Конспект занятия «Волшебный мир глиняной игрушки»
«Волшебный мир глиняной игрушки».
Разработал педагог дополнительного
образования МБОУ ДО ДТ
Спасского района Пензенской области
Гузеватова Елена Александровна
Направленность занятия –художественная.
Актуальность: в социуме нарушена связь поколений, уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к своей малой родине и России. Если ребёнок с малых лет будет ценить семью и Родину, он вырастит патриотом, защитником Отечества, личностью, приносящей вклад в развитие своей страны.
Цель: расширять знания детей в области народных промыслов Спасского района Пензенской области, творческому наследию малой родины.
Задачи:
- учить создавать образ игрушки, соблюдая формы, пропорции, основные отличительные особенности абашевской игрушки;
- развивать художественный вкус, навыки творческой деятельности;
-воспитывать уважение и интерес к истории своего народа нашей Родины, национальной культуре;
Оборудование для учащихся:
-глина;
-доски для лепки;
-абашевская игрушка;
-стеки;
-баночки для воды;
-губки;
-технологические карты.
План занятия (45 мин):
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).
Основная часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала; показ презентации (10-15 мин.).
Лепка абашевской игрушки (15-20 мин.).
Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на нашем занятии мы окунёмся в волшебный мир глиняной игрушки.
-На ваших столах лежат все необходимые принадлежности для этого вида творчества.
(Презентация).
Основная часть.
Глиняная игрушка- один из старейший промыслов в России, который берёт начало ещё в 17 веке.
В нашем районе есть старинное русское село Абашево с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Его прославили мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду и игрушки –свистульки из глины.
От названия села и пошло название игрушки. В селе Абашево в достаточном количестве можно было добывать глину, поэтому оно славилось своими гончарными изделиями.
Но со временем заводская посуда вытеснила кустарные изделия и гончарный промысел стал постепенно угасать.
Тогда мастера выделили лепку игрушки- свистульки в самостоятельный промысел. Более 100 лет назад село Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.
Поскольку Абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов: в Великую Отечественную войну большинство взрослых мужчин села ушли на фронт, и вернуться посчастливилось не всем. Тем же, кто пережил военное лихолетье, было не до искусства – нужно было восстанавливать пришедшее в упадок хозяйство. И этим промыслом занялись женщины.
Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.
Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.
Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
Особенности абашевской игрушки - неожиданные сочетания ярких цветов. Мастера превращают зверей в сказочных необычных персонажей, которые нравятся детям и взрослым.
Символика абашевских игрушек
Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.
Образы абашевской игрушки:
Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
Всадник — жених для девушки, верность долгу.
Коровка — символ плодородия.
Козлик — символ упорства в достижении цели.
Собачка — символ верности и дружбы.
Собачка со щенком — символ материнства.
Олень — символ единения с природой.
Барашек «золотое руно» — символ достатка.
Птичка — символ творчества
Лев — символ власти.
Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие… Вопрос: что символизирует красный цвет? Ответ: красный цвет – это символ огня, солнца; Вопрос: … синий цвет? Ответ: синий - символ воды, неба, космоса; Вопрос: … зеленый цвет? Ответ: зелёный - символ природы, растительности.
|
|
|
|
- Ребята, сегодня мы познакомимся с техникой лепки из целого куска глины.
Технологическая карта изготовления абашевской глиняной игрушки.
(Самостоятельная работа учащихся вместе с преподавателем пошагово).
1. Определить размер игрушки и взять необходимое количество глины.
2. Размять глину руками, выбрать из нее камушки.
3. Раскатать кусок глины в виде «морковки».
4. Вставить в середину заготовки палочку, для изготовления внутренней полости.
5.Согнуть заготовку примерно посередине под углом 90°. У основания угла вытянуть немного глину, чтобы получился «бугорок». Разделить большим пальцем правой руки «бугорок» на две равные части и вытянуть передние ножки.
6. Задние ножки и будущий свисток вытянуть из толстого конца заготовки.
7. Примерно посередине отрезка, между ножками и верхом, вытянуть мордочку. Из оставшегося конуса слепить рога, добавляя глину.
8. Готовую игрушку украсить. Взять маленькие кусочки глины, слегка размять, придать им форму конуса и прилепить на «нужные» места, а именно: лоб и шею зверушки. Можно сделать своеобразный «воротник» из «ляпушек» вокруг шеи оленя, нанести рисунок на рожки. Обычно на рожках делают насечки, прикладывая палочку с острым концом.
9. Проткнуть дырочки-глазки и носик.
10. В завершении, поставить авторский знак, игрушка готова.
Заключительная часть.
-Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
-Ребята, а как определить, что это абашевские игрушки?
-Ребята, игрушки получились у всех разные, интересные, потому что каждая работа выполнена с любовью и старанием.
- С какими трудностями вы столкнулись во время лепки игрушки?
- А с какой техникой лепки из глины вы сегодня познакомились?
- Как вы считаете, мы сумели достигнуть цели, которую ставили в начале урока?
- На следующем занятии вы раскрасите свои работы в стиле абашевской росписи, оживите их.
Спицына Любовь Ивановна
Елена Гаврииловна Гончарова