Внеклассное мероприятие «Масленица» для обучающихся 1–4 классов
Внеклассное мероприятие «Масленица»
Цель: знакомство с традициями предков, воспитание уважения к ним.
Задачи:
Познакомить с традицией празднования Масленицы;
Воспитывать уважительное отношение к традициям предков;
Формировать принципы здорового образа жизни;
Воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам
Целевая аудитория: обучающиеся 1 – 4 классов как в общем, так и в отдельно взятом классе.
Подготовительная работа:
Изготовление чучела Масленицы (возможно, с привлечением родителей обучающихся);
Выбор подходящего места на улице (возможно, это будет поход в лес), пригодного как для проведения игр, так и для сжигания чучела;
Подбор частушек и песни для проведения праздника (это могут быть даже произведения, не связанные с Масленицей);
Обеспечение необходимого инвентаря для игр: 2 подушки, 2 санок, 2 картонных «блина», снежные комки (или поленья).
Количество ведущих: 1 или более, на усмотрение организатора.
Длительность программы: от 35 минут, в зависимости от количества участников.
Ход мероприятия
С пирогами да с блинами
Подсобрался уж народ.
Игры, пляски да гулянья –
Масленица у ворот!
Здравствуй, честной народ! Поздравляем вас со старинным Новым Годом, Масленицей. Солнышко уж светит больше да ярче, чем зимой. Осталось совсем чуть-чуть – и грянет весна-красна во всю силушку. И мы сегодня с вами поможем прогнать холода, с песнями, играми, частушками и хорошим настроением. Ведь мы с вами – часть великого народа, у нас очень глубокая культура.
За один день восполним все те традиции, которых придерживались наши предки в Масленичную неделю.
Первый день Масленицы - «встреча»
Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!
С таких песен начиналась Масленичная неделя. В первый ее день парни и девушки разгуливали по селу, или деревне, с чучелом Масленицы, сделанным из соломы. К этому времени строились общественные горки, ставились столы со сладкими угощеньями. Малолетние дети ходили по соседям и просили подать на Масленицу, на что хозяева этих домов отдавали им старую одежду, из которой ребята делали костер, называемый «масленкой», и плясали возле него, запевая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и другие песни.
Вот и первое задание для вас: спеть веселую да задорную песню, чтоб солнышко ярче улыбалось
Исполняется любая веселая песня, выученная накануне этого мероприятия.
А еще в старину считалось, что если положить блин дорогому человеку на голову, то будет счастье и богатство ему и всей его семье. Поэтому мы объединяемся в две команды и по принципу эстафеты проносим наш «блин» на голове, чтоб быть нам с вами в следующем году счастливыми.
Один участник кладет «блин», изготовленный из картона или бумаги, на голову своего соседа по команде и держит. Так они добегают до назначенной линии, после возвращаются на свое место, только «блин» оказывается уже на голове того, кто его держал. И таким образом проносят «блин» все участники команд.
Второй день Масленицы - «заигрыши»
Ой, подруженька родная,
Выходи кататься!
Я с тобою, дорогая,
Не хочу расстаться!
Также шумно и весело проходил второй день Масленицы, как и первый. Девушек с раннего утра начинали приглашать прокатиться на санках с горы, поесть блины. А самым залихватским занятием считалось в «заигрыш» - катанье на корежках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Наши предки говорили: «кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться», то есть будет у того человека благодать да везенье.
И мы с вами не будем отходить от традиции. Эстафета вторника – катание на санках.
Две команды (можно уже сформировать их по-другому, отличительному от первой эстафеты способу) соревнуются, кто быстрее провезет на санках участников своей команды по принципу первой эстафеты: один – везет до указанной черты другого, назад возвращаются, поменявшись местами.
Третий день Масленицы - «лакомка»
Ах, блины, блины, блины!
Со сметаной, с медом!
Тут блины, и там блины!
Любимы вы народом!
«Лакомкой» зовется третий день Масленицы, так как лакомились все блинами и другими разнообразными масленичными угощеньями. Блины пеклись и пшеничные, и ячневые, и овсяные, и гречневые, из пресного и кислого теста. Говорили наши прадеды: «Блин не клин, брюха не распорет».
Зятьев в этот день приглашали тещи на блиночки в гости. Да еще хозяйки созывали своих родных, близких, чтоб те зятьев развлекали и веселили. В тот вечер не умолкали песни и частушки.
Парад частушек (организатор на свое усмотрение заранее раздает тексты частушек участникам мероприятия, это могут быть не «масленичные» частушки, а, например, на школьную тематику).
Четвертый день Масленицы - «широкий четверг», «разгул, перелом»
Вот четверг у ворот:
Разгулялся народ.
«Сам на сам» он идет
Да вновь песни поет!
«Разгулом», «Четвергом широким» зовется следующий за «Лакомкой» день недели. В этот день гуляли с раннего утра до поздней ночи, водили хороводы, плясали, пели песни и, конечно, ели блины. А еще устраивали кулачные бои, в которых были свои правила: запрещалось прятать в рукавицу что-то тяжелое, наносить удары ниже пояса и по затылку. Бились «сам на сам» или «стенка на стенку».
И мы с вами устроим бои, только подушками.
Двум игрокам выдаются подушки. Они наносят друг другу удары, при этом опорой у них является только одна нога. Игрок, коснувшийся второй ногой до земли или какой-либо другой опоры, - проигрывает. Затем соревнуются победители предыдущих «поединков», и так – до одного победителя.
Пятый день Масленицы - тещины вечерки, гостевой день
«Теща! Тещенька моя!
Просим на блины Вас!» -
Так вот, тещеньку любя
Приглашали зятевья.
Хоть тещины блины и были вкуснее, но в пятый день Масленицы зятья угощали свою тещу. Вечером прошлого дня зять лично приглашал маму своей жены в гости. А пятничным утром отправлял за нею ряженых зватых. Считалось, чем больше была эта «делегация», тем больше зять любит да уважает свою тещеньку.
Девушки в пятничный полдень выносили блины в тарелке на голове. Они шли к месту гуляний. А тот парень, которому девица была по нраву, мчался за нею, чтоб отведать блина, испеченного ею, дабы узнать, хорошая ли хозяйка выйдет из нее. И, конечно, в этот день водили хороводы.
В одном из них мы примем участие.
Дети встают в круг. По команде ведущего они идут то вправо, то влево, держатся за руки, за плечи, за пояс, за головы, за ноги, за плечи, за спины, за колени, за локти, за пятки.
Шестой день Масленицы - золовкины посиделки
В гости всех своих подруженек
Золовка позвала.
Да для этих посиделочек
Блиночков напекла.
Масленица вот-вот уже закончится. В этот день золовка приглашала в гости своих подружек. Если золовка была еще не замужем, ее гостьи были тоже незамужними, если же у нее уже была семья, то она созывала к себе родню. Масленица порой называли хорошим поводос, чтоб сойтись да посудачить о том, о сем.
А еще устраивались забавные игры, смешные соревнования.
И у нас такое смешное соревнование тоже сегодня состоится.
Здесь несколько вариантов игры: 1) это может быть «Попади в цель» (снаряд – снежный ком), или 2) «Кто дальше»: метание полена (кидают два человека или по одному. Осторожно! остальные участники должны находиться на безопасном расстоянии!)
Седьмой день Масленицы – прощеное воскресенье, проводы, целовки
Вы простите меня, люди добрые,
За грехи за мои совершенные!
Да войдем мы во Пост да Великий
Миром всем да за всё мы прощенные.
В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения и прощали друг друга, говоря: «Бог простит!» Это был последний день перед началом Великого Поста. С масленицей прощались, сжигая ее чучело, которое вначале ругали за бури да метели зимние, а потом благодарили за хорошие деньки, за катанье на санках и горах.
Так заканчивалась масленичная неделя. И мы сегодня провожаем Масленицу. Попрощаемся так, как это в старину делали наши предки: поругаем, а потом поблагодарим Масленицу.
Мероприятие заканчивается сожжением чучела Масленицы и блинами.