Воспитательное мероприятие «А вы знаете секрет семейного счастья?»
Воспитательное мероприятие
«А вы знаете секрет семейного счастья?»
для студентов колледжей, лицеев/16-17 лет
«Семья – это спасательный жилет в бурном море жизни»
Цели: помочь обучающимся избежать ощущения ненужности, необязательности семейного союза, проверить, что объединяет членов семьи в одно целое, что делает их союз семьей, проверить, насколько каждый из нас подходит под определение «хороший партнер», насколько мы отвечаем критериям «хороших мужей и жен».
Задачи: создать условия для осмысления важности создания крепкой дружной семьи; способствовать развитию и совершенствованию определенных черт характера, которые важны в семейных отношениях; продолжить формирование вечных человеческих ценностей.
Оборудование: компьютер, экран, слайды с изображением семей, слайд с текстом «Государственная семейная политика….»; карточки-задания с пословицами о семье, листы с пословицами; листы формата А4, семейные фотоколлажи обучающихся, плакат с изображением островов; маркеры, фломастеры, ручки, спокойная музыка, запись песни о семье.
(ребята располагаются группами по 4-5 человек)
Звучит песня о семье [1]
- Педагог: Здравствуйте, ребята. Чудесная песня, не так ли?
(ответы ребят)
- Педагог: И я уверена, что каждому человеку хотелось бы, чтобы его семья была такой же счастливой и об этом захотелось бы спеть. Кто из вас может назвать членов семьи, которых упоминали в песне?
(ответы ребят)
- Педагог: Семья нужна человеку для… А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый (или желающие) по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.
Педагог записывает ответы на доске (флипчарте).
-Педагог: Итак, мы видим, что семья – это самое дорогое, что есть у человека. Это и тепло душевное, и понимание, и поддержка. Почему же на самом деле статистика браков и разводов показывает нам, что не все так благополучно как хотелось бы. Давайте посмотрим (послушаем) притчу о счастливой семье.
- Педагог: Притча Счастливая семья (читается педагогом или предлагается посмотреть видео[2].
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав. А другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится сварливая хозяйка счастью соседки. Завидует.
Говорит мужу:
— Пойди, подсмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается.
А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
— Ох, что сейчас будет! — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
— Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них-то все виноваты. Вот поэтому и не ссорятся. А вот у нас все и всегда правы…
- Педагог: Знакомая ситуация? Сейчас послушайте, что по этому поводу говорят ученые и психологи, которые занимаются проблемами семьи и семейных взаимоотношений. (читает) «Атмосфера дома напрямую зависит от возможностей и желания членов этого сообщества понимать друг друга, обмениваться информацией, эффективно «пристраиваться» к партнеру, реально использовать многообразные секреты, которыми обладают профессиональные коммуникаторы и люди, у которых от Бога есть талант общения. Ведь личность представляет собой содержание, центр и единство разнообразных действий, актов, направленных на другие личности. Семья – это целая коммуникативная система. ……» Сложно? Конечно, сложно. А еще сложнее сделать правильный выбор. И все-таки давайте попробуем)
Итак игра «Принц на белом коне»
(каждый участник готовится к упражнению: он берет полученный лист бумаги, складывает его вдвое, потом еще раз вдвое и вновь вдвое. Таким образом, расправив бумагу, мы видим контуры 8 квадратов. В каждом квадрате ребята пишут по одному из качеств характера, свойств личности супруга/супруги, которые он считает принципиальными в семейных отношениях. После этого педагог начинает рассказ:
Одна девушка мечтала выйти замуж. Когда она представляла себе суженого, ей виделся на фоне бескрайних зеленых полей и голубого чистого неба великолепный Рыцарь, высокий красавец, Принц на белом коне. И она верила, что так и случится когда-то: приедет долгожданный Принц и предложит ей руку и сердце. Однажды девушка обратила внимание на то, что вслед за весной настало знойное лето. Трава пожухла и мало походила на сочный зеленый луг из ее мечты. С жалостью пришлось девушке расстаться с этим первым элементом заветной мечты… А вам придется расстаться с одним из требований к своему Принцу или Принцессе. Просмотрите заполненные квадратики и вырвите тот, с которым жаль, но необходимо расстаться!
За летом пришла осень. Грозовые тучи затянули небо до самого горизонта, стало понятно, что голубой небосвод – тоже желательный, но не такой уж обязательный элемент будущего семейного счастья (расстаемся со вторым квадратиком-требованием). Девушка взрослела, и пришло время отказаться от еще одной иллюзии, что ее избранник будет высок, ведь окружающие ее юноши не всегда были высоки, но среди них были тем не менее парни, очень достойные внимания. (Отрекаемся еще от одного кубика-текста.) Жизненный опыт скорректировал мечты нашей героини, которой стало понятно, что внешняя красота – это замечательный «гарнир к основному блюду». «Лишь бы человек хороший попался!» – говорила себе наша невеста, отрывая еще один листок из блокнота иллюзий. (То же делают и участники мероприятия.)
