Воспитание патриотизма у старших дошкольников средствами краеведения
Воспитание патриотизма у старших дошкольников средствами краеведения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением, стоящим перед отечественным дошкольным образованием, Следовательно, на первый план выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, родному краю, воспитания основ гражданственности.
Настоящего патриота Родины нельзя воспитать без формирования у него элементарных краеведческих представлений о своей стране. Поэтому наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории – родного края (деревни, города, страны и т. д.).
Обозначенные положения определяют актуальность темы - «Воспитание патриотизма у старших дошкольников средствами краеведения».
Круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми необходимо использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных архитектурных объектов и памятников, экскурсии в городские музеи, разнообразные викторины и конкурсы.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.
Знакомя детей с родным городом и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности.
Для четкого выстраивания работы по патриотическому воспитанию, необходимо было оценить начальный уровень знаний детей старшего дошкольного возраста. В связи с чем, была разработана специально построенная беседа. Беседа включала в себя такие направления как (знаний ребенка о себе; о родителях и их профессиях; о Родном крае, городе; о своей стране, столице, представление о её символике (флаг, герб, гимн); о Российской армии; о государственных праздниках; о природе и ландшафте Родного края (таблица 1).
Проведенный мониторинг показал, что знания детей по патриотическому воспитанию находятся в основном на среднем уровне - 43,5% детей. Дети имеют представления о себе и своей семье. Знают профессию своих родителей, иногда могут объяснить ее смысл. Из ближайших родственников в основном могут назвать бабушек и дедушек. Представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках сформировано не четкие. Достопримечательности родного края, о его природные особенности называют частично. Путают название области и города. Название своей страны и столицы называют при помощи взрослого либо не называют совсем. Путают флаг и герб России. Представления о Российской армии сформированы слабо. Детям часто требуется помощь и подсказка взрослого.
Хуже всего у детей в группе сформированы знания о своей стране, столице, представление о её символике (флаг, герб, гимн); о Российской армии; о государственных праздниках.
Следовательно, необходимо организовать целенаправленную работу в исследуемой группе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
Поэтому мы рекомендовали к использованию такие методы как: метод проектов и экскурсии и тематические беседы.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ.
Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности 2.
Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В это смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ведь его дидактический смысл заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности 8.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.
В рамках работы по патриотическому воспитанию дошкольников средствами краеведения были реализованы такие проекты как:
«Моя семья»,
«Богатыри земли русской»
«Мой любимый детский сад»,
« Миасс – город в золотой долине»
«Культура русского народа»
«Природа Южного Урала»
Другой эффективной формой патриотического воспитания средствами краеведения являются тематические прогулки и экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинают со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учат детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в магазин, школу, на почту, стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях станицы.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашей станице, о людях нашего края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Кроме этого мы педагоги использовали в своей работе программу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения «С чего начинается Родина?», автора Кондрыкинской Л.А. Данную программу можно реализовывать в качестве дополнительного образования в виде кружковой работы. Цель программы: развивать и совершенствовать личность ребенка, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, общественных интересов, любовь к родному краю, Отчизне, сохранять и умножать патриотические традиции старших поколений.
Таким образом, если изучить направления работы ДОУ по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, подобрать методы мониторинга и на их основе изучить уровень патриотической воспитанности детей, то можно подобрать рекомендации по воспитанию патриотизма у старших дошкольников средствами краеведения.
Таблица 1
Протокол оценки знаний детей
Направление беседы | Содержание ответа | Полученный балл |
Свое имя, фамилию, пол, возраст ребенок: 3 балла – знает, уверенно называет; 2 балла – называет не все параметры; 1 балл – называет с помощью взрослого; 0 баллов – не называет. | | |
О своих родителях: 3 балла – называет имена и отчества родителей, знает, где работают родители, как важен для общества их труд. балла – дает четкую, но краткую информацию; балл – частично, обычно требуется помощь взрослого; 0 баллов – не знает. | | |
Название родного края, города, свой адрес: 3 балла – знает, уверенно называет; 2 балла – называет не все параметры; 1 балл – называет с помощью взрослого; 0 баллов – не называет. | | |
Название своей страны, столицы, представление о её символике: 3 балла – знает, уверенно называет; 2 балла – называет не все параметры; 1 балл – называет с помощью взрослого; 0 баллов – не называет. | | |
О Российской армии, защитниках родины, дне Победы: 3 балла – имеет четкие представления, развернуто рассказывает. 2 балла – дает четкую, но краткую информацию; 1 балл – частично, обычно требуется помощь взрослого; 0 баллов – не знает. | | |
Знает название и смысл государственных праздников 3 балла – называет самостоятельно, знает все основные праздники; 2 балла – называет, иногда нужна подсказка взрослого; 1 балл - часто затрудняется; 0 баллов – не знает. | | |
Знает особенности природы и ландшафта Родного края, перечисляет часто встречающиеся растения, живущих диких животных 3 балла – имеет четкие представления, развернуто рассказывает. 2 балла – дает четкую, но краткую информацию; 1 балл – частично, обычно требуется помощь взрослого; 0 баллов – не знает. | | |
Оценка результатов мониторинга:
От 21 до 15 баллов – высокий уровень знаний
От 14 до 8 баллов – средний уровень знаний
От 7 до 0 баллов – низкий уровень знаний
Анализ результатов мониторинга:
Высокий уровень. Имеет четкие представления о себе и своей семье. Знает профессию своих родителей и ее смысл. Может рассказать о ближайших родственниках. Сформированы четкие представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. Знает достопримечательности родного края, о его природных особенностях. Знает название области и города. Знает название своей страны, столицы. Узнает флаг и герб России. Сформированы представления о Российской армии.
Средний уровень. Имеет общие представления об исследуемых параметрах. Часто требуется помощь и подсказка взрослого. Путает названия города, области, страны, столицы Родины. Называет не все исследуемые параметры.
Низкий уровень. Знания разрознены, обрывочны. Практически всегда отвечает после подсказки взрослого.
8