12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузьмина Мария Николаевна2792 Люблю поэзию серебряного века. Россия, Ярославская обл., Углич Материал размещён в группе «Сценарий внеклассного мероприятия» |
Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков»
Интеллектуальная игра «Турнир знатоков».
Класс /возраст: учащиеся 10-11 классов.
Форма проведения
Командная игра в форме интеллектуальной игры (команды от классов по 6 человек).
Цель:
Расширять знания обучающихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Задачи:
формировать познавательный интерес к творчеству выдающихся людей своей Родины;
формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей: память, речь, наблюдательность, внимательность, самостоятельность, умение работать в команде.
УУД.
Предметные.
1. Работа с информацией.
2. Умение находить способ решения предложенной проблемной ситуации.
3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
Коммуникативные.
1. Работа в команде.
2. Умение отстаивать свою точку зрения и принимать совместное решение.
Личностные.
1. Самообучение и самоорганизация.
Обзор книг:
- Е.Антропова "Северный клубок"
- Ломоносов. Книга из серии "История России"
- Ломоносов и время. Журнал. Детская энциклопедия
- А.Сухоновский "Матёрая земля Михаила Ломоносова"
- "Всё испытал и всё проник" к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
- Н. Равич "Повесть о великом поморе"
- "Слово о Ломоносове" сборник под редакцией Г.Фруменкова
- Е.Н.Лебедев "Ломоносов" серия "Ломоносовская библиотека"
- Сборник "Михайло Ломоносов" составитель Е.Павлова
- А.Грандилевский "Родина Михаила Васильевича Ломоносова"
Темы для подготовки к игре:
биография ученого, писателя, художника;
современники М.В.Ломоносова;
научные открытия учёного и исследователя;
литературные произведения;
значение и память о М.В.Ломоносове в настоящее время.
План мероприятия.
В 2016 году мы отмечаем 305-летие со дня рождения великого русского учёного, поэта, художника, гражданина Михаила Васильевича Ломоносова. Этот человек был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.
«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, - эти слова М.В. Ломоносова - не только напутствие молодому поколению, а также смысл всей жизни великого ученого.
Сегодня в нашем зале пройдет турнир на лучших знатоков жизни и научного наследия М.В. Ломоносова. Состязаться будут команды 10 и 11 классов. И пусть победит сильнейшая команда.
Правила игры:
В нашей игре участвует три команды – выберите, пожалуйста, капитана команды и придумайте название, которое вы должны указывать на рабочих листах. Итак, правила игры: вы должны преодолеть 5 этапов, на каждом из которых мы можете получить максимум 10 баллов. Итого: 50 баллов. Команда, которая наберёт до 75% от общего количества баллов становится призёром игры, свыше 75% - победителем. За подсчётом баллов следит компетентное жюри.
1 этап «Разминка».
Десять вопросов, на которые вы должны ответить одним словом или словосочетанием; ответы нужно записать на выданных листах. На каждый вопрос 15 секунд на ответ.
С какого возраста Михайло с отцом уходил в дальние плавания по Белому морю и Ледовитому океану на парусном судне «Святой архангел Михаил»? (с 10 лет)
Кто из близких Ломоносову людей носил имя Елена? (мать и дочь; Мать Ломоносова -Елена Ивановна очень любила своего единственного сына. Она рано умерла, когда Михаилу было всего 10 лет. В честь любимой матери Елены Ивановны Ломоносов назвал Еленой свою дочь).
Кто автор слов о Ломоносове? "Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом." (А.С.Пушкин)
Сколько денег взял с собой Ломоносов, отправляясь с рыбным обозом в Москву? (3 рубля)
Какую науку М.В.Ломоносов считал основной своей профессией? (химия)
Как называлось первое научное сочинение М.В.Ломоносова? («О превращении твёрдого вещества в жидкое»)
Сколько учебников написано Ломоносовым? (7 для народных училищ по арифметике, аналитической геометрии и астрономии, механике, физике, математической географии, гражданской архитектуре)
Назовите название медали, которая присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук. (золотая медаль имени М.В.Ломоносова)
Какие физические явления изучал Ломоносов вместе с Рихманом? (молния, атмосферное электричество)
Какое звание было присвоено М. В. Ломоносову за мозаичные работы? (член Российской академии художеств)
2 этап «Науки».
На данном этапе вы должны выполнить по 1 заданию по 5 наукам: географии, физике, химии, минералогии, астрономии. Правильный ответ за каждое задание – 2 балла. Время на выполнения 1 задания 2 минуты.
География. Нанесите на контурную карту мира не менее трёх географических объектов, названных в честь М.В.Ломоносова.
А)Хребет Ломоносова - подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названный в честь М. В. Ломоносова. Хребет пересекает центральную часть океана, проходит почти через Северный полюс и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге.
Б) Полуостров Ломоносова - полуостровов в Приморье. ПолуостровЛомоносова находится на западном побережье Амурского залива и разделяет бухты Перевозная и Нарва. На полуострове находится мыс Ломоносова(самая восточная точка полуострова). Также на полуострове находится мыс Стенина.
В) Кратер Ломоносова на Луне.
Г) Мост Ломоносова через Фонтанку. Мост Ломоносова через Фонтанку расположен в створе улицы Ломоносова. На правом берегу Фонтанки он выходит на площадь Ломоносова, откуда по улице Росси можно попасть к театру драмы им. А.С.Пушкина и далее на Невский проспект. Прямо, по улице Ломоносова можно выйти на Садовую улицу, к углу Гостиного Двора.
Д) гора Ломоносова на Новой Земле, открыта в 1931 г. экспедицией Арктического научно-исследовательского института
Е) плато Ломоносова в Гренландии (открыто в 1930-х годах смешанной шведско-советской экспедицией)
Ж)
З) ледник Ломоносова на Шпицбергене, открыт экспедицией Института океанографии АН СССР в 1932—1939 гг.
И) гора Ломоносова (вулкан) на о. Парамушир[1]
К) две горы на южном Сахалине
Л) горы Ломоносова в Антарктиде, открыты в 1961 г. советской экспедицией
М) гора Ломоносов (подводная) вблизи Азорских островов
Н) мыс Ломоносова на западном берегу лимана Амура, открыт в 1849 г. Г. И. Невельским (первый географический объект, названный в честь Ломоносова)
бухта Ломоносова на берегу Харитона Лаптева, название дано в 1940 г. советской гидрографической экспедицией на шхуне «Ломоносов»
О) Течение Ломоносова в центральной части Атлантического океана, открыто в 1959 г. экспедицией Морского гидрофизического института АН УССР, работавшей на судне «Михаил Ломоносов»
П) Село Ломоносово.. Холмогорский район Архангельской области. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово. Деревню, в которой родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово.
Р) Город Ломоносов. Ленинградская область. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов
Физика.
Вооружившись математически разработанной теорией строения вещества, Ломоносов в 1744 году пишет диссертацию «Размышления о причине теплоты и стужи». Какое же движение вызывает появление теплоты? Мы можем целый век возить на телеге дрова, и ни одно полено не нагреется ни на один градус. Продолжите размышления учёного.
Ответ: Но оно быстро нагреется, если начать тереть полено о другое полено. Очевидно, поленья, крепко прижатые друг к другу, при трении приводят в движение расположенные на поверхности и цепляющиеся друг за друга те мельчайшие частички, из которых они построены. Точно так же и молот, ударяясь о железо, заставляет быстрее двигаться частички железа. Внешнее движение всего тела превращается во внутреннее движение частичек, из которых оно состоит. Это-то движение частичек и есть теплота.
Химия.
Закон сохранения массы – исторический закон физики и химии, согласно которому масса как мера количества вещества сохраняется при всех природных процессах, то есть несотворима и неуничтожима. Ломоносов открыл его в 1748 году. Лишь несколько лет спустя закон был подтвержден французом Лавуазье. Мы вместе с вами проведём опыт, в результате вы должны доказать истинность или ложность закона, открытого Ломоносовым.
У каждой команды на весах стоит стакан со слабым раствором соляной кислоты, который уравновешен разновесами; в стаканчик с раствором опускаем шарики цинка. Что случилось? Объясните данный эффект.
Реакция соединения кислоты с цинком происходит с выделением водорода, а так как сосуды у нас незакрытые, он улетучивается, поэтому масса в стаканчике становится меньше – «Закон сохранения массы» Ломоносова соблюдается.
Геология.
В своей книге «Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород в красный, желтый, синий или зеленый цвета. Михаил Васильевич правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Найдите соответствия.
Ответ:
серный и мышьяковый колчеданы | золото |
висмут | олово |
кераргит | серебро |
адуляр | медь |
Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, висмут встречается вместе с оловом и т. д.
Астрономия.
Одним из величайших открытий в астрономии было обнаружение атмосферы на Венере. В то время как многие ученые разных стран изучали прохождение Венеры между Землей и Солнцем в лабораториях, Ломоносов, с помощью небольшой трубы совершил это великое открытие у себя в квартире в Санкт-Петербурге. Но этим не завершились достижения в сфере астрономии. Ломоносов открыл совершенно иной тип телескопа. В чём принципиальное отличие нового типа телескопа.
Ответ: Это был отражательный телескоп-рефлектор. Этот новый инструмент исследований давал более четкую картинку смотрящему в него.
В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся, как при отражении от второго зеркала. Первичное зеркало в нем имеет форму внеосевого параболоида и наклонено так, что фокус находится вне главной трубы телескопа, и наблюдатель не закрывает собой поступающий свет.
Ломоносов
3 этап «Литература».
«Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение», - любил говорить Ломоносов. Эта «утеха» привела учёного к реформам и стала революцией в истории развития русского языка.
1 | Лингвистический | В стихотворениях Ломоносова часто встречаются собственные имена существительные. Распределите карточки в соответствии с рубриками. По 0,5 б. Монархи – Соломон, Цезарь Философы – Сократ, Сенека Поэты, писатели – Анакреонт, Гомер Географические названия – Троя, Этна Боги и герои – Орфей, Минерва |
2 | Три «штиля» русского языка | Распределите литературные жанры по трём «штилям». Каждый правильный ответ – 0,5 б. Высокий – героическая поэма, ода, трагедия Средний – повесть, элегия Низкий – басня, комедия, эпиграмма |
3 | Одическая | Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Выберите высказывания, соответствующие содержанию и идейному замыслу данной оды. Запишите номера высказываний. Каждое правильное высказывание 1 б. Ответ: 1,4,5,7,10 |
4 этап «Портрет».
Вам предлагается продолжить высказывание либо Михаила Васильевича, либо указать автора строк о нём. Пять высказываний – каждый правильный ответ 2 балла. Итого – 10 баллов. Ответы записываете на бланке. Время на обдумывание на 1 вопрос – 1 минута.
Однажды один недалекий ученый заметил прореху на рукаве М.В. Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает?» «Нет, - ответил М.В. Ломоносов. Это…». Как гениальный русский ученый ответил нетактичному человеку? |
Ответ: «Ваша светлость, - быстро нашелся Ломоносов – это не ум выглядывает, это глупость туда заглядывает!» Вот так, одной фразой, гениальный русский ученый поставил на место нетактичного человека |
|
Ответ: Ф.М.Достоевский. |
|
Ответ: — Увы, нет, — с грустью отвечал великий русский учёный. — Дело в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа. |
В этом стихотворении наш поэт-земляк сравнивает путь бедного мальчишки с жизнью Михаила Васильевича Ломоносова. Назовите фамилию поэта и название стихотворения. |
Ответ: Н.А.Некрасов «Школьник». Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик |
...но странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Продолжите высказывание А.С.Пушкина. |
Ответ: Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!" |
5 этап «Чёрный ящик».
В чёрном ящике находятся 5 предметов, связанных с именем М.В.Ломоносова. Вам нужно отгадать его по краткому описанию, ответ записать в лист ответов. Каждый правильно отгаданный предмет – 2 балл. Итого – 10 баллов.
Ломоносов считал эту науку «своей главной профессией». Назовите предмет, доказывающий это. |
Ответ: диплом профессора химии Ломоносова |
В одном из эрмитажных залов экспонируются мозаичные произведения созданные Ломоносовым и его учениками Среди этих работ выделяется портрет некой исторической личности как убедительное подтверждение незаурядного художественного дарования Ломоносова. Напишите название этой мозаики, сделанной великим учёным собственноручно. |
Ответ: мозаика «Портрет Петра I» 1754 г. Эрмитаж |
В мешке нёс Михайло 2 книги, завѐрнутые в бумагу. Назови эти книги и авторов их, которые Ломоносов назвал «вратами своей учѐности». |
Ответ: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого) |
Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Позже в Петербурге был построен завод. Что в чёрном ящике? |
Ответ: Фарфор |
прибор для измерения По принципу действия различают механические анемометры, в которых движение газа приводит во вращение чашечное колесо или крыльчатку (подобие |
Ответ: Ломоносову также принадлежит изобретение анемометра – прибора для определения силы ветра. |