Следующие действия несложно предугадать. Оторвите, пожалуйста, из вашего списка требований к партнеру еще один квадратик! Посмотрите, с чем вы остались… Теперь, понимая, что ни один из нас не ангел, вновь уменьшим список наших требований! И еще один квадрат оторвем… Что осталось в наших руках?
Педагог: Ребята, давайте посмотрим:
- какие качества, свойства, требования к партнеру были для вас особенно значимы вначале? (Список дублируется на доске!)
- от каких требований/ожиданий/надежд вы избавились с легкостью?
- какие из необходимых компромиссов оказались для вас наиболее сложны?
- что «в остатке»? Записываем на доске «самое-самое»: то, от чего не смогли отказаться участники игры. (обсуждение)
- Педагог: Давайте обратимся к копилке народной мудрости и посмотрим, что мы можем почерпнуть из пословиц и поговорок? (ребятам раздаются карточки с пословицами и поговорками, в которых нужно найти правильное окончание фразы.
(ребята работают в группах, правильность выполнения задания проверяется вслух и на доску вывешивается правильный вариант поговорки)
В родном доме и стены помогают.
Хата детьми богата.
Муж да жена – сапог пара одна.
Имеющий дитенка волнуется, а бездетный горюется.
На стариках семья держится.
Счастье родителей – честность и трудолюбие детей.
Кто родителей жалеет, тот и детям счастливую долю готовит.
С каждым ребенком и счастье прибавляется.
Не нужен и клад – когда в семье лад.
Семья в куче – не страшна и туча.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
В семье и каша гуще.
Мать – святыня, с ней не спорят.
Один старый человек стоит четверых.
Семья – опора счастья.
Жену ищи не в хороводе, а в огороде.
- Педагог: Молодцы! Отлично справились с заданием. Давайте прокомментируем следующие пословицы:
-Один старый человек стоит четверых.
- Кто родителей жалеет, тот и детям счастливую долю готовит.
- Муж – голова, жена – сердце.
- Не нужен и клад – когда в семье лад.
(ответы и комментарии студентов)
- Педагог: Замечательно! И с этим заданием вы справились! Ребята, в нашей стране очень много делается для сохранения семейных ценностей, повышения роли семьи в жизни общества. Все это и многое другое записано в Конституции Российской Федерации.
СЛАЙД «Государственная семейная политика предполагает сохранение традиционных семейных ценностей и повышение роли семьи в жизни общества. А традиционные семейные ценности – это, по существу, и есть семья, материнство, отцовство, детство. Семья, материнство и детство представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа».
- Педагог: Семья – это целая коммуникативная система. Восемьдесят процентов нашего существования мы находимся в процессе принятия или передачи сообщений, то есть в границах разнообразных коммуникаций.
Родительство, в свою очередь, невозможно без лидерства. Это одно из важнейших качеств, необходимых, в частности, для успеха в воспитании детей.
Ну а о творческом мышлении мы вспоминаем, когда бьемся над решением тысячи и одной дилеммы (финансовых, организационных, коммуникативных), когда пытаемся сделать все возможное, чтобы «любовная лодка не разбилась о быт» (быт – это и жизнь, в которой не осталось места чувству, экспромту, свежести восприятия). Новизна и яркость ощущений, творческий подход нужны и в решении конфликтов, и в вопросах воспитания, и в создании семейных традиций, и в сексуальных отношениях… В общем, семья – это образ жизни, а следовательно, она требует от нас массы разнообразных качеств и умений.
- Педагог: Давайте сыграем в игру «Топ-мен». Сегодня очень распространены разнообразные списки популярности, «топ-листы», в которых приводятся «ведущие десятки» – лидеры опросов, продаж, достижения в разных сферах жизни и т. д.
Семейная жизнь тоже может претендовать на свой «список лучшего», свой «топ». Каждый получает лист бумаги, на котором в течение нескольких минут пробует составить список тех десяти своих качеств, которые делают его привлекательной и интересной личностью в глазах реального или потенциального партнера.
Листки не подписываются. Педагог собирает их, перемешивает и раздает группе. Каждый, кто получил листок, пытается отгадать, кто же из товарищей по группе обладает таким замечательным «джентльменским» или «дамским» (а точнее – просто человеческим!) набором качеств.
- Педагог: Отлично! Теперь вы как будущие мужья и жены, кажется, знаете секрет счастливой семейной жизни. Закончите фразу: Счастливая семья это -….. (ответы ребят)
Педагог благодарит ребят за активное участие в мероприятии и предлагает виртуальное путешествие на острова
Рефлексия: Метод «Острова». На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о.Скуки. Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и прикрепить свой кораблик (или нарисовать его в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося мероприятия. Например: «Мое состояние после мероприятия характеризуется удовлетворением, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик дрейфующий между островами Удовольствия и Радости ». После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать ее. На каком я острове и почему.
Список использованных источников
1. https://youtu.be/vy3vDxw4MSs
2. https://youtu.be/BN_OrkMeDPY
3. Конституция РФ
4. «100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства/Михаил Кипнис»: АСТ; 2011
5.Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений/Л.С.Кожуховская [и др.]; под общ.ред.Л.С.Кожуховской. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с.