Внеклассное мероприятие на тему «Петр Ι Великий царь и реформатор»
Тема занятия: «Петр Ι Великий царь и реформатор»
Аннотация к внеклассному мероприятию
Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах великих деятелей России, для обучающихся старших классов и СПО. С
внеклассное мероприятие Петр 1PPTX / 7.33 Мб
/data/files/g1709790320.pptx (внеклассное мероприятие Петр 1)ценарий и презентация помогут преподавателям сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Мероприятие ориентированно на стимулирование интереса обучающихся к выбранной профессии.
Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, уважения к его великим свершениям на примере деятельности русского императора Петра Великого. Воспитывать трудолюбие, любовь к выбранной профессии.
Оборудование: Мультимедийный проигрыватель, презентация.
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися знаниями исторических событий страны и родного города;
- проявление заинтересованности в изучении истории своей Родины, края;
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята.
Слайд 1. Я хочу начать наше мероприятие со строк стихотворения А.С. Пушкина « Медный всадник» Вы конечно догадались, кому посвятил эти строки А.С. Пушкин? Этому выдающемуся государственному деятелю, посвящено наше мероприятие.
Слайд 2. Тема нашего мероприятия «Петр Ι Великий царь и реформатор». В конце нашей беседы мы проведем викторину, поэтому внимательно слушайте и смотрите!
В этом году наша страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра 1
Пётр I Великий (1672 – 1725) – выдающийся государственный деятель,
московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721
года, великий реформатор.
Чем только не увлекался Петр: прекрасно рисовал, освоил работу каменщика, плотника, токаря, изучал зубоврачебное дело, даже хирургию. Четырнадцать ремёсел смог одолеть.
Слайд 3. Пётр Алексеевич, Великий император, был наследником династии Романовых, на престол он взошёл в 1682 году, когда ему исполнилось 10 лет. Правил вместе со своим слабоумным братом Иваном. Братья сидели на специальном двухместном троне.
Слайд 4 Из-за своего высокого роста — 204 см— он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом
Слайд 5 Главными увлечениями будущего императора были воинские «забавы».Сначала это была игра, но потом Петр стал требовать настоящее оружие для «потех».Солдаты «потешные»,набранные из царской дворни, составили два батальона Преображенский и Семеновский.
Слайд 6 Слава русского военного и торгового флота начиналась с ботика Петра I. Он и изображён на картине. бот был доставлен из Англии. Царь увидел его случайно: зашёл как-то в амбар двоюродного деда в Измайлове, увидел бот и приказал починить.
После Яузы Пётр плавал на боте по Плещееву озеру, где строилась его “потешная” флотилия.
Слайд 7. В нашем городе есть памятник Петру Ι.С какими историческими событиями это связано?( Азовскими походами)
Слайд 8. У России не было выхода в Черное море, препятствием была турецкая крепость Азов.1695- 1 Азовский поход. Закончился неудачно. Главная причина поражения- отсутствие флота.
Слайд 9.Азов был взят благодаря тому, что у России появился флот, Первый российский торгово- морской флаг был Бело-сине-красный, по аналогии с голландским флагом.
Слайд 10 Было реорганизовано командование войсками: сухопутные войска, вверены боярину А. С. Шеину, который за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом. В нашем городе есть памятник А. Шеину. Затем Государь назначил своего любимца главнокомандующим всей русской армии. А.С. Шеин руководил строительством гавани в Таганроге, отражал набеги турок и татар...
В 1698 году организовал первую в России навигационную школу в Азове. К концу года в школе обучалось более 100 человек. Выпускники поступали в основном в Азовский флот (1695-1711), но некоторые попадали и на Балтийский.
Слайд 11 Медаль в честь взятия Азова.
Слайд 12 В поисках союзников против Турции царь отправился в Европу. 1697-1698 гг –Великое посольство. Царь отправился инкогнито, под именем простого урядника Петра Михайлова. Там Петр познакомился с европейской культурой, учился ремеслам и приглашал мастеров и учителей в Россию.
Вернувшись из путешествия, Петр приступает к первым преобразованиям.
Слайд 13 Приказ брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Носить усы и бороду в своё удовольствие разрешалось любому русскому человеку, но за это следовало… платить специальный налог, да ещё и немаленький: до пятидесяти рублей в год. после его уплаты получали специальную квитанцию -«бородовой знак».
Слайд 14 Новое летоисчисление от Рождества Христова. 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям
Слайд 15 Первая печатная газета. «Ведомости»
Указ об издании газеты датируется 1702-м годом неслучайно. Северная война началась для России неудачно. Потерпев поражение под Нарвой, русская армия потеряла всю артиллерию. И вот теперь, когда Россия напрягала все силы, чтобы дать отпор войскам Карла XII, необходимо было убедить народ в необходимости продолжать войну со шведами, объяснить значение некоторых мер правительства, например конфискации колоколов у церквей для переливки их на пушки. Наконец, надо было сообщить населению страны, что заводы наращивают выпуск оружия и боеприпасов, что у царя помимо русских войск имеется поддержка со стороны народов России
Слайд 16 1700- 1721 гг- Северная война. Борьба со Швецией за выход в Балтику. Благодаря активной деятельности Петра Ι и его реформам ,Россия получила выход в Балтийское море – «прорубила окно в Европу» и с этого времени стала империей – сильным и могущественным государством.
Слайд 17 Создание регулярной армии ( рекрутчина) Среди крестьян рекруты выбирались общинным методом. На пожизненную службу призывались молодые люди от 20 до 35 лет от роду.
Слайд 18 Открытие новых школ. В Москве была открыта Навигацкая школа, Артиллерийская, Медицинская, Инженерная школы. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).
Слайд 19 Возникновение новых городов. В 1703 году был основан один из красивейших городов мира- Санкт- Петербург.
Слайд 20 Профессия каменщик. Санкт- Петербург называют «каменным городом». Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург. Но и этого было мало и был введен «каменный» налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.
За штукатуркой, лепниной, под мраморной и гранитной облицовкой стен и цоколей зданий, спрятан прозаичный и привычный строительный материал — красный обожженый кирпич. Указом Петра было создано множество кирпичных заводов. Расширялось и совершенствовалось производство строительных и отделочных материалов: кирпича, цемента, естественного камня, мрамора, стекла и пр.; широко начала применяться штукатурка. Для разделки леса были пущены лесопильные "вододействующие" заводы. Была введена новая единая мера кирпича. По распоряжению Петра составлялись письменные указания, как класть фундамент, стены и пр.
Слайд21 Первый музей – Кунсткамера кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий.
Слайд 22 Петр повелел создать современную книгу об Этикете. И такую книгу издали под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой давались разъяснения и наставления молодым людям о том, как следует вести себя в семье, гостях, общественных местах, на службе. В ней содержались практические советы о том, что прилично, а что недопустимо в общении, в разговоре, за столом, на улице.
Слайд 23. Промышленные реформы — комплекс законов и преобразований в сфере промышленности, произведенные Петром I Великим с целью развитя мануфактурного производства. Таким образом, для страны Петр 1 сделал многое: при его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство. Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы.
Слайд 24 Новая мода. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений
Слайд 25 Профессия портной Введенные Петром I костюмы полностью прижились уже к концу его царствования. Царь своими указами регламентировал не только фасоны и силуэты платья, но и ткань, украшения, цвет и характер его отделки, что способствовало быстрой европеизации русского дворянства. Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. Слово это французское — имненно Франция была основной законодательницей мод того времени. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и башмаки с пряжками. Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Широкие юбки были на каркасах — панье, а позже фижмы. Иногда платья украшались шлейфами, и эти шлейфы, наряду с высокими каблуками у туфель доставляли барышням приличные неудобства. У новых костюмов появились карманы
Слайд 26 С именем Великого Петра связаны не только военные, политические, экономические, но и культурные, просветительские, образовательные реформы. Петр I был основателем русского флота. Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его
Великим. Россия с этого времени стала империей. Мы и сегодня с уважением
и гордостью говорим об этом человеке – великом царе и реформаторе.
Слайд 27 Викторина Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. Придумайте названия своей команды, что бы оно было связано с эпохой Петра Великого.
Если в течении 10 секунд команда не отвечает, то право ответа переходит другой команде.
Слайд на каждый вопрос
Вопросы:
Во сколько лет Пётр Алексеевич взошёл на престол? (10 лет)
Почему трон, на котором сидел десятилетний Петр был двухместным? (Правил вместе со слабоумным братом Иваном)
Рост Петра Ι составлял - ….. см ( 204 см)
Петр Ι носил обувь - ….. размера (38 размера)
Кого называли «потешными»? (Солдаты, набранные из царской дворни, участвовавшие в военных забавах Петра)
В ходе военной реформы, появилась рекрутская повинность. Кто такие рекруты?(Крестьяне, которые должны были служить пожизненно)
В нашем городе есть памятник Петру Ι.С какими историческими событиями это связано? (Азовскими походами)
В нашем городе есть памятник А. С. Шеину. С какими историческими событиями это связано? (командование сухопутными войсками, который за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом).
Что изображено на слайде? (Медаль в честь взятия Азова).
1697-1698 гг –Великое посольство. Царь отправился инкогнито, под именем …
Указ о новом летоисчислении гласил: (Новым годом становился день 1 января)
Что изображено на слайде? («бородовой знак»).
Первая печатная газета? ( «Ведомости»)
Каково содержание книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»? (правила этикета)
Каким был первый торгово- морской российский флаг? (Бело-сине-красный, по аналогии с голландским флагом.)
Как назывался первый музей, основанный Петром Ι? (Кунсткамера кабинет редкостей).
Слайд 44 Реформы Петра Великого в символах. Преподаватель показывает предметы, обучающиеся называют реформы. (Корабль, ножницы, карман, кирпич, ветка ели с мишурой)
Слайд 45 Раскройте смысл высказываний и понятий.
Протекционизм, империя, «Прорубил окно в Европу», «Россию поднял на дыбы»
Подведем итоги.