Внеурочная деятельность как метод воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования нравственных качеств обучающихся, основ их эстетической культуры
Тукачёва Н.В.,
руководитель музея А.С.Пушкина
МАОУ гимназии № 116,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
города Екатеринбурга
Внеурочная деятельность как метод воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования нравственных качеств обучающихся, основ их эстетической культуры
Целью воспитания должно быть
создание деятельностной личности
в лучших идеалах общественной жизни,
в идеалах истины, добра и красоты…
В.Бехтерев
Молодежь всегда несла на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Но для того чтобы общество было здоровым, необходимы высокие нравственные устои. Молодому поколению нужен идеал, к которому ему хотелось бы стремиться, нужен нравственный и культурный опыт, с которым его надо знакомить.
Не случайно основной концепцией ФГОС второго поколения является духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Надо заметить, что представление о прекрасном, об идеале формируется у человека в течение всей жизни, но в первую очередь – в юности.
Здесь, на наш взгляд, неоценима роль искусства (в том числе, конечно, литературы), которое дает людям представление об основных общечеловеческих, нравственных ценностях – добре, истине и красоте – трех гранях одного понятия, обозначающих главную категорию искусства, – понятие о прекрасном.
Но в современных условиях жизни, когда подрастающее поколение окружают многочисленные соблазны, когда информация к человеку поступает благодаря стремительному развитию информационных технологий самыми различными способами – от телевидения до Интернета – до минимума сведена потребность в чтении вообще, а тем более в чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение.
А ведь каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы как предмета учебного плана, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником формирования нравственных качеств обучающихся.
Мы видим, что в процессе преподавания и изучения литературы появляется все больше проблем, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и обучающиеся. Сокращение часов, отводимых базисным планом на изучение литературы и недостаток времени для чтения в связи с большой загруженностью, жажда творческого самораскрытия и самореализации и трудности насыщения этой жажды в связи с причинами, перечисленными выше.
Что же делать? Каков выход из сложившейся ситуации?
Одним из путей решения выявленных проблем, на наш взгляд, является внеурочная деятельность.
Так, в 2021-2022 учебном году в МАОУ гимназии № 116 на базе музея А.С.Пушкина стартовал проект «Пушкин всегда рядом».
Цель проекта: формирование эстетически и духовно развитой, высоконравственной личности.
Задачи: способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, в частности – к литературе; прививать любовь к прекрасному; выявлять и развивать индивидуальные творческие способности; формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
В рамках проекта с 2021 по 2023 год были проведены следующие мероприятия: литературная гостиная «Памяти А.С. Пушкина посвящается», литературная гостиная «А.С. Пушкин в творчестве поэтов и писателей 19 и 20 веков», литературная гостиная «Царскосельскому лицею 212 лет», а также конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, экскурсии для обучающихся гимназии. В настоящий момент готовится к постановке незаконченная пьеса А.С. Пушкина «Русалка».
Все мероприятия проходят в музее гимназии. В помещении создается уютная, романтическая обстановка. Зажигаются свечи. Появляются девушки в вечерних нарядах, юноши во фраках, гости. Декламируются стихотворения А.С. Пушкина и стихи собственного сочинения, звучат музыкальные инструменты (флейта, домра, фортепиано) и романсы («Я помню чудное мгновенье»), инсценируются художественные произведения («Повести Белкина», «Маленькие трагедии») и исполняются песни («Изгиб гитары желтой») и танцы (вальс, полька).
Участие обучающихся в данном проекте нацелено на формирование их нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, ориентировано на развитие их общей и эстетической культуры, художественных способностей и склонностей, на воспитание ценностного отношения к прекрасному.
В заключение хотелось бы процитировать известного мастера художественного слова К.Г.Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного». Главное, чтоб призыв этот был. И был он от нас с вами, учителя-воспитатели.