Конспект занятия «Волшебный мир глиняной игрушки»

2
2
Материал опубликован 2 September


 


 

«Волшебный мир глиняной игрушки».

Разработал педагог дополнительного

образования МБОУ ДО ДТ

Спасского района Пензенской области

Гузеватова Елена Александровна


 

Направленность занятия –художественная.

Актуальность: в социуме нарушена связь поколений, уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к своей малой родине и России. Если ребёнок с малых лет будет ценить семью и Родину, он вырастит патриотом, защитником Отечества, личностью, приносящей вклад в развитие своей страны.

Цель: расширять знания детей в области народных промыслов Спасского района Пензенской области, творческому наследию малой родины.

Задачи:

- учить создавать образ игрушки, соблюдая формы, пропорции, основные отличительные особенности абашевской игрушки;

- развивать художественный вкус, навыки творческой деятельности;

-воспитывать уважение и интерес к истории своего народа нашей Родины, национальной культуре;

Оборудование для учащихся:

-глина;

-доски для лепки;

-абашевская игрушка;

-стеки;

-баночки для воды;

-губки;

-технологические карты.

План занятия (45 мин):

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).

Основная часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала; показ презентации (10-15 мин.).

Лепка абашевской игрушки (15-20 мин.).

Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на нашем занятии мы окунёмся в волшебный мир глиняной игрушки.

-На ваших столах лежат все необходимые принадлежности для этого вида творчества.

(Презентация).

Основная часть.

Глиняная игрушка- один из старейший промыслов в России, который берёт начало ещё в 17 веке.

В нашем районе есть старинное русское село Абашево с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Его прославили мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду и игрушки –свистульки из глины.

От названия села и пошло название игрушки. В селе Абашево в достаточном количестве можно было добывать глину, поэтому оно славилось своими гончарными изделиями.

Но со временем заводская посуда вытеснила кустарные изделия и гончарный промысел стал постепенно угасать.

Тогда мастера выделили лепку игрушки- свистульки в самостоятельный промысел. Более 100 лет назад село Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. 

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Поскольку Абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов: в Великую Отечественную войну большинство взрослых мужчин села ушли на фронт, и вернуться посчастливилось не всем. Тем же, кто пережил военное лихолетье, было не до искусства – нужно было восстанавливать пришедшее в упадок хозяйство. И этим промыслом занялись женщины.

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Особенности абашевской игрушки  - неожиданные сочетания ярких цветов. Мастера превращают зверей в сказочных необычных персонажей, которые нравятся детям и взрослым.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.

Всадник — жених для девушки, верность долгу.

Коровка — символ плодородия.

Козлик — символ упорства в достижении цели.

Собачка — символ верности и дружбы.

Собачка со щенком — символ материнства.

Олень — символ единения с природой.

Барашек «золотое руно» — символ достатка.

Птичка — символ творчества

Лев — символ власти.


 

Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие… 

Вопрос: что символизирует красный цвет?

Ответ: красный цвет – это символ огня, солнца;

Вопрос: … синий цвет?

Ответ: синий - символ воды, неба, космоса;  

Вопрос: … зеленый цвет?

Ответ: зелёный - символ природы, растительности.

 

 

 

 

- Ребята, сегодня мы познакомимся с техникой лепки из целого куска глины.

Технологическая карта изготовления абашевской глиняной игрушки.

(Самостоятельная работа учащихся вместе с преподавателем пошагово).

1. Определить размер игрушки и взять необходимое количество глины.

2. Размять глину руками, выбрать из нее камушки.

3. Раскатать кусок глины в виде «морковки».

4. Вставить в середину заготовки палочку, для изготовления внутренней полости.

5.Согнуть заготовку примерно посередине под углом 90°. У основания угла вытянуть немного глину, чтобы получился «бугорок». Разделить большим пальцем правой руки «бугорок» на две равные части и вытянуть передние ножки.

6. Задние ножки и будущий свисток вытянуть из толстого конца заготовки.

7. Примерно посередине отрезка, между ножками и верхом, вытянуть мордочку. Из оставшегося конуса слепить рога, добавляя глину.

8. Готовую игрушку украсить. Взять маленькие кусочки глины, слегка размять, придать им форму конуса и прилепить на «нужные» места, а именно: лоб и шею зверушки. Можно сделать своеобразный «воротник» из «ляпушек» вокруг шеи оленя, нанести рисунок на рожки. Обычно на рожках делают насечки, прикладывая палочку с острым концом.

9. Проткнуть дырочки-глазки и носик.

10. В завершении, поставить авторский знак, игрушка готова.

Заключительная часть.

-Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

-Ребята, а как определить, что это абашевские игрушки?

-Ребята, игрушки получились у всех разные, интересные, потому что каждая работа выполнена с любовью и старанием.

- С какими трудностями вы столкнулись во время лепки игрушки?

- А с какой техникой лепки из глины вы сегодня познакомились?

- Как вы считаете, мы сумели достигнуть цели, которую ставили в начале урока?


 

- На следующем занятии вы раскрасите свои работы в стиле абашевской росписи, оживите их.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересно было бы увидеть работу детей на занятии.

2 September

Прикрепите, пожалуйста, фото образца работы и результаты детских работ!

3 September