12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сиренко Татьяна Анатольевна35
Россия, Ставропольский край, станица Бекешевская

Краткосрочная программа проведения физико – математического кафе «У Архимеда»

Слайд: Физико - математическое кафе  «У Архимеда»

Оборудование:

плакат с названием кафе - бистро « У Архимеда», сундучок, пригласительные билеты, столы с логотипами игры, фартуки официантов, валюта (достоинством 1 талант),  меню подносы с фруктами и сластями, листы с ребусами. Листы с изображением координатной плоскости,  ручки, карточки с заданными координатами,  лист Мёбиуса.

Слайд: МЕНЮ

Слайд:

Сегодня мы предлагаем вам:

Салаты: салат физико - математический «Ребус»

Закуски: Урок на зубок

Горячие блюда: Обыкновенное чудо, Рыба заливная координатная и Дичь под соусом ординатным.

Напиток: Магический коктейль

Десерт: Числовой пудинг.

Приятного аппетита!

Слайд: Ведущий

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас сегодня здесь у дверей нового кафе - бистро « У  Архимеда». Да, сегодня его открытие. Сегодня оно распахнет свои двери и гостеприимно встретит первых своих посетителей! Это необычное кафе. Во-первых, оно было построено в рекордно короткое время, за 5  часов, если быть точнее, оно было построено 05.03.2015 г. с 9.00 по 13.00 . Во-вторых, оно относится к разряду физико-математических. В-третьих, его открытие приурочено к проведению предметной недели «Физика - Математика- Информатика» в школе №3 станицы Бекешевской. Вы спросите, какое отношение к физике, математике, информатике имеет кафе? Объясню, каждое кафе имеет свои традиции. В одни могут попасть только истинные джентльмены, т.е. те,  кто обязательно в галстуке и парадном костюме. В другие - только так называемые «крутые» и т.д.

В наше кафе-бистро «У Архимеда» могут попасть только те, кто знает, любит и увлекается физикой, математикой, информатикой, только те, у кого есть знания, эрудиция и таланты. Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я ее напомню.

Некто, уходя в дальние края поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному дал 5 талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - 3, третьему - 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими таланты. У нерадивого же он отобрал и последние.

Ребята, а у вас есть таланты? Нет? Не волнуйтесь, вы сможете сегодня их заработать. Дело в том, что в кафе - бистро «У Архимеда» вас обслужат только в том случае, если у вас есть таланты. Обычные деньги здесь не  принимаются. Итак, кафе - бистро « у Архимеда » гостеприимно открывает свои двери.

(звучит музыка)

В кабинете  установлены 6 столиков. Каждый накрыт скатертью с логотипом кафе разного цвета

Ведущий:

В кафе вас встречают его хозяйки – Наталия Николаевна, Евгения Петровна, Галина Матвеевна, Наталья Васильевна, Татьяна Анатольевна.

Итак, дверь открыта и кафе ждет своих посетителей. За столики приглашаются обучающиеся. Ведущая демонстрирует сундучок с монетами (талантами), которые можно заработать, выполнив предлагаемые задания.

4 Слайд:   Разминка

( за каждый верный ответ приз в 1 талант)

1. Этот ученый давно прославил своё имя. Физическое явление, открытое им, сопутствует нам дома, в школе, на работе. Именем этого ученого названа единица измерения одного из физических явлений. (Ампер)

2. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема? (нет такого) 3.Что мешает десятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами)

4. Какие часы только два раза в сутки не врут? (Те, которые стоят)

5. Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате девять. А чему равен угол в квадрате? (90º)

6. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? ( в простуженных, так как температура тела выше)

7. Почему девочка, которая ест курицу, не может положить кости на угол тарелки? (у тарелки нет углов)

8. Как забить гвоздь, не ударив по пальцам? (держать молоток обеими руками)

9. Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

10. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор? (1 час)

11. Кому принадлежит высказывание: « А все таки она вертится!» (Галилей)

12. Фирменным знаком, украшающим продукцию Мерседес-Бенс является трехлучевая звезда?На что указывают её лучи? ( на три среды обитания где используются двигатели, производимые фирмой: воду, землю, воздух)

13. Назовите 5 областей человеческой деятельности, в которых присуждается Нобелевская премия? (медицина, литература, физика, химия, борьба за мир)

5 Слайд:   Конкурс: салат  «Физико-математический  ребус»

ВЕДУЩИЙ кладет на каждый столик лист с 4 ребусами. Пока наши гости будут расправляться с салатом, для зрителей в зале звучит песня.

