Доклад «Воспитание здорового образа жизни у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях ГПД»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл
«Школа №2 г. Йошкар-Олы»
Доклад
на МО воспитателей
«Воспитание здорового образа жизни
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях ГПД»
Выполнила
воспитатель
Суслова О.В.
г. Йошкар-Ола
2022 г.
Тема здоровья обучающихся с ОВЗ особенно актуальна. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретет все большую активность. Особенно это относится к детям с ОВЗ. Организм ребенка очень пластичен, гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Перед педагогом стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ.
В классах нашего образовательного учреждения обучаются, в основном, дети с множественными нарушениями в развитии. Поэтому в сложившейся ситуации необходимым является применение здоровьесберегающих технологий. Для реализации задачи в своей практической работе по ЗОЖ использую множество форм, приемов, направлений и методов опираясь на психлого-педагогические технологии.
Программа по формированию ЗОЖ для образовательных учреждений ставит перед педагогом следующие задачи:
Научить детей определять свое состояние и ощущения.
Сформировать у обучающихся правильные представления о своем теле и организме.
Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.
Основные направления и формы формирования здорового и безопасного образа жизни:
- обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- технологии воспитания сознательного отношения к здоровью;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- валеологическое просвещение родителей.
Методы работы по формированию ЗОЖ:
- игровой метод (сюжетно-ролевые и дидактические игры, подвижные игры и др. Например, мастер – класс «Любимая подвижная игра»);
- методы формирования валеологического сознания (убеждение, пример, беседа и др. Например, здоровая пища для всей семьи, роль утренней гимнастики в жизни современного человека.);
- методы формирования положительных динамических стереотипов (посадка за столом, соблюдение дисциплины, порядок на рабочем месте, проветривание класса, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, осанки и др. Например, осанка - стройная спина, я и мой организм);
- здоровьесберегающие методы (физкультурные и динамические паузы, смена видов деятельности, организация активного отдыха, элементы психогимнастики, различные виды гимнастики, обучение приемам самомассажа и др. Например, «минутки здоровья», «минутки релаксации»);
- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение и др. Например, «Наш здоровый образ жизни», беседа с медсестрой «Курить – здоровью вредить», «Вред электронных сигарет»);
- наглядные методы (рассматривание иллюстраций, демонстрация картин, плакатов, методы наглядной агитации – стенды, буклеты, памятки, папки- передвижки и др. Например, презентации «Здоровый образ жизни современного человека», видеоролики «Семья и здоровый образ жизни», «Здоровые дети в здоровой семье»).
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью. Работа педагога по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики:
- Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
- Принцип не нанесения вреда.
- Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
Работу по формированию здорового образа жизни следует проводить в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для этого необходимо обеспечить условия физического, психического, социального и духовного комфорта, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья школьников, а также их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Работа по формированию здорового образа жизни школьников с нарушением интеллекта должна включать в себя следующие направления:
1. Создание информационно-пропагандистской системы в целях повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Школьник получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни через текущую, повседневную информацию. Например, «В здоровом теле здоровый дух», «Культура здорового образа жизни».
2. Важное направление формирования здорового образа жизни - «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, которая направлена на:
- повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны;
- формирование навыков укрепления здоровья;
- создание мотивации для ведения здорового образа жизни.
Здоровье обучающихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. Эффективной формой работы по формированию ценностей здорового образа жизни у школьников с нарушением интеллекта является проведение различных мероприятий, соответствующих данной теме. Например: проведение познавательных викторин «Здоровым быть здорово», «Мы за здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», спортивных соревнований «Здоровье в движении» и т. п. В качестве диагностической процедуры можно использовать мини-сочинение на разные темы, связанные с ЗОЖ, например, «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?».
3. Меры по снижению распространенности вредных привычек. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно проводить такие воспитательные мероприятия, как «Самое дорогое у человека – это здоровье», «Скажи вредным привычкам - нет», «Опасные привычки и их влияние на здоровье человека».
4. Побуждение школьников к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, но и необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки. Например: оздоровительные мероприятия «Путешествие в мир здоровья», спортивно-развлекательные конкурсы, «Здоровые подвижные игры», «День здоровья». В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину и т.д.
Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у школьников с интеллектуальными нарушениями, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни:
Снятие эмоционального напряжения. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них стресс и напряжение.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Правильное использование форм и методов с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников с ОВЗ, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому школьнику, учесть индивидуальные особенности, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Литература и интернет - ресурсы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.
2. Инфоурок ведущий образовательный портал России
Продленка образовательный портал.