Методическая разработка
внеклассного мероприятия «Зарничка»
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Зарничка» рассчитано на обучающихся 3 - 4 классов и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Во время игры при выполнении разнообразных по содержанию заданий младшие школьники на практике применяют свои знания, полученные на уроках окружающего мира, литературного чтения, физической культуры, математики. Использование проблемно-диалогической технологии побуждает ребят высказывать свою точку зрения по проблеме, находить решение, обосновывать его правильность, принимать и понимать мнение других. Работая в команде, дети учатся взаимовыручке и сотрудничеству. Соревновательный момент способствует созданию ситуации успеха для каждого, повышает активность и развивает познавательный интерес.
Ресурс может быть использован учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
Класс |
3 - 4 |
Тип занятия |
Внеклассное мероприятие |
Вид занятия |
Игра по станциям |
Продолжительность |
45 минут |
Тема занятия |
Военно-спортивная игра «Зарничка» |
Цель занятия |
Создание условий для формирования потребности быть достойными защитниками своего Отечества |
Задачи |
формирование интеллектуальной, творческой и познавательной активности, логического мышления; формирование культуры общения через игровую деятельность; развитие умения применять полученные знания при решении практических задач; воспитание чувства взаимопомощи и ответственности за свои поступки при работе в команде; воспитание гражданственности и патриотических чувств младших школьников; коррекция двигательных навыков. |
Список литературы и интернет-источников: |
Русские народные и авторские сказки о солдатах; Картинка для секретного задания https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7688d3e00b509c5032a8ae02c05aaf4a-l&n=13 |
Методы и формы |
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, интерактивный. Форма проведения игры: групповая. |
Предшествующая работа: |
1. Формирование 6 команд по 5 человек. Каждая команда придумывает название, девиз и соответствующую форму одежды. 2. Разработка педагогами, ответственными за станцию, практических заданий, подготовка оформления и раздаточного материала. 3. Классные руководители проводят беседу по технике безопасности при проведении массового мероприятия. |
Правила |
На каждой станции за правильный ответ команда получает баллы и при выполнении всего задания пазл. (За каждый правильный ответ – 1 балл). В итоге в конце игры должно быть собрано 6 пазлов, которые необходимо вставить в послание (секретное задание), выданное команде вместе с маршрутным листом на торжественном построении. При прохождении последней станции после выполнения задания наклеить полученные пазлы в секретное задание. (Получится открытка-поздравление с праздником). Переход с одной станции на другую по сигналу. |
Планируемые результаты занятия
Метапредметные |
Личностные |
Обучающийся получит возможность для формирования умений: Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения поставленной цели; принимать предложенную роль в учебном сотрудничестве; оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: пользоваться знаками, моделями, символами предложенными педагогами в ходе игры; ориентироваться на разные способы решения предложенных заданий; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: планировать и выполнять совместную деятельность при работе в команде; оказывать поддержку друг другу; аргументировать своё мнение, слушать и понимать речь других. |
Обучающийся получит возможность для формирования: чувства ответственности за команду при выполнении заданий; умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм; адекватной самооценки на основе критерия успешности; познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний по военной тематике. |
Ход мероприятия
Этап |
Содержание |
Педагогические технологии, формы и методы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Общее построение Цель: психологический и мотивационный настрой на игру. |
Хорош в строю, силён в бою. Под музыку происходит торжественное построение отрядов. «Главнокомандующий» рассказывает о празднике и о предстоящей игре, в ходе которой предстоит каждой команде выполнить секретное задание. Затем капитаны сдают рапорт и получают свои маршрутные листы с порядком прохождения станций и секретное задание.
Секретное задание |
Закрепление строевых приёмов. Осознание важности момента и поднятие соревновательного духа для обеспечения положительного эмоционального настроя и комфортной обстановки для каждого участника. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Станция «Снайперы» Цель: совершенствова - ние навыков метания. |
Умелый боец везде молодец. На определённом расстоянии прикреплены круги разного размера с написанными в центре цифрами. Чем больше круг, тем меньше баллов при попадании в него, и наоборот, чем меньше круг, тем больше очков зарабатывает команда. Каждому участнику для броска выдаётся по одному мячику. |
Развитие глазомера и меткости. Предоставление права выбора при выполнении задания. Умение учитывать интересы команды. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Станция «Медсанчасть» Цель: закрепление практических знаний по медицинской подготовке. |
Умение оказать первую помощи – важное качество каждого солдата. Медицинский работник по очереди показывает изделия медицинского назначения (жгут, пипетка, шпатель, термометр, пинцет, бинт, маска, ножницы с загнутыми концами, вата, шприц) и предлагает рассказать о их применении. Дополнительный вопрос: что из перечисленного относится к расходному материалу, а что к медицинским инструментам? |
Индивидуальные ответы, основанные на жизненном опыте детей. Развитие монологической речи, оценочных суждений. Расширение кругозора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Станция «Военная академия» Цель: систематизация знаний о военных должностях и видах войск. |
Учись солдат — командиром будешь. (На данной станции для наглядности можно использовать презентацию). 1. В предложенном филворде надо найти военные должности, затем назвать их в порядке старшинства. Ответ: рядовой, сержант, старшина, капитан, майор, полковник, генерал, маршал. 2. Соотнесите эмблему с видом или родом войска. - Военно-воздушные силы - Военно-морской флот - Сухопутные войска - Воздушно-десантные войска |
Актуализация жизненного опыта учащихся и знаний об армии. ИКТ для контроля и самоконтроля. Увлекательные задания развивают внимание, логическое мышление, активизируют познавательную деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Станция «Сказочная» Цель: контроль знания содержания сказок о солдатской смекалке. |
Солдат - положительный персонаж русских народных и авторских сказок. Он добрый справедливый и мужественный герой, всегда приходит на помощь всем нуждающимся. 1. По отрывку из сказки команде необходимо отгадать её название. При затруднении можно воспользоваться подсказкой – небольшой выставкой книг. а) Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути и есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: («Каша из топора») б) В одном далёком-предалёком царстве служил солдат. Служил он верой и правдой своему государю четверть века. Как задумал царь солдата домой отпустить, пожаловал ему коня, на котором солдат всю службу отслужил, с полным снаряжением. Собрался солдат в путь-дорогу и поехал домой. Ехал долго ли, коротко ли, да все деньги у него вышли. Нечего стало есть, нечем коня кормить. («Заколдованная царевна»). в) Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! (Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») г) Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку - отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит. - Добрый вечер, служивый! - молвила она. - Ишь сабля-то у тебя славная какая и ранец-то какой большой! Словом, молодчина солдат! Ну, сейчас у тебя будет денег, сколько хочешь. (Г.Х.Андерсен «Огниво») 2. Дидактическая игра «Собери картинку» (Картинка к сказке «Заколдованная царевна») |
Проблемная ситуация развивает сообразительность и догадку, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, коммуникативные навыки через диалоговую форму общения. Коррекция внимания, развитие мелкой моторики посредством дидактической игры «Собери картинку». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Станция «Минное поле» Цель: развитие физических качеств – быстроты и точности выполнения. |
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Каждому участнику предлагается пройти через «заминированное поле» с завязанными глазами и не задеть ни одной кегли. Кегли расставлены в шахматном порядке. (Сколько остаётся не сбитых кеглей, столько баллов получает команда). Возможна помощь команды словами «влево», «вправо», «прямо». |
Игровой момент на координацию движений. Развитие умения находить выход из трудной ситуации. Взаимовыручка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Станция «Эрудит» Цель: развитие слухового внимания через познавательную информацию. |
Русский солдат не знает преград. Команде предлагаются следующие вопросы: - Как называется торжественное прохождение войск? (Парад) - Старинное название русского войска. (Рать) - «Звёздная» часть мундира. (Погоны) - Солдат спит, а она идёт. (Служба) - Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол) - Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга) - Чьи слова «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В.Суворов) - Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной) - Как называется наступательное движение войск? (Атака) - Участок местности для испытания боевого оружия. (Полигон, стрельбище) - Как называется военная больница? (Госпиталь) - Что такое лимонка? (Граната) -Боевая машина с реактивными снарядами. (Катюша) - Разгадайте шифровку, используя ключ: (Молодцы) |
Викторина способствует закреплению знаний по военной тематике. Разгадывание шифровки развивает внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Общее построение Цель: подведение итогов игры. |
Где смелость, там победа. Ответственные за станции собирают маршрутные листы и подсчитывают баллы. На общем построении командиры отрядов докладывают о выполнении секретного задания. Предъявляют собранные открытки. Проверяется правильность выполнения задания. Поздравление и награждение участников игры. |
Ситуации успешности для каждого участника. |
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Марченкова Инна Вячеславовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Львова Светлана Алексеевна
Долгобородова Лариса Анатольевна