По окончании песни ведущий проверяет выполненное задание и выдает заработанные таланты.

6 Слайд:  Конкурс: Закуски. «Урок на зубок»   На закуску предлагается семь  вопросов. Каждый стол выбирает свой  предмет и, читая вопрос, дают ответ.

7 Слайд:   Горячее блюдо «Обыкновенное чудо»

«Рыба заливная координатная и Дичь под соусом ординатным»

Каждому столику предлагается выбрать задание «наугад» - даны координаты, необходимо нанести их на координатную плоскость, если координаты определены правильно, то на листе бумаги появится изображение животного.

8 Слайд: Напиток «Магический коктейль»

Какое это кафе - если у него нет фирменного блюда. Фирменным блюдом нашего кафе является напиток под названием « Магический коктейль»: перед вами полоска бумаги. Я ее склеиваю. Что получиться если я её разрежу посередине? (каждый столик отвечает). А теперь попробуйте осуществить это сами. ( За каждым столиком разрезают полоску пополам?) Что же получиться, если ещё раз разрезать полоску пополам? (снова отвечают и проверяют свой ответ на практике)

Ведущий поясняет происхождение фокуса - листа Мёбиуса.

 

Лист Мебиуса – символ математики, Что служит высшей мудрости венцом…

Он полон неосознанной романтики: В нем бесконечность свернута кольцом.

В нем – простота, и вместе с нею – сложность, Что недоступна даже мудрецам:

Здесь на глазах преобразилась плоскость В поверхность без начала и конца.

Здесь нет пределов, нет ограничений,

Стремись вперед и открывай миры,

Почувствуй силу новых ощущений,

Прими познанья высшего дары.

 Есть гипотеза, что спираль ДНК человека сама по себе тоже является фрагментом ленты Мебиуса.

(ведущий вручает деньги за правильно выполненное задание)

9 Слайд:   Конкурс "Рассуждалки".

1.

а) Эта такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать - и сделаешь.

б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.

в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли ,но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.

г) Во 2-м классе они - простые, в 7-м линейные, а в 8-м квадратные, а в 10-м тригонометрические. [Уравнения]

2.

а) Она названа по фамилии учёного. Ученный этот известный его знают даже те, кто её ещё не изучал.

б) В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе её изучают. И мы узнаём о сторонах этой фигуры.

в) Её нужно доказать. А зачем? Ведь он её доказал уже давным-давно.

г) А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны - во все стороны равны. [Теорема Пифагора].

3.

а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность.

б) Если взять нитку или верёвку двумя руками так, чтобы они провисли, то <* тоже, в общем - то, её получим.

в) Люди давно её знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова тоже её часть.

г) А вообще, это красивый кривой график одной из функций, а точнее сказать - квадратичной функции.   [Парабола].

10  Слайд:  Конкурс для зрителей "Объяснялки".

1. Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Изучается она в 6-м классе. С её помощью можно и уравнения решать и задачи. Если готовят какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать какой она должна быть. А то возьмёшь одного вещества больше чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы так называем равенство двух отношений. [Пропорция].

2. Это выражение содержит 2 части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обеих частях, которые требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение с которым больше ничего не сделаешь. Вообще - то, надо ещё доказать, что это равенство-оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходиться мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат-равенство верно. Это значит, оно -.... (тождество)

11 Слайд:    БЛИЦ - опрос  «Загадалки»

1. Цифра та - не колобок, а просто он пустой кружок. [Ноль].

2. Сговорились две ноги делать дуги и круги. [Циркуль].

3. Одно из чудес света - гробниц египетских фараонов, царей. Геометрическое тело-многогранник. [Пирамида]

4.Это геометрическая фигура может быть спасательным... [Круг].

5. Простейший калькулятор. На леске-стремянке развешаны баранки, щелк да щелк, пять да пять, так мы учимся считать. [Счеты].

6. Они доходят до нас от солнца. Бывает координатным или числовым. (Луч)

7.Функция, которая изучается в школе. . Её название отличается одной буквой то слова "Минус", [Синус].

8.Одна шестидесятая его равна 1 минуте. Они встречаются на этикетках спиртных напитков. [Градус].

9. Утверждение в математике.  С первой встречаетесь в 7-м классе. Её надо доказать. [Теорема].

10.  Эту науку изучает теперь каждый школьник, а она понимает только два знака  [Информатика].

12 Слайд: Подведение итогов

Учитель математики МКОУ СОШ №3  ст. Бекешевской Сиренко Т.А.


Интеллектуальная игра- закуска

«Урок на зубок»

ЦЕЛЬ:

  • повышение интереса к интеллектуальной деятельности, развитие мышления и общей осведомленности, развитие коммуникативных компетенций, развитие умений быстро принимать правильное решение.

Используемое оборудование:

  • мультимедиа проектор.

Ход мероприятия:

I. Лестница:

Задание:

Вы должны ответить на 15 вопросов из различных областей знаний. Это русский язык, литература, математика, биология, география, логика.

Правильный ответ дает возможность получить талант.

 

Биология:

1.  Этим математическим действием размножаются простейшие организм.   (Деление)

2. У кого больше лап, у 4 мух или у 3 пауков? (поровну)

3. Сколько основных групп крови у человека? (4)

4. Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха. Кто лишний и почему? (тритон)

5. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

 

Математика:

1. Последовательница ноля. (Единица)

2. Приплюснутый круг.  (Овал, эллипс)

3. Третья степень числа (куб)

4. Цифровой знак, показывающий отсутствие величины. (Ноль)

5. Единица со свитой 6 нулей.

 

Русский язык:

1. Вспомните родственные слова, и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой?  (4)

2. Переставьте буквы в словах так, чтобы у вас получилось новое слово с математическим смыслом:

Тир – (три)

Бром – (ромб)

Лето – (тело)

Сплю – (плюс)

3. Что есть у слова, растения и уравнения? (корень)

4. Чем квадрат похож на круг?  (буквой «р»)

5. Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень много»?  (маленькую тележку)

 

Математическая география:

1. Как называется географическое кольцо (встречается в море) – (атолл).

2. Что общего у земли и нашего мозга? (есть полушария)

3. Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое, при помощи мягкого знака. (угол – уголь)

4. На сколько федеральных округов поделена Россия, согласно указу В.В Путина? (7)

5. Сколько существует частей света? (6 – Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида)

 

Литература:

1. «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Чьи это слова? (А.С.Пушкин)

2.  Что нужно брать с  героев, а также со всех хороших и добрых людей?  (пример)

3. Что общего между пьесой и решением математической задачи? (действия)

4. Закончите название книги В. Толкиена «Властелин … (колец)

5. Сколько вещей сдавала дама на станции, согласно багажной квитанции, у С. Маршака? (7: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

 

Уроки истории:

1. Петр I хорошо знал аудицию, субстракцию,  мультипликацию и дивизию. В его времена не каждый знал эти четыре действия, и Петр настойчиво заставлял своих сподвижников изучать их. Сейчас каждый школьник знает их.  А как мы их сегодня называем? (сложение, вычитание, умножение, деление)

2. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Кто это сказал?  (М.В. Ломоносов)

3. Что на Руси называли «ломаными числами»? (дроби)

4. Почему не дают Нобелевскую  премию математикам, даже самым талантливым? (математик увел у Нобеля любимую девушку)

5. Что такое «миллениум»? (тысячелетие)

 

Логика:

1. Представьте, что вы бежите кросс и обогнали бегуна, который занимал вторую позицию. На какой позиции вы теперь находитесь? (на второй)

2. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1,2,3)

3. У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько яблок было у Маринки? (3)

4. Длина парты - 120см, ширина – 70см. Переведите в метры и посчитайте, сколько сердечек для Юли сможет вырезать Алексей, если площадь одного сердечка 0, 005м2?  (нельзя вырезать ни одного, школьное имущество надо беречь!)

5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч)

 

Подведение итогов. Награждение.                                                                    

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.