеологизмов в русском языке, примеры с объяснением
Разнообразные фразеологические обороты в родной речи мы используем незаметно для себя, в связи с тем, что они стали привычными с детства. Самые известные пришли к нам из сказок, эпосов, народных легенд, некоторые — из иностранных языков. К исконно русским можно отнести своеобразные сочетания, встречающиеся только в нашем родном языке и отражающие русский быт, традиции и культуру. Попробуем понять смысл на следующем примере и объяснении. Главным продуктом на Руси считался хлеб — он успел стать символом достатка, хорошего заработка. Поэтому фразеологизмы: «отбивать у кого-то хлеб» или «есть хлеб даром» понятны только русским людям.
Метаморфичность и образность — главные критерии русских фразеологизмов. Именно народность, присущая родному языку, позволяет понимать устойчивые словосочетания не на уровне речи, а на уровне модели языка, которую вы впитываем с молоком матери. Даже устаревшие фразы, значение которых забыто, становятся понятными нам и близкими благодаря их образности. Ниже мы рассмотрим распространенные примеры фразеологизмов с объяснением и их значение.
«Положить под сукно» — не давать хода делу откладывать его на неопределенный период. Под сукном понимается шерстяная ткань, которой раньше покрывался письменный стол. Если какая-либо бумага или папка легла под сукно — значит она осталась не подписанной и в работу не пошла.
«Поднимать на щит» — то есть, оказывать честь, отзываться с похвалой о ком-либо. Как пример, победителей в старину в прямом смысле слова поднимали на щит и несли высоко, чтобы все могли их увидеть и поблагодарить.
«Пиши — пропало». Так говорят о деле, которое заведомо невозможно сделать из-за отсутствия определенных условий. В девятнадцатом веке чиновники расписывали в книге расходов статьи о приходе и расходе товаров. Своему писарю казнокрады обычно приказывали сделать запись о пропаже товара именно словами «Пиши — пропало». При этом саму пропажу присваивали себе.
«А был ли мальчик?» — таким способом сейчас выражается крайнее сомнение в чем-либо. Пришел фразеологизм из романа М. Горького «Жизнь Клима Смагина», в котором описывается сцена катания на коньках детей. Когда ребята проваливаются под воду, девочку Клим спасает первой. Потом бросает свой ремень и мальчику, но, испугавшись, что сам может утонуть, отпускает его. Во время поисков утонувшего ребенка, Клим слышит голос, произносящий фразу: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика и не было?».
«Кисейная барышня» — так пренебрежительно отзываются об изнеженной девушке, которая абсолютно не приспособлена к жизни. Оборот взят из повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье».
«Медвежий угол» — глухое поселение, захолустье. Впервые выражение употребил П. И. Мельников-Печерский в одноименном романе об одном из дальних городков России.
«Задеть за живое» — еще один книжный фразеологизм, история которого уходит корнями во времена, когда клеймили рабов. Прижигание доставляло дикую боль, особенно при прикосновениях к заживающей ране. Данный оборот становится актуальным, когда в разговоре затрагиваются темы, вызывающие у собеседника душевные муки.
«Козел отпущения» — тот, на кого перекладывают ответственность за чужую вину. Словосочетание относится к литературным фразеологизмам и имеет древнее происхождение. В библейском предании говорится об обряде грехоотпущения. Священник накладывал руку на обычного козла, как бы, перенося грехи с человека на животное, которое позже изгонялось в пустыню.
«Как с гуся вода» — все нипочем. Оперение гуся покрыто специальной смазкой, не позволяющей промокнуть птице. Вода не смачивает крылья гуся. Благодаря этому жиру, он остается сухим.
«Первый среди равных» — то есть, лучший или ведущий. Заимствовано из латинского «Primus inter pare», которое так дословно и переводится. Это звание носил император Август еще до принятия своего высокого титула. Таким образом поддерживали его престиж.
«Хорошая(веселая) мина при плохой игре» — то есть, за внешним невозмутимым видом спрятать свои переживания и неудачи. При этом «мина» — со старого бретонского языка переводится дословно как «выражение лица».
«Что позволено Юпитеру, то не дозволено быку». Впервые фраза была произнесена Публием Теренцием Афром. Используется она, когда нужно пресечь необоснованные претензии, указав спорящему его нижестоящее место.
«Съесть пуд соли» — распространенный разговорный фразеологизм. Это пример долгой совместной жизни. В системе мер пуд приравнен к 16 кг. Чтобы употребить такое количество соли, требуется прожить вместе огромный срок, на протяжении которого люди узнают друг о друге практически все.
«Ничего нет за душой» — так принято говорить о бедном человеке. По народным поверьям, душа человека располагалась в ямочке на шее. Там же было принято в старину хранить деньги и драгоценности. Если прятать в ямочку было нечего, то считалось, что и «за душой» ничего нет.
«Заморить червячка» — то есть, слегка перекусить. Выражение является калькой из французского «tuer le ver», имеющего дословный перевод — «выпить рюмочку спиртного натощак». Предполагалось, что алкоголь, принятый с минимальной закуской, уничтожал в организме гельминтов.
«Вожжа под хвост попала» — разговорный фразеологизм, обозначающий опрометчивые поступки кого-либо. Выражение когда-то применялось в прямом смысле, а не в переносном по отношению к лошадям, у которых, попавшая под хвост вожжа, вызывала боль и заставляла совершать бездумные действия.
«Зарубить на носу» — запомнить один раз и навсегда. В прежние времена неграмотные люди носили повсюду с собой дощечки, на которых зарубками делали заметки на память. «Нос» в данном случае — не орган обоняния, а носимая вещь.
«Грудь сапожника» — медицинский термин, который имеет свое значение и объяснение. Так называют воронкообразную грудную клетку. Нижняя часть грудины у сапожников в виду профессиональной деятельности вдавлена вовнутрь, за счет чего объем грудной клетки значительно уменьшен.
«В час по чайной ложке» — так говорят о малопродуктивной работе. Как пример: в старину аптекарь писал прямо на бутылочках с микстурой именно такой рецепт. Это обозначало, что лечение должно вестись неторопливо, чтобы успеть вовремя отреагировать на появление аллергических проявлений. Если для больного такой подход вполне обоснован, то для работающего человека — это показатель лени и нерешительности.
«Заговаривать зубы» — отвлекать от насущной проблемы посторонними разговорами. В отличие от стоматологов, знахарки умеют заговорами устранять на время боль. При этом сами зубы они не лечат и проблема остается нерешенной.
«Сидеть в печенках» — надоесть, отравлять жизнь. В Древней Руси печень считалась вместилищем жизненной силы человека. Полагали, что человек, который мешает жить, забирает свободную энергию, а, значит, сидит в печенках и напрямую оттуда черпает чужие силы.
«Затаив дыхание» — то есть, внимательно, не пропуская даже мелочи. В медицине, чтобы просветить грудную клетку для правильного диагноза, требуется задержать на несколько минут дыхание. Считается, что человек затаивший дыхание, получит максимально качественный результат.
«Засучив рукава» — действовать усердно и энергично, не жалея при этом собственных сил. Если помните, в старину было принято носить одежды с длинными рукавами — у некоторых длина достигала 95 см. В такой одежде работать было невозможно. Чтобы сделать что-либо полезное, приходилось сначала засучить рукава, после чего дело спорилось гораздо быстрее.
«Спустя рукава» — лениво, медленно, без надлежащего энтузиазма. Этот фразеологизм существует в противовес предыдущему и имеет аналогичное объяснение. То есть, спущенные длинные рукава не позволяли выполнять работу должным образом.
«Ждать у моря погоды» — бездействовать, ожидать, что ситуация разрешится сама собой. Этот термин пришел из речи моряков, которые перед выходом на промысел обязательно следили за погодой и ждали благоприятного периода, чтобы не попасть в шторм.
«Места себе не находит» — то есть, волнуется. Так говорят о человеке, который пребывает в состоянии сильного беспокойства о ком-либо.
«Не разгибая спины» — значит, тяжело и настойчиво трудиться. Так говорили о пахарях, которые работали в поле с утра до ночи.
«Прожужжать все уши» — замучить просьбами и разговорами об одном и том же.
«Падать духом» — окончательно разувериться в собственных силах.
«На ночь глядя» — то есть, перед наступлением темноты, когда уже не ходит общественный транспорт и повышается риск стать жертвой плохих обстоятельств. Кроме того, существует много примеров того, что ничего существенного сделать поздно вечером человек уже не успеет, так как дневные ресурсы организма исчерпаны.
«Остаться с носом» или потерпеть неудачу. Примеры употребления выражения: когда кто-то позволяет себя одурачить, не получает того, на что рассчитывал. Под словом «нос» в старину понимали поклон с подношением. «Нос» — то есть, «принесенное». Богатые обычно приходили к чиновникам с деньгами, бедняки несли поросенка, курицу, яйца. Дьяки за подношения выносили решения в пользу приносящего дары. Плохим знаком было непринятие чиновником «носа», если тот был слишком скромным. При этом просящий оставался со своим даром, то есть, «с носом» и не получал желаемого.
«Перемывать кости» — то есть, сплетничать, злословить, разбирать поступки другого человека. Когда-то считалось, что грешник, над которым нависло проклятие, может выходить из могилы в виде упыря. Чтобы избавить его от заклятья, требовалось раскопать могилу и перемыть кости чистой водой.
На приведенных выше примерах, мы видим, что уместное употребление фразеологизмов насыщает нашу речь, позволяет сделать общение эмоционально богатым и интересным. Предложения с фразеологизмами вносят «изюминку» в разговор и воспринимаются всеми как вполне естественный элемент речи, усиливающий ее смысл.
https://detki.today/frazeologizmyi-primeryi-s-obyasneniem.html
3. Цитаты о русском языке
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
А. Куприн
***
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
В. Белинский
***
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И. Тургенев
***
«Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности».
Н. Лесков
***
«Пред вами громада - русский язык!».
Н. Гоголь
***
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».
А. Толстой
***
«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внуками дадим, и от плена спасём,
Навеки».
А. Ахматова
***
«Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота».
М. Ломоносов
***
«Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Л. Толстой
***
«Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека».
А. Мерзляков
***
«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной».
П. Вяземский
***
«Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды».
В. Иллич-Свитыч
***
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
М. Шолохов
***
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».
К. Ушинский
***
«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И. Тургенев
4. Подбери фразеологизм к его толкованию.
1. Овладевать собой, успокаиваться.
2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3. Прежде всего, в первую очередь.
4. Недружно, в постоянной ссоре.
5. Становиться благоразумнее, образумливаться.
6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь.
7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.
8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует.
9. Помогать в трудную минуту, выручать.
10. Временно, незаконно.
11. Поступать так, как прежде, в молодости.
12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.
14. Очень близко, рядом.
15. Постепенно, неуклонно, последовательно.
16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.
17. Прийти в состояние крайнего раздражения.
18. Усиленно думать над трудным вопросом.
19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела).
20. Иногда, не часто.
21. Вдоволь, без ограничения.
22. Нисколько, ничуть (не продвинуться, не отступить).
23. Моментально, вдруг появился, показался.
24. Самым серьёзным образом.
25. Осмеять, сделать предметом насмешки.
26. Пропадает всякое желание, охота что-либо делать.
27. Небрежно, кое-как.
28. Очень быстро, стремительно бежать, мчаться.
29. Все вместе, одновременно говорить, отвечать и т.д.
30. Наспех, быстро, торопливо.
31. Внезапно, неожиданно (появляться, приезжать).
32. Некстати, невпопад.
33. Забыть о чём-нибудь, оставить без внимания.
34. Очень сильный аппетит.
35. Очень крепко (уснуть).
36. Окончательно, решительно, бесповоротно.
37. Очень тесно, очень много людей, каких-либо предметов.
38. Близко, вплотную друг с другом.
39. Очень скоро, на днях.
40. Внезапно, неожиданно, неизвестно откуда (появиться).
41. Слишком много.
42. Бесконечное повторение одного и того же.
43. Хорошенько запомнить.
44. Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
45. Всё нипочём, ничего не страшно (с насмешкой).
46. Вопрос, требующий для своего решения большой осмотрительности, такта.
47. Не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь с кем-либо.
48. Совсем, совершенно новый, только что изготовленный.
Ответы
1. Брать себя в руки.
2. Бросаться в глаза кому-либо.
3. В первую голову.
4. Как кошка с собакой.
5. Браться за ум.
6. Не давать покоя.
7. Болеть душой.
8. Как с гуся вода.
9. Протянуть руку помощи.
10. На птичьих правах.
11. Тряхнуть стариной.
12. Оставить в покое.
13. Играть роль.
14. В нескольких шагах.
15. Шаг за шагом.
16. Выходить в люди.
17. Выйти из себя.
18. Ломать голову.
19. Дело в шляпе.
20. Время от времени.
21. Сколько душе угодно.
22. Ни на шаг.
23. Тут как тут.
24. Не на шутку.
25. Поднять на смех.
26. Руки опустились.
27. Спустя рукава.
28. Во все лопатки, во весь дух.
29. В один глосс.
30. На скорую руку.
31. Как снег на голову.
32. Ни к селу, ни к городу.
33. Упустить из виду.
34. Волчий аппетит.
35. Мёртвым сном.
36. Раз и навсегда.
37. Битком набито.
38. Носом к носу.
39. Не сегодня – завтра.
40. Откуда ни возьмись.
41. Хоть отбавляй.
42. Сказка про белого бычка.
43. Зарубить себе на носу.
44. Держать язык за зубами.
45. Море по колено.
46. Щекотливый вопрос.
47. Каши не сваришь.
48. С иголочки.
5. «Путешествие в страну Языкознание».
1 станция «Синтаксис».
1). О каких знаках идет речь? Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
2).Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)
3).Известно миру с давних пор, Что знак и я немаловажный И не окончен разговор... И начинает думать каждый. (Многоточие.)
4).Он очень вежлив... Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь, Он в слове "мать" и в слове "дочь" И в тихом лунном слове "ночь". Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить... (Мягкий знак.) |
1балл за каждый ответ |
4б |
2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? |
1б |
1б |
3. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться Например: (Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами). |
1б за 5 слов За каждое последующее слово 1б дополнительно. Дополнит. задание: Какими членами предложения является все слова в составленном предложения? 1б за правильно названный член редложения. |
2 станция «Лексика».
1.Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. |
1б за правильный ответ |
4б |
2. Замените одним словом. Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф). |
1б за правильный ответ |
7б |
3. Подбери фразеологизм к его толкованию. За 1 минуту — |
За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл |
3 станция «Морфология».
1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.) |
1б за каждый правильный ответ |
5б |
2. Укажите существительное женское рода. |
1б |
|
3. Вам приходилось не раз смотреть кино, мультфильмы, читали книги, в названиях которых встречаются имена числительные. За 30 секунд назовите большее количество названий книг, фильмов и мультфильмов с числительным в названии |
1б за праавильный ответ |
|
4 станция «Словесная перестрелка»
«Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия). |
1б |
|
За 30 секунд назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж. |
1б за каждое слово |
|
Участники должны расшифровать фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец». Умный человек – (мудрец) Торговал на Руси – (купец) Делает подковы – (кузнец) Остался без жены – (вдовец) Венчает дело – (конец) Не самка – (самец) Школьная сумка – (ранец) Горькое растение – (перец) Скрывается от милиции – (беглец) |
1б за правильный ответ |
9б |
«Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово. Определить, какой частью речи является, оределить склонение, род. Едет он на двух колёсах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой …(велосипед). Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвётся звон, И голос друга издалёка Тебе подарит …(телефон) На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пёстрой юбке танцовщица, Музыкальная …(юла) Идёт спокойно, не спеша – Пусть видят все, как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит…( черепаха) |
1б за праавильный ответ |
4б |
5 станция «Знатоки сказок».
Назовите сказку. «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».) Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело. (А. С. Пушкин.«Сказка о золотом петушке».) За горами, за лесами, За широкими морями Против неба - на земле Жил старик в своем селе. (П. П. Ершов. «Конек-горбунок») |
1б за праавильно названную сказку |
|
Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. «Княгиня - диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава. (Царевна Лебедь - А. С. Пушкин.«Сказка о царе Салтане») «Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные» (Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков.«Аленький цветочек») «Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...» (Пьеро - А. Н. Толстой.«Золотой ключик, или Приключения Буратино») «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...» (Незнайка - Н. Н. Носов.«Приключения Незнайки и его друзей») |
1б за правильно названное произведение и его автора |
|
У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию! «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою» (Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков.«Аленький цветочек») Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей! (Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит») «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании» (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».) «В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников» (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».) |
1б за правильный ответ |
4б |
Наш следующий конкурс вокалистов будет проходить - в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка: Петушок, петушок, золотой гребешок, А вот петушок спасает котика-братика: Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи. Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, И от тебя, лиса, Нехитро уйти! (Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».) Козлятушки, ребятушки! Отопритесь, отворитесь! А я, коза, в бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студеную. (Коза. - Русская народная сказка «Волк и коза».) Птичка польку танцевала На лужайке в ранний час. Хвост налево, нос направо – Это полька Карабас. (Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».) Хоть полсвета обойдешь, Лучше дома не найдешь Никакой на свете зверь, Хитрый зверь, страшный зверь, Не откроет эту дверь. (Поросята. - С. В. Михалков «Три поросенка».) «Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»? (Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
|
1б за правильный ответ |
5б |
Иоланта Юрьевна Жаркова