Война и мир XX век. Внеурочное мероприятие по истории
Тема: «Война и мир XX век» - совместное внеурочное мероприятие учителя и учеников
Область применения: внеурочная деятельность, история, ХХ век, подготовка к олимпиаде, можно использовать как урок в сокращенном виде.
Возрастная группа обучающихся: 15-18 лет
Дети ценят учителей не только за то, что мы для них делаем, но и прежде всего за то, чему мы их научили. На уроках мы активно используем системно-деятельностный подход, который показывает свою эффективность, во внеурочной деятельности этот подход не менее важен. Подготовить совместное внеурочное предметное мероприятие с детьми гораздо сложнее, чем все подготовить самому, но более интересно, познавательно и полезно для детей. Несколько лет назад я начала проводить именно такие мероприятия. Первым массовым мероприятием был исторический марафон «Война и мир ХХ век». Подготовка к мероприятию заняла примерно месяц, большую часть работы выполнили учащиеся 10 класса, роль учителя – куратор и редактор.
Цель – проведение такого мероприятия, которое смогло бы замотивировать детей к изучению мировых войн, расширить их кругозор, способствовать подготовке к предметной олимпиаде и выпускному экзамену.
Задачи:
собрать инициативную группу
Отобрать необходимый материал
Оформить стенд и стены
Провести мероприятие
Условия: во время проведения мероприятия свободная от занятий школа (например, в субботу после уроков), возможность цветной печати, ПК, проектор, желательна интерактивная доска.
Время проведения мероприятия: от 1,5 до 2х уроков. Подготовка не менее 1 месяца.
Подготовка (инициативные учащиеся, например, 10 класса):
Рождение идеи. Первое с чего начинаем – это идея. Собираемся с учащимися (приглашаются наиболее инициативные и те, кто готовится к олимпиадам по истории). Задача – подготовить такое мероприятие, которое будет одинаково интересно и для старшеклассников, и для среднего звена, которое можно будет пригласить на мероприятие. Вспоминая разные мероприятия в своей жизни, дети много идей предлагают по форме проведения мероприятия. Мы определили марафон, как интересную и более доступную для них форму проведения. Наше мнение совпало в определении темы - Великая Отечественная война, ведь об этом событии знают дети всех возрастов. Чтобы расширить кругозор, взяли и Первую мировую. Определили те аспекты, которые будем освещать – это и военные действия, и вооружение, и культурная жизнь страны, и тыл во время войны, а так же интересные факты. Распределили материал, кому что интереснее и пару недель начитывали информацию.
Оформление стенда. Несколько дальнейших встреч более индивидуальные, работа с информацией, ее отбором и оформлением на стенде. Информацию берем в сети Интернет, школьной библиотеке. Учимся работать с сайтами, которым можно доверять (имеющие отсылки к авторам, энциклопедическим данным). Цель – оформить информационный стенд, который был бы доступен всем участникам мероприятия в течение недели для изучения, чтобы потом успешнее выступить в марафоне. Кроме стенда можно на стенах школы в коридорах прикрепить термины времен Первой и Второй мировой войны.
После подготовки информации для стендов более детально продумываем само мероприятие, марафон. Участников марафона может быть 6 групп. В каждой группе 5-8 разновозрастных учеников (у нас были с 5 по 11 класс). Важно, чтобы старшие участники были разделены и они набирали себе участников команды по очереди так, чтобы в команде были представители разных параллелей.
Определяем станции (7 станций: Память; Что? Где? Когда?; Все для победы!; Ноу Хау!; Вставай, страна огромная!; За Родину!; Своя игра). Придумываем, что на каждой станции будут делать участники и кто будет ответственный за станцию. Как организовать передвижение команд по станциям.
Мероприятие Исторический марафон «Война и мир ХХ век» (организаторы мероприятия (старшеклассники) ответственны за станции, участники – приглашенные желающие с 5-11 класс):
Станции
«Память» – станция памятников. Ребята выбирали название памятника и должны были по памяти его «изобразить» выстроившись определенным образом.
«Что? Где? Когда?» Предлагается ответить на несколько вопросов по теме, включая вопросы по личностям.
«Все для победы!» - Предлагается рассказать, как жители страны помогали фронту.
«Ноу хау!» Предлагались предметы, изобретенные или связанные с военным временем, нужно было дать комментарий, когда и где его изобрели или как использовали. Например, скотч, одноразовая посуда, чайный пакетик, изолента.
«Вставай, страна огромная!» - музыкальная станция. В течение недели до марафона на переменах звучали песни военных лет. На станции ребятам предлагали спеть понравившуюся песню всей командой.
«За Родину!» - станция знания вооружения военного времени. Ребятам предлагалось рассортировать картинки с изображениями военной техники по мировым войнам или по нашему или зарубежному вооружению или отобрать вооружение союзников.
«Своя игра» - заключительная станция, на которой собираются все участники по группам и соревнуются между собой.
Описание алгоритма игры:
После равномерного распределения команд, капитану команды (самому старшему и наиболее подготовленному), дают маршрутный лист. Порядок передвижения выстраивается так, чтобы команды не пересекались и не ждали друг друга на станциях.
Пример организации 6 команд
Команда1 | Команда2 | Команда3 | Команда 4 | Команда 5 | Команда6 |
«Память» | «Что? Где? Когда?» | «Все для победы!» | «Ноу хау!» | «Вставай, страна огромная!» | «За Родину!» |
«За Родину!» | «Память» | «Что? Где? Когда?» | «Все для победы!» | «Ноу хау!» | «Вставай, страна огромная!» |
«Вставай, страна огромная!» | «За Родину!» | «Память» | «Что? Где? Когда?» | «Все для победы!» | «Ноу хау!» |
«Ноу хау!» | «Вставай, страна огромная!» | «За Родину!» | «Память» | «Что? Где? Когда?» | «Все для победы!» |
«Все для победы!» | «Ноу хау!» | «Вставай, страна огромная!» | «За Родину!» | «Память» | «Что? Где? Когда?» |
«Что? Где? Когда?» | «Все для победы!» | «Ноу хау!» | «Вставай, страна огромная!» | «За Родину!» | «Память» |
Своя игра | Своя игра | Своя игра | Своя игра | Своя игра | Своя игра |
На маршрутном листе станция не подписана, там загадка, разгадка которой школьный предмет, который преподается в каком-то определенном кабинете. Например, станция «Вставай, страна огромная» находится в кабинете музыки, станция «Что? Где? Когда?» - в кабинете истории, «Ноу хау!» - в кабинете физики.
Задействованные кабинеты или рекреации у кабинетов (важно, чтобы в школе во время проведения не шли занятия). Используемые кабинеты: истории, физики, химии, музыки, биологии, обж, русского языка.
Каждый раз, проходя станцию, ребята получают жетоны в зависимости от того, как хорошо они ответят от 1 до 2х и новый маршрутный лист с загадкой. Чтобы не запутаться организаторам на станциях, все листы отличаются по цвету (6 разных цветов). Добежав до последней станции раньше, ребята получают возможность получить дополнительный жетон, собрав пазл из карты какой-либо военной операции времен Великой Отечественной войны и сказав название операции. Такие же карты должны быть на стенде, чтобы была возможность в случае необходимости посмотреть.
Сыграв в Свою игру и победив в ней, ребята могут получить еще три дополнительных жетона. Побеждает тот, кто наберет больше всех жетонов.
После проведения игры, все дети обязательно будут благодарить организаторов за те эмоции и знания, которые они получили и просить повторить такое мероприятие. Благодарные родители организаторов будут с удовольствием вам рассказывать, сколько интересных фактов они узнали от детей по Великой Отечественной войне, а вы не только мотивируете детей на изучение темы, но и добьетесь реализации предметных, метапредметных и личностных результатов.
Приложения:
Маршрутный лист
Материалы для стенда
Презентация со Своей игрой
Ссылка на приложения https://disk.yandex.ru/d/j6gNaVxYnGRP7A