Внеклассное занятие по миру природы и человека на тему «Снежные тайны» (1–4 классы)

3
2
Материал опубликован 8 February

Внеклассное занятие по миру природы и человека

«СНЕЖНЫЕ ТАЙНЫ»

Цель: Расширение знаний детей о свойствах снега и льда.

Задачи:

Расширить знания детей о свойствах снега и льда;

Учить находить сходства и различия свойств снега и свойств льда; выстраивать причинно — следственные связи;

Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;

Воспитывать умение взаимодействовать в группе

 

Материалы и оборудование:  ноутбук, аудиозаписи, видео "Как появляются снежинки", снежинки из прозрачной пленки (по количеству детей), ножницы (по количеству детей), поднос, коробочки с мелкой солью, рисом, крахмалом, сахаром, кукурузными хлопьями, макет снежного сугроба, письмо, формочки со льдом, стаканчики, соляной раствор, пипетки, краска.

элементы костюма Зимы, сундучок; снег; лед; вода; емкости для опытов; термос; силиконовые формы; нитки для ледяных изделий; украшения для ледяных изделий (пайетки, бисер, ягоды рябины, лепестки цветов, сухоцветы, блестки и т.п.)

Ход занятия.

Звучит музыка на зимнюю тематику (привлекая внимание детей), появляется педагог с посылкой в руках и говорит:

Я шла к вам в гости, и по пути мне передали вот эту коробку. («Посылка» оформлена в тематике занятия)

Учитель: - Кто хочет посмотреть, что же там? (открываем, сверху костюм Зимы и записка: «В мою шубу нарядись, вокруг себя обернись – в Зимушку превратись!»).

Учитель: - Как выдумаете, может быть, этот костюм мне подойдет? Хотите, чтобы я превратилась в Зимушку-зиму?

(Звучит музыка «Зимняя сказка»)

Учитель надевает костюм и произносит слова: «Вокруг себя обернусь и в зимушку превращусь»).

Когда я была маленькой, как вы, любила слушать сказки. Сказки – это всегда волшебство, чудо, и, какая-то тайна!

Сегодня мы отправимся в зимнюю сказку и попробуем раскрыть некоторые тайны, которые скрывает от нас Зима.

«Загадка»

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала!

Дети отгадывают загадку. Объясняют, по каким признакам догадались. Рассказывают, что еще знают о снежинках.

-Ой, а в этой посылке еще что-то есть…

Из «посылки» дети поочередно достают снежинки, узнают «Зимние тайны» и вешают снежинку на доску

Снежинка 1 «Снежинка какая?»

Давайте, ребята, подарим нашим снежинкам комплименты.

Мы открыли первую тайну – все снежинки не похожи друг на друга, неповторимы.

Снежинка 2 «Откуда берется снег?» (посмотри видео)

- А что такое снег? Кто знает ответ на этот вопрос? Ответы детей: снег – это много, очень много красивых снежинок.

Вторая тайна – что такое снег, откуда берутся снежинки?

Включается видео.

Рассказывание с опорой на видеофильм:

- образование снежинок; - каким бывает снег в разную погоду; - для чего нужен снег в природе.

Снежинка 3 «На что похож снег?»

Ребята, посмотрите, в сундучке есть волшебные коробочки. Они помогут вам лучше узнать, какой бывает снег и на что он может быть похож.

Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.

1. Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль) 
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.) 
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей) 
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль 

2. Рис. Что в этой коробочке? (Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.

3. Кукурузные хлопья. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (Хлопья).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на хлопья.

4. Крахмал. Как вы думаете, что здесь? А теперь давайте нажмем на крахмал пальчиком и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипит крахмал.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (
Дети вытирают руки салфетками)
5. Сахарный песок. Что здесь? Сахарный песок. А теперь посмотрите внимательно и скажите, какой сахар? (белый, сверкающий, блестящий…) На что похож сахарный песок? (на снег).

Снежинка 4 «Почему снег белый?»

А сейчас мы с вами вместе откроем еще одну тайну: почему же снег белый? Ответ на этот вопрос мы получим в нашей научной лаборатории.

Демонстрация опыта. (На столах лежат снежинки из прозрачной пленки, ножницы, поднос)
Давайте с вами рассмотрим снежинку, посмотрите на свет, какая она? Прозрачная. Сделаем из одной большой снежинки много маленьких, разрежем её на мелкие-мелкие части. Для этого нам нужны ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами? Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.

Мы приступаем к созданию снега.

Самостоятельная деятельность (музыкальное сопровождение).

(Дети нарезают снежинку на мелкие кусочки и ссыпают на поднос)

- Какого цвета была снежинка? Снежинка была прозрачной.

- А сугроб, насыпанный из кусочков, получился какого цвета? Белый.

-Каждая снежинка состоит из частичек льда, т.е. множества ледяных кристалликов. Каждый такой кристаллик имеет грани (как драгоценный камень). Солнечный свет отражается от граней кристаллов, делая снег белого цвета. Если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета. Точно также в природе получается белый снег. 

 

Физминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке. (
Дети поднимают руки над головой
Будем их ловить руками (
хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (
вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (
дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (
руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (
Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

И в снежки играть пойдем.(садятся на места)

Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.)

Загадка

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься… (Лёд)

- Кто из вас любит кататься по льду? Но всегда нужно соблюдать правила безопасности. Вспомните, какие опасности могут подстерегать нас зимой? А что однажды случилось с нашим другом Сережей, когда он слишком быстро шел по скользкой ледяной дороге? (Дети описывают ситуацию, случившуюся с другом в гололед)

Что же делать, чтобы избежать травм и аварий? Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? (Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)

Снежинка 4 «Как расплавить снег и лед?»

А знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Опыт «Цветные тоннели в ледяной глыбе»

Порядок действий:

1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.

Объяснение опыта.

Лед начал таять, как только мы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, чтобы наш раствор соли замерз, нужна температура -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед.

Вот и еще одна тайна раскрыта. Снег и лед плавятся под действием соли.

Снежинка «Сюрприз»

Опыт «Извержение снежного вулкана»

Опыт простой, но вызывает массу эмоций.
Из снега ребята сооружают горку, вставляют в неё пластиковый стакан, насыпают в него соду и лимонную кислоту. В бутылке с водой смешиваем краситель и жидкое мыло. В пластиковый стакан постепенно заливаем жидкость. Результат: вулкан просыпается и из горы льется розовая «лава».

(если позволяет время, можно продемонстрировать детям изображения или видео настоящих вулканов)

 

Ребята, наша сказка подходит к концу. Мы побывали в волшебном мире снега и льда, узнали только лишь некоторые тайны из многих, которые хранит в себе удивительный мир природы, и, которые вам предстоит еще познать.

 

А на память о нашем сказочном занятии я предлагаю изготовить ледяные сувениры и подарить их Зимушке-зиме.

 

Оказывается, снегу и льду можно придать форму, а как — увидит самый внимательный, подсказка перед вами.

Вам понравилась идея? (да). Тогда, приглашаю вас смастерить изделия из воды. (заранее подготовлены вода, украшения и формы).

(каждый ребенок наливает небольшое количество воды в форму, кладет свое украшение, веревочку, для того, чтобы изделие можно было впоследствии подвесить)

- Все правильно сделали? Чего не хватает? (вынести на улицу, чтобы замерзло, или положить в морозилку).

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует заявленная презентация

9 February

Спасибо за внимание. Удалила из перечня материалов и оборудования. Презентация не использовалась.

9 February

Похожие публикации