Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков» (10-11 классы)
Интеллектуальная игра «Турнир знатоков».
Класс /возраст: учащиеся 10-11 классов.
Форма проведения
Командная игра в форме интеллектуальной игры (команды от классов по 6 человек).
Цель:
Расширять знания обучающихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Задачи:
формировать познавательный интерес к творчеству выдающихся людей своей Родины;
формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей: память, речь, наблюдательность, внимательность, самостоятельность, умение работать в команде.
УУД.
Предметные.
1. Работа с информацией.
2. Умение находить способ решения предложенной проблемной ситуации.
3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
Коммуникативные.
1. Работа в команде.
2. Умение отстаивать свою точку зрения и принимать совместное решение.
Личностные.
1. Самообучение и самоорганизация.
Обзор книг:
- Е.Антропова "Северный клубок"
- Ломоносов. Книга из серии "История России"
- Ломоносов и время. Журнал. Детская энциклопедия
- А.Сухоновский "Матёрая земля Михаила Ломоносова"
- "Всё испытал и всё проник" к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
- Н. Равич "Повесть о великом поморе"
- "Слово о Ломоносове" сборник под редакцией Г.Фруменкова
- Е.Н.Лебедев "Ломоносов" серия "Ломоносовская библиотека"
- Сборник "Михайло Ломоносов" составитель Е.Павлова
- А.Грандилевский "Родина Михаила Васильевича Ломоносова"
Темы для подготовки к игре:
биография ученого, писателя, художника;
современники М.В.Ломоносова;
научные открытия учёного и исследователя;
литературные произведения;
значение и память о М.В.Ломоносове в настоящее время.
План мероприятия.
В 2016 году мы отмечаем 305-летие со дня рождения великого русского учёного, поэта, художника, гражданина Михаила Васильевича Ломоносова. Этот человек был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.
«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, - эти слова М.В. Ломоносова - не только напутствие молодому поколению, а также смысл всей жизни великого ученого.
Сегодня в нашем зале пройдет турнир на лучших знатоков жизни и научного наследия М.В. Ломоносова. Состязаться будут команды 10 и 11 классов. И пусть победит сильнейшая команда.
Правила игры:
В нашей игре участвует три команды – выберите, пожалуйста, капитана команды и придумайте название, которое вы должны указывать на рабочих листах. Итак, правила игры: вы должны преодолеть 5 этапов, на каждом из которых мы можете получить максимум 10 баллов. Итого: 50 баллов. Команда, которая наберёт до 75% от общего количества баллов становится призёром игры, свыше 75% - победителем. За подсчётом баллов следит компетентное жюри.
1 этап «Разминка».
Десять вопросов, на которые вы должны ответить одним словом или словосочетанием; ответы нужно записать на выданных листах. На каждый вопрос 15 секунд на ответ.
С какого возраста Михайло с отцом уходил в дальние плавания по Белому морю и Ледовитому океану на парусном судне «Святой архангел Михаил»? (с 10 лет)
Кто из близких Ломоносову людей носил имя Елена? (мать и дочь; Мать Ломоносова -Елена Ивановна очень любила своего единственного сына. Она рано умерла, когда Михаилу было всего 10 лет. В честь любимой матери Елены Ивановны Ломоносов назвал Еленой свою дочь).
Кто автор слов о Ломоносове? "Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом." (А.С.Пушкин)
Сколько денег взял с собой Ломоносов, отправляясь с рыбным обозом в Москву? (3 рубля)
Какую науку М.В.Ломоносов считал основной своей профессией? (химия)
Как называлось первое научное сочинение М.В.Ломоносова? («О превращении твёрдого вещества в жидкое»)
Сколько учебников написано Ломоносовым? (7 для народных училищ по арифметике, аналитической геометрии и астрономии, механике, физике, математической географии, гражданской архитектуре)
Назовите название медали, которая присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук. (золотая медаль имени М.В.Ломоносова)
Какие физические явления изучал Ломоносов вместе с Рихманом? (молния, атмосферное электричество)
Какое звание было присвоено М. В. Ломоносову за мозаичные работы? (член Российской академии художеств)
2 этап «Науки».
На данном этапе вы должны выполнить по 1 заданию по 5 наукам: географии, физике, химии, минералогии, астрономии. Правильный ответ за каждое задание – 2 балла. Время на выполнения 1 задания 2 минуты.
География. Нанесите на контурную карту мира не менее трёх географических объектов, названных в честь М.В.Ломоносова.
А)Хребет Ломоносова - подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названный в честь М. В. Ломоносова. Хребет пересекает центральную часть океана, проходит почти через Северный полюс и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге.
Б) Полуостров Ломоносова - полуостровов в Приморье. ПолуостровЛомоносова находится на западном побережье Амурского залива и разделяет бухты Перевозная и Нарва. На полуострове находится мыс Ломоносова(самая восточная точка полуострова). Также на полуострове находится мыс Стенина.
В) Кратер Ломоносова на Луне.
Г) Мост Ломоносова через Фонтанку. Мост Ломоносова через Фонтанку расположен в створе улицы Ломоносова. На правом берегу Фонтанки он выходит на площадь Ломоносова, откуда по улице Росси можно попасть к театру драмы им. А.С.Пушкина и далее на Невский проспект. Прямо, по улице Ломоносова можно выйти на Садовую улицу, к углу Гостиного Двора.
Д) гора Ломоносова на Новой Земле, открыта в 1931 г. экспедицией Арктического научно-исследовательского института
Е) плато Ломоносова в Гренландии (открыто в 1930-х годах смешанной шведско-советской экспедицией)
Ж) горы Ломоносова на острове Эдж архипелага Шпицберген, открыт экспедицией Института океанографии АН СССР в 1932—1939 гг.
З) ледник Ломоносова на Шпицбергене, открыт экспедицией Института океанографии АН СССР в 1932—1939 гг.
И) гора Ломоносова (вулкан) на о. Парамушир[1]
К) две горы на южном Сахалине
Л) горы Ломоносова в Антарктиде, открыты в 1961 г. советской экспедицией
М) гора Ломоносов (подводная) вблизи Азорских островов
Н) мыс Ломоносова на западном берегу лимана Амура, открыт в 1849 г. Г. И. Невельским (первый географический объект, названный в честь Ломоносова)
бухта Ломоносова на берегу Харитона Лаптева, название дано в 1940 г. советской гидрографической экспедицией на шхуне «Ломоносов»
О) Течение Ломоносова в центральной части Атлантического океана, открыто в 1959 г. экспедицией Морского гидрофизического института АН УССР, работавшей на судне «Михаил Ломоносов»
П) Село Ломоносово.. Холмогорский район Архангельской области. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово. Деревню, в которой родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово.
Р) Город Ломоносов. Ленинградская область. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов
Физика.
Вооружившись математически разработанной теорией строения вещества, Ломоносов в 1744 году пишет диссертацию «Размышления о причине теплоты и стужи». Какое же движение вызывает появление теплоты? Мы можем целый век возить на телеге дрова, и ни одно полено не нагреется ни на один градус. Продолжите размышления учёного.
Ответ: Но оно быстро нагреется, если начать тереть полено о другое полено. Очевидно, поленья, крепко прижатые друг к другу, при трении приводят в движение расположенные на поверхности и цепляющиеся друг за друга те мельчайшие частички, из которых они построены. Точно так же и молот, ударяясь о железо, заставляет быстрее двигаться частички железа. Внешнее движение всего тела превращается во внутреннее движение частичек, из которых оно состоит. Это-то движение частичек и есть теплота.
Химия.
Закон сохранения массы – исторический закон физики и химии, согласно которому масса как мера количества вещества сохраняется при всех природных процессах, то есть несотворима и неуничтожима. Ломоносов открыл его в 1748 году. Лишь несколько лет спустя закон был подтвержден французом Лавуазье. Мы вместе с вами проведём опыт, в результате вы должны доказать истинность или ложность закона, открытого Ломоносовым.
У каждой команды на весах стоит стакан со слабым раствором соляной кислоты, который уравновешен разновесами; в стаканчик с раствором опускаем шарики цинка. Что случилось? Объясните данный эффект.
Реакция соединения кислоты с цинком происходит с выделением водорода, а так как сосуды у нас незакрытые, он улетучивается, поэтому масса в стаканчике становится меньше – «Закон сохранения массы» Ломоносова соблюдается.
Геология.
В своей книге «Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород в красный, желтый, синий или зеленый цвета. Михаил Васильевич правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Найдите соответствия.
Ответ:
серный и мышьяковый колчеданы |
золото |
висмут |
олово |
кераргит |
серебро |
адуляр |
медь |
Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, висмут встречается вместе с оловом и т. д.
Астрономия.
Одним из величайших открытий в астрономии было обнаружение атмосферы на Венере. В то время как многие ученые разных стран изучали прохождение Венеры между Землей и Солнцем в лабораториях, Ломоносов, с помощью небольшой трубы совершил это великое открытие у себя в квартире в Санкт-Петербурге. Но этим не завершились достижения в сфере астрономии. Ломоносов открыл совершенно иной тип телескопа. В чём принципиальное отличие нового типа телескопа.
Ответ: Это был отражательный телескоп-рефлектор. Этот новый инструмент исследований давал более четкую картинку смотрящему в него.
В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся, как при отражении от второго зеркала. Первичное зеркало в нем имеет форму внеосевого параболоида и наклонено так, что фокус находится вне главной трубы телескопа, и наблюдатель не закрывает собой поступающий свет.
Ломоносов
3 этап «Литература».
«Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение», - любил говорить Ломоносов. Эта «утеха» привела учёного к реформам и стала революцией в истории развития русского языка.
1 |
Лингвистический |
В стихотворениях Ломоносова часто встречаются собственные имена существительные. Распределите карточки в соответствии с рубриками. По 0,5 б. Монархи – Соломон, Цезарь Философы – Сократ, Сенека Поэты, писатели – Анакреонт, Гомер Географические названия – Троя, Этна Боги и герои – Орфей, Минерва |
2 |
Три «штиля» русского языка |
Распределите литературные жанры по трём «штилям». Каждый правильный ответ – 0,5 б. Высокий – героическая поэма, ода, трагедия Средний – повесть, элегия Низкий – басня, комедия, эпиграмма |
3 |
Одическая |
Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Выберите высказывания, соответствующие содержанию и идейному замыслу данной оды. Запишите номера высказываний. Каждое правильное высказывание 1 б. Ответ: 1,4,5,7,10 |
4 этап «Портрет».
Вам предлагается продолжить высказывание либо Михаила Васильевича, либо указать автора строк о нём. Пять высказываний – каждый правильный ответ 2 балла. Итого – 10 баллов. Ответы записываете на бланке. Время на обдумывание на 1 вопрос – 1 минута.
Однажды один недалекий ученый заметил прореху на рукаве М.В. Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает?» «Нет, - ответил М.В. Ломоносов. Это…». Как гениальный русский ученый ответил нетактичному человеку? |
Ответ: «Ваша светлость, - быстро нашелся Ломоносов – это не ум выглядывает, это глупость туда заглядывает!» Вот так, одной фразой, гениальный русский ученый поставил на место нетактичного человека |
|
Ответ: Ф.М.Достоевский. |
|
Ответ: — Увы, нет, — с грустью отвечал великий русский учёный. — Дело в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа. |
В этом стихотворении наш поэт-земляк сравнивает путь бедного мальчишки с жизнью Михаила Васильевича Ломоносова. Назовите фамилию поэта и название стихотворения. |
Ответ: Н.А.Некрасов «Школьник». Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1. |
...но странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Продолжите высказывание А.С.Пушкина. |
Ответ: Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!" |
5 этап «Чёрный ящик».
В чёрном ящике находятся 5 предметов, связанных с именем М.В.Ломоносова. Вам нужно отгадать его по краткому описанию, ответ записать в лист ответов. Каждый правильно отгаданный предмет – 2 балл. Итого – 10 баллов.
Ломоносов считал эту науку «своей главной профессией». Назовите предмет, доказывающий это. |
Ответ: диплом профессора химии Ломоносова |
В одном из эрмитажных залов экспонируются мозаичные произведения созданные Ломоносовым и его учениками Среди этих работ выделяется портрет некой исторической личности как убедительное подтверждение незаурядного художественного дарования Ломоносова. Напишите название этой мозаики, сделанной великим учёным собственноручно. |
Ответ: мозаика «Портрет Петра I» 1754 г. Эрмитаж |
В мешке нёс Михайло 2 книги, завѐрнутые в бумагу. Назови эти книги и авторов их, которые Ломоносов назвал «вратами своей учѐности». |
Ответ: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого) |
Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Позже в Петербурге был построен завод. Что в чёрном ящике? |
Ответ: Фарфор |
прибор для измерения скорости движения газов, воздуха в системах, например, вентиляции. В метеорологии применяется для измерения скорости ветра. По принципу действия различают механические анемометры, в которых движение газа приводит во вращение чашечное колесо или крыльчатку (подобие воздушного винта), тепловые анемометры, принцип действия которых основан на измерении снижения температуры нагретого тела, обычно накаливаемой проволоки, от движения газа, ультразвуковые анемометры, основаны на измерении скорости звука в газе в зависимости от движения его, так, навстречу ветру скорость звука ниже, чем в неподвижном воздухе, по ветру — наоборот, выше. Напишите название этого прибора, создание которого приписывается Ломоносову. |
Ответ: Ломоносову также принадлежит изобретение анемометра – прибора для определения силы ветра. |