Вопросы организации внеурочной познавательной и научно-исследовательской деятельности с одаренными обучающимися вечерней школы как адаптивного образовательного учреждения
Вопросы организации внеурочной познавательной и научно-исследовательской деятельности с одаренными обучающимися вечерней школы как адаптивного образовательного учреждения
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся (всем без исключения) проявить свои способности и творческий потенциал. Ведь именно творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая столь необходимые материальные и духовные ценности, которые отличались новизной и нешаблонностью. Поэтому перед образовательным процессом ставится задача – воспитать творческую личность. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности школьников.
В основе концепции образовательного процесса вечерней школы − признание необходимости включения обучающихся вечернего отделения, мужского и женского исламского медресе, изучающих определенный набор религиозной литературы и арабский язык, в процесс активного творчества через возможность приобретать необходимые знания в сотрудничестве, диалоге с учителем и сверстниками.
Для учащихся обычной школы побуждением к учебе являются авторитет родителей или учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор. Что может побудить учиться ученика вечерней школы?
Демократическая политика вечерней школы заключается в том, что она представляет собой модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной школы с набором классов адаптивной направленности, открытой для подростков самых разных возможностей и способностей, требующих комплексного, но, в то же время, индивидуального подхода к процессу обучения. Здесь вместе обучаются и очень способные дети, и дети, у которых есть серьезные проблемы в развитии, что, в свою очередь, обуславливает вариативность образования. Дети с воплощением девиантного поведения, а иначе дети своеобразного мышления, которые загнаны в процесс стандартизации образования и не подходят под статус среднестатистического ученика, требуют особого подхода: огромного количества прилагаемых усилий, интеллектуальных затрат и большого человеческого желания учителя. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как зажечь у них огонек жажды знаний?
До недавнего времени вечерняя школа выступала своего рода «пугалом» для учеников. Они знали, что, если будут плохо учиться, то неумолимо попадут туда. Таким образом, изначально вечерняя школа воспринималась как довольно агрессивное учреждение. В виду этого, первоначальная задача учителя – настроить учащегося на иное восприятие школы. Это становится возможным исключительно в умелом сочетании индивидуального и вариативного подхода в обучении и воспитании подростков, где главная задача − сохранить целостность личности. Такой подход подразумевает налаживание доверительных контактов, поиск талантливых задатков в каждом. Тогда как зацикленные на своей никчемности дети откроют в себе своеобразные каналы «полезности» обществу, школе, классному руководителю, а значит, будет значительно меньше зависти, ненависти и агрессии.
Практика общения между учителями и школьниками в условиях вечерней школы свидетельствует о том, что отнюдь не высококвалифицированный статус, а исключительно психоэмоциональная составляющая поведения педагога способствует психологической и социальной активности школьников, формированию познавательного интереса, личностному самоопределению. Подростку необходимо чувствовать себя умным и быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые открытия. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, развивать его духовный потенциал. Здесь невозможно обойтись без интерактивной модели внеурочных занятий, цель которых организация комфортных условий обучения, способствующих активному взаимодействию учеников между собой. Учитель перестаёт быть центральной фигурой и главным источником информации. Его роль – дать общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся.
На современном этапе качество образования понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования. Следовательно, основной целью обучения является не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность учителя и ученика, при которой ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет по пути субъективного открытия: управляет проблемно-поисковой, исследовательской и творческой деятельностью учащегося.
Следует помнить, что творческая деятельность активизируется только в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить вопросы и отвечать на них.
Способность к самостоятельному познанию развивается, в том числе, и при проведении с обучающимися научно-исследовательской деятельности. Поэтому тема исследовательской работы с учащимися не перестанет быть актуальной. В то же время проведение этой работы предъявляет к обучающимся определенные требования. Во-первых, это их непосредственная готовность к исследовательской деятельности. Во-вторых, обязательное стремление выйти за рамки учебной программы по причине успешного освоения основного предметного материала.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности, помогающие решать определенные специфические задачи. Такой вид деятельности в области изучения, например, русского языка и литературы, приучает ребенка к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор, обогащает читательский опыт. Учитель вечерней школы осуществляя направление творческого поиска должен учитывать личностные особенности ученика, его профессиональную направленность, приоритетные формы самостоятельной работы и его принадлежность к религиозной образовательной организации. Так, обучающиеся исламского медресе, обладающие в основном лингвистическими способностями, предпочитают кропотливую работу с текстом, любят заниматься сравнением художественных переводов, проводить лингвостилистический анализ произведений не только арабских, но и русских и зарубежных писателей. В результате − получение выводов, имеющих определенное научное значение, и приобретение специфических знаний, имеющих профессиональную значимость.
Познавательная, эстетическая, исследовательская творческая деятельность разная по форме пронизывает всю систему, объединяя процессы воспитания и обучения. Изучение гуманитарных предметов в этом случае воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, являющаяся важнейшим условием саморазвития и самоутверждения.
Говорить об организации внеурочной деятельности на современном этапе обучения можно много. Но как не потеряться в целом океане технологий, методик, приёмов? Как это совместить в рамках работы со столь разными обучающимися вечерней школы? Ответ прост: нужна адаптивная форма обучения, сочетающая элементы различных технологий, создающих комфортную среду для организации внеурочной познавательной и научно-исследовательской деятельности с одарёнными обучающимися.