Воспитательное мероприятие на тему: "Блокадный Ленинград: 900 дней мужества и стойкости"

Воспитательное мероприятие на тему:
"Блокадный Ленинград: 900 дней мужества и стойкости"
Цель: Формирование у учащихся 9 классов чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважения к истории страны и памяти о подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познакомить учащихся с историческими фактами о блокаде Ленинграда, её причинах, последствиях и героической обороне города.
Воспитывать чувство сострадания к жертвам блокады и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Развивать интерес к изучению истории Отечества и формировать активную гражданскую позицию.
Способствовать укреплению связи поколений и преемственности традиций.
Форма проведения: Комбинированное мероприятие, включающее элементы викторины, воспоминания ветерана, театрализованную сценку и чтение стихотворений.
Участники: Учащиеся 9 классов, педагоги, ветераны Великой Отечественной войны.
Оформление:
Фотографии блокадного Ленинграда.
Плакаты с цитатами о блокаде и героизме ленинградцев.
Инсталляция, символизирующая блокадный город (например, макет дома с заклеенными крест-накрест окнами, хлебный паек, предметы быта того времени).
Мультимедийное оборудование для показа презентаций и видеоматериалов.
Ход мероприятия.
I. Вступительная часть.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим об одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – о блокаде Ленинграда. Это событие навсегда останется в памяти поколений как символ невероятной стойкости, мужества и самопожертвования.
Но прежде, чем мы погрузимся в события блокады, давайте вспомним, что ей предшествовало. Шел 1941 год. Фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз, стремительно продвигалась вглубь нашей территории. Уже в июле, спустя всего несколько недель после начала войны, немецкие войска подошли к Ленинградской области. Целью врага было захватить город на Неве, важный промышленный и культурный центр страны.
Однако, взять Ленинград с ходу не удалось. Наши войска и жители города оказывали ожесточенное сопротивление. Тогда немецкое командование решило применить другую тактику – окружить город и взять его измором, отрезав от внешнего мира. 8 сентября 1941 года кольцо блокады сомкнулось.
Более двух с половиной лет, 872 дня, город жил в условиях полной изоляции, под непрекращающимися бомбардировками и артиллерийскими обстрелами. В Ленинграде не хватало продовольствия, воды, топлива. Начался страшный голод. Люди умирали на улицах, в своих домах. Казалось, что город обречен.
Но Ленинград выстоял! Горожане, несмотря на голод, холод, смерть близких, не сдавались. Работали заводы, выпускавшие оружие для фронта. Дети ходили в школы, ученые продолжали свои исследования, а театры давали представления. Вся жизнь города была подчинена одной цели – выстоять и победить.
Сегодня мы будем говорить о героизме ленинградцев, об их невероятной силе духа и любви к Родине. Мы узнаем, как в нечеловеческих условиях люди сохраняли человечность, поддерживали друг друга и верили в Победу. Память о блокаде Ленинграда – это не только память о трагедии, но и урок мужества и стойкости для всех нас.
II. Основная часть.
Просмотр короткометражных документальных фильмов или видеороликов о блокаде Ленинграда.
Викторина "Блокадный Ленинград":
Разделить класс на несколько команд.
Вопросы викторины:
Когда началась блокада Ленинграда? (8 сентября 1941 года)
Сколько дней продолжалась блокада? (872 дня)
Какова была норма хлеба для рабочих в самый тяжелый период блокады? (125 грамм)
Как называлась единственная дорога, связывающая Ленинград с "большой землей"? ("Дорога жизни")
По какому озеру проходила "Дорога жизни"? (Ладожское озеро)
Какой композитор написал "Ленинградскую симфонию" в блокадном городе? (Дмитрий Шостакович)
Как называлось кладбище, где хоронили умерших от голода и бомбежек ленинградцев? (Пискаревское кладбище)
Назовите известных героев блокадного Ленинграда. (Таня Савичева, Дмитрий Лихачев, Ольга Берггольц)
Какова цель операции "Искра"? (Прорыв блокады Ленинграда)
10)Когда была полностью снята блокада Ленинграда? (27 января 1944 года)
За каждый правильный ответ команда получает баллы.
В конце викторины подведение итогов и награждение победителей.
Предоставление слова ветерану Великой Отечественной войны.
Ветерану предлагается поделиться своими воспоминаниями о войне, о блокаде Ленинграда, о трудностях и лишениях, с которыми пришлось столкнуться.
(Тихо кашлянув, старик поправил сползающие очки. Морщины на его лице, словно карта изрезанной земли, хранили в себе следы минувших лет.)
Садитесь, молодежь, садитесь поближе. Что я вам расскажу… Про войну, говорите? Да разве расскажешь про такое… Это не в книжке прочитать, это пережить надо.
Я был совсем мальчишкой, когда началась. Восемнадцать только стукнуло. Мечтал, как и все, о будущем, о любви, о мирной жизни. А тут – война. Помню, как сейчас, этот страшный голос Левитана по радио. Казалось, земля ушла из-под ног.
Сразу нас, новобранцев, кинули на фронт. Под Смоленск. Что мы умели? Стрелять толком не умели, окопы рыли, как могли. Страшно было… Кругом взрывы, крики, стоны. Видел, как умирают мои товарищи. Хоронить некогда было – некому было. Запах смерти – его ни с чем не спутаешь. Он въелся в память, в кровь.
Воевали мы долго, четыре долгих года. Отступали, потом наступали. Были и победы, были и поражения. Голод, холод, грязь, вши… Все было. Особенно тяжело зимой было. В окопах мерзли, спали прямо на земле. Еды не хватало, да что там – часто вообще ничего не было.
Я был под Ленинградом. Нет, в самой блокаде не был, но видел ее последствия, видел беженцев. Худые, изможденные, голодные… Дети с огромными глазами, полными ужаса. Страшно представить, что они пережили. Это был ад на земле. Город умирал, но не сдавался. Люди держались до последнего. Это был подвиг, настоящий подвиг.
Трудностей было не счесть. Но знаете, что самое страшное? Самое страшное – это видеть смерть. Видеть, как умирают твои друзья, товарищи. Как люди теряют надежду. Как рушатся мечты и судьбы.
Но мы выстояли. Выстояли благодаря единству, благодаря вере в победу, благодаря любви к Родине. Мы знали, за что мы воюем. За своих родных и близких, за свою землю, за свое будущее.
После войны долго не мог прийти в себя. Снились кошмары, взрывы, крики. Трудно было привыкнуть к мирной жизни. Но надо было жить дальше. Надо было строить новую страну, строить мирное будущее.
Жизнь прошла… Многое было. Хорошее и плохое. Но война – это самое страшное, что может случиться с человеком. Я надеюсь, что вы, молодые, никогда не узнаете, что это такое. Берегите мир, берегите друг друга. И помните тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы вы жили в мире и свободе.
(Ветеран замолчал, тяжело вздохнул и посмотрел вдаль. В его глазах стояли слезы. Казалось, он снова переживает все те страшные годы.)
Простите… Разволновался… Старость, знаете ли… Память все чаще возвращает меня туда, в те страшные годы. Но я не жалею ни о чем. Я знаю, что мы сделали правильное дело. Мы победили! И этот мир – наш мир – мы должны беречь и защищать. Всегда.
После выступления ветерана – ответы на вопросы учащихся.
Театрализованная сценка "Блокадный дневник":
Действующие лица:
Таня Савичева – девочка-блокадница (главная героиня).
Мама – мать Тани.
Бабушка – бабушка Тани.
Сосед – пожилой мужчина.
Ведущий – рассказывает о событиях.
Реквизит:
Дневник Тани Савичевой (копия или стилизация).
Кусок хлеба (блокадный паек).
Свеча.
Предметы быта блокадного времени (миска, ложка, старый платок).
Сцена: Комната в блокадной квартире, полумрак, горит свеча.
Сценарий:
Ведущий: "Зима 1942 года. Ленинград в блокаде. Голод, холод, смерть… В одной из квартир умирает семья Савичевых. Остается только маленькая Таня, которая ведет свой дневник. Этот дневник стал одним из самых страшных свидетельств блокады."
Сцена 1: Таня сидит за столом и пишет в дневнике (имитация).
Таня: (Тихо, с трудом) "Женя умерла 28 дек. утром 1941 г."
Сцена 2: Мама и бабушка сидят у печки-буржуйки, пытаясь согреться.
Мама: (Кашляет) "Танечка, доченька, вот тебе кусочек хлеба. Ешь медленно, растягивай…"
Таня: (Берет хлеб, смотрит на него с грустью) "Мамочка, а ты?"
Мама: (Улыбается слабо) "Я потом. Мне пока не хочется."
Бабушка: (Тихо) "Скоро всем нам будет хорошо… Скоро война закончится…"
Сцена 3: Заходит сосед, изможденный и слабый.
Сосед: "Здравствуйте… Как вы тут?"
Мама: "Живем… Как видите…"
Сосед: "Держитесь… Нужно держаться… Ради победы…"
(Сосед уходит.)
Сцена 4: Таня снова пишет в дневнике.
Таня: (С трудом) "Бабушка умерла 25 янв. 1942 г. Лёка умер 17 марта. Дядя Вася 13 апр. Дядя Лёша 10 мая. Мама – 13 мая 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."
Ведущий: "Таня Савичева была эвакуирована из Ленинграда, но ослабленный организм не выдержал. Она умерла в 1944 году. Ее дневник стал символом блокады, символом нечеловеческих страданий и стойкости ленинградцев."
(В конце сценки – минута молчания.)
Чтение стихотворений о блокаде:
Учащиеся читают стихи Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Юрия Воронова и других поэтов, посвященные блокаде Ленинграда.
Ольга Берггольц "Ленинградская поэма" (отрывки).
Анна Ахматова "Реквием" (отрывки).
Юрий Воронов "Блокада".
III. Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное трагическим и героическим страницам истории – блокаде Ленинграда. Сегодня мы вместе прошли через воспоминания, свидетельства, документальные кадры и художественные произведения, чтобы вновь и вновь осмыслить эту страшную, но одновременно и вдохновляющую главу нашей истории.
Мы услышали о неимоверных страданиях, которые выпали на долю ленинградцев, о голоде, холоде, бомбежках, о смерти, которая ходила по улицам города. Но мы также увидели примеры невероятной стойкости, мужества, взаимопомощи и любви к Родине. Ленинградцы, несмотря ни на что, продолжали жить, работать, учиться, творить и верить в победу.
Блокада Ленинграда – это не просто исторический факт, это урок для всех нас. Урок о том, как важно ценить мир, свободу, человеческую жизнь. Урок о том, как важно быть сильными духом, не сдаваться перед трудностями, помогать ближнему. Урок о том, как важно помнить свою историю, чтобы не допустить повