Внеклассное мероприятие «Экологическая викторина» по дисциплине ЕН. 02 Экологические основы природопользования для всех специальностей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
по дисциплине
ЕН. 02 Экологические основы природопользования
для всех специальностей
Саратов 2023
В методической разработке представлен внеклассное мероприятие с применением средств ИКТ и цифровых образовательных ресурсов по дисциплине ЕН.02 «Экологические основы природопользования». Название мероприятия: «Экологическая викторина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподаватель призван воспитывать и развивать обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:
- обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
- заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
- информативность используемого материала;
- привлекательность форм внеурочной работы;
- обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
- целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
- массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.
Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы с обучающимися 2 – 4 курсов всех специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А БЛАНКИ ОТВЕТОВ | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Цель: Закрепить и проверить знания обучающихся о видах экологических проблем и способах их решения.
Задачи:
Образовательные:
повысить уровень экологической грамотности;
выработать навыки применения экологических знаний в нестандартных ситуациях;
расширить знания о природе;
ознакомить с глобальными проблемами планеты Земля;
показать взаимосвязь экологии и других учебных дисциплин;
познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;
обратить их внимание обучающихся на угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.
Развивающие:
развитие интереса к поиску и отбору необходимой информации;
развитие творческого подхода к учебной деятельности;
формирование умения использовать приемы умственной деятельности (конкретизация, обобщение, анализ, синтез);
формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, объяснять, находить примеры;
развитие культуры речи;
развитие самостоятельности в приобретении знаний.
Воспитательные:
развитие умения быстро находить решение поставленных задач, самостоятельность мышления, творческие способности, эмоционально-волевой сферы;
воспитание коммуникативных и командных навыков в игре, культуру общения, стремление к победе и умение достойно проигрывать.
воспитать чувство ответственности перед природой;
привить экологическое мышление;
сформировать основы экологической культуры;
развить интеллектуальные и творческие способности;
формирование экологического мышления.
Тип внеклассного мероприятия: Повторение изученного материала
Форма проведения: викторина
Продолжительность: 1 час 30 минут
Комплексное методическое обеспечение и оборудование внеклассного мероприятия:
компьютер, мультимедийный комплекс;
- презентация
таблички с названием команд
- бланки ответов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Схема внеклассного мероприятия
Этапы | Время (мин.) | Деятельность |
Организационный | 2 | Приветствие. Озвучивание темы и цели мероприятия. |
Вводная часть | 10 | Озвучивание правил игры. Деление на команды. |
1 раунд | 17 | Конкурс «Устами младенца» |
2 раунд | 12 | Конкурс «Экологический тест» |
3 раунд | 16 | Конкурс Угадайте поговорку |
4 раунд | 4 | Конкурс «Найдите пару» |
5 раунд | 8 | Конкурс «Ребусы» |
6 раунд | 9 | Конкурс «Расшифруйте пословицу» |
7 раунд | 7 | Конкурс «Кроссворд» |
Заключительный | 5 | Подведение итогов |
1. Организационный этап
Преподаватель сообщает название внеклассного мероприятия : «Экологическая викторина». Цель мероприятия: Закрепить и проверить знания обучающихся о видах экологических проблем и способах их решения..
2. Вводная часть
Озвучивание ведущим правил игры:
1 Игра командная. Количество игроков в команде может быть от 4 до 6 человек.
2. Игра состоит из нескольких тематических раундов, в каждом из которых определенное количество вопросов или заданий. Количество раундов и вопросов в каждом раунде определяется организатором (преподавателем) игры.
3. Все задания (текстовые, аудио, видео, фото) выводятся на экран. Формулировки заданий зачитываются вслух организатором. После озвучивания каждого задания, командам даётся 1-7 минут (в зависимости от сложности задания) на обсуждение и решения заданий. Ответы пишутся в бланке ответов.
4. По окончанию каждого раунда капитаны команд сдают бланки ответов для проверки.
5. За каждый правильный ответ команде зачисляется 1 балл.
6. Выходить из аудитории можно во время игры, но возвращаться можно лишь по окончании раунда.
6. Во время раундов запрещается: пользоваться девайсами (мобильным телефоном, планшетом, ноутбуком и т.д.), подглядывать в бланки других команд, мешать командам-соперникам обсуждать вопросы (шуметь, возмущаться, громко смеяться и т.д.).
За нарушение правил с команды будут сняты все очки полученные за раунд.
7. Во время раундов допускается: обсуждать вопросы внутри своей команды, пользоваться черновиками, ручками, карандашами.
8. Подведение итогов. Команда-победитель определяется путем подсчета баллов, полученных за правильные ответы. Награждается одна команда, набравшая наибольшее количество баллов. Для обучающихся можно в качестве награждения выставить оценки «отлично» за занятие или предусмотреть другую награду (на усмотрение организатора игры).
9. В случае если две команды набрали одинаковое количество баллов, им задается дополнительный вопрос или разыгрывается дополнительный раунд.
10.После того как ведущий (организатор) познакомил участников с правилами игры и команды определились с составом, придумали себе название организатор раздает бланки ответов и озвучивает тему первого раунда.
3. Основная часть.
Раунд 1 «Устами младенца». (10 заданий)
Задание: необходимо определить, о каком объекте или природном явлении идет речь, причем высказывания сделаны маленьким ребенком.
Это образовалось на планете давным-давно
Оно находится глубоко в земле
Люди использовали его, когда им было холодно
Когда-нибудь запасы этого на планете закончатся
Сейчас это применяется для обогрева гораздо реже (каменный уголь)
2. Без этого жизнь на Земле невозможна.
Это – часть воды
Человек без этого умрет очень быстро
Это вещество есть в таблице Менделеева
Его количество с каждым годом уменьшается (кислород)
3. Это отличается в зависимости от расположения на планете
В зависимости от этого нам холодно или жарко
Это набор некоторых показателей
От него зависит, какие растения и животные имеются на территории
Один из его видов называют «континентальный» (климат)
4. Если бы этого не было, мы все болели бы!
Это состоит из атомов кислорода
В последнее время в этом появляются «дыры»
На это плохо влияют автомобили
Это защищает Землю от вредных воздействий космоса (Озоновый экран)
Они есть везде: в воздухе, воде, почве
Даже в горячих источниках и солевых месторождениях
Одни есть в кислом молоке - тогда они полезные
А если они в консервах, то могут вызвать опасное заболевание у человека
Чтобы их было меньше в воздухе нужно проветривать помещения
(Бактерии)
Их с каждым годом становится больше. Особенно много в больших городах.
Там где они есть много шума и вредных газов.
От них страдают дикие животные.
Особенно опасны они, когда изношенные. (Автомобили)
У меня очень много игрушек сделано из нее
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет
Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается
Предметы, изготовленные из нее, мало весят (Пластмасса.)
Его делают из песка
Чаще всего оно прозрачное
Когда падает, оно разбивается
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара (Стекло.)
Это то, чего много в городе, но мало в деревне
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик
От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и тогда этого становится еще больше
Его издают оживленная городская улица, косилка для газонов, работающий мотоцикл, дрель, автогудок, рок-музыка
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик (шум.)
Это получается, когда становится старым или ломается
Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог
Это можно сдать и получить деньги
Из этого можно сделать что-то новое
Это бывает цветным, и тогда за него можно получить больше денег
(Металлолом.)
Раунд 2 «Экологический тест» (12 заданий)
Задание: Необходимо выбрать верный вариант ответа
Общепланетарная оболочка, где существует или существовала жизнь и которая подвергается ее воздействию называется:
литосфера
экосистема
атмосфера
биосфера
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
рассортировать
собрать в одном месте
раскрошить
компостировать
Какова причина возникновения «озоновых дыр»:
увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа
увеличение выбросов в атмосферу пыли
увеличение выбросов в атмосферу фреонов
уменьшение в атмосфере доли кислорода
Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека – это:
охрана природы
мониторинг
природопользование
экологическая экспертиза
Что не является глобальной экологической проблемой:
парниковый эффект
вырубка лесов на острове Мадагаскар
разрушение озонового слоя земли
рост народонаселения
Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
меньше полугода
1-2 года
5-8 лет
20 и более
Озоновый экран в атмосфере возник в результате (выберите правильный ответ):
химических процессов, происходящих в литосфере
химических процессов, происходящих в гидросфере
жизнедеятельности организмов
химических процессов, происходящий в расплавленных недрах
земли
На земле кислород расходуется в ходе процесса:
горения
брожения
дыхания
разложения
Участки территорий суши или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного пользования называются:
памятники природы
заповедники
биотоп
национальные парки
Что является причиной экологического кризиса:
высокие темпы использования природных ресурсов.
рост благосостояния населения
увеличение численности населения
охрана природы
Раунд 3 Угадайте поговорку (5 заданий)
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще.)
2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах.)
3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь.)
4 . Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносятся горизонтальным движением воздуха. (Собака лает, ветер носит.)
5. Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.)
6. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носа не подточит.)
7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа – не волк, в лес не убежит.)
9. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит.)
10. Порция, равная примерно 20 г продукта полукоксования твердых топлив, приводит в не пригодное к использованию состояние большую деревянную емкость продукта переработки цветочного нектара представителем перепончатокрылых насекомых. (Ложка дегтя портит бочку меда.)
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
Раунд 4 «Найдите пару»
Задание. К определению левого столбика подберите понятие из правого и
напишите ответы парами
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. | 1. Заказник |
2. Ценный в природном отношении объект (озеро,дерево, скала, пещера). | 2. Заповедник |
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. | 3. Памятник природы |
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. | 4. Национальный парк |
Ответ: 1-4; 2-3; 3-2; 4-1.
Раунд 5 . Ребусы ( 2 задания)
Задание. Определить экологические термины зашифрованные в ребусе
Ребус 1
Консумент
Ребус 2
Заповедник
Раунд 6 Головоломка «Найди ключ»
Задание:
Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.
Ответ. «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».
Раунд 7 Кроссворд
Задание: Решите кроссворд
1. Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
Оболочка Земли, сложенная горными породами (литосфера)
Расплавленное вещество в глубине планеты (магма)
Многолетний режим природных условий, определенных местностью (климат)
Драгоценный металл (золото)
А
Л
М
А
З
Конкурс 4: «Экологический контакт»
Задача студентов выбрать участника от своей команды, который будет вытаскивать карточку с экономическим термином. Его задача – публично объяснить этот термин своей команде, не называя его напрямую, при этом время ограничено: 3 мин на каждую команду. При объяснении термина запрещается использовать информацию, заведомо непонятную команде соперников, а также однокоренные слова при объяснении (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл). По итогам конкурса команда, набравшая больше баллов получает +20% к рейтингу экологичности.
Термины:
экологический мониторинг, экологическая катастрофа, загрязнение среды
Конкурс 3: «Собери термин»
Каждой команде предлагается набор карточек, который содержит 3 термина (2 из экономики и 1 из экологии).
Время на выполнение командного задания 5-10 мин.
Термины: ресурсы, потребность, кризис.
4.Заключительный этап
Командам представляется итоговая турнирная таблица с набранными баллами за каждый раунд конкурса. Преподаватель благодарит группы команд, членов жюри, , награждает победителей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Колесников, С. И. Экологические основы природопользования[Текст]: учебное пособие / С.И. Колесников. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2019. - 304 c.
Клименко, И. С. Экологические основы природопользования[Текст]: учебное пособие для СПО / И. С. Клименко. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 108 c.
Марченко, Б. И. Анализ риска: основы оценки экологического риска [Текст]: учебное пособие / Б. И. Марченко. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 148 c.
Полищук, О. Н. Основы экологии и природопользования [Текст]: учебное пособие / О. Н. Полищук. — СПб. : Проспект Науки, 2017. — 144 c.
Скопичев, В. Г. Экологические основы природопользования[Текст]: учебное пособие / В. Г. Скопичев. — СПб. : Квадро, 2018. — 392 c.
Проект для учителей «МультиУрок» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru (дата обращения: неограниченно)
Образовательный портал «Инфоурок» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения: неограниченно)
Сайт для учителей «Копилка уроков»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru (дата обращения: неограниченно)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланки ответов
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 1 «УСТАМИ МЛАДЕНЦА» | ||
1 | | 6 | |
2 | | 7 | |
3 | | 8 | |
4 | | 9 | |
5 | | 10 | |
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ» | |||
1 | | 7 | | |
2 | | 8 | | |
3 | | 9 | | |
4 | | 10 | | |
5 | | 11 | | |
6 | | 12 | | |
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 3 «УГАДАЙТЕ ПОГОВОРКУ» | |||
1 | | |||
2 | | |||
3 | | |||
4 | | |||
5 | |
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 4 «НАЙДИТЕ ПАРУ» | ||
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. | | ||
2. Ценный в природном отношении объект (озеро,дерево, скала, пещера). | | ||
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. | | ||
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. | | ||
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 5 «РЕБУСЫ» | ||
| ОТВЕТ: | ||
| ОТВЕТ: |
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 6 «РАСШИФРУЙТЕ ПОСЛОВИЦУ» |
| ОТВЕТ: |
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: | РАУНД 7 «КРОССВОРД» |
А Л М А З |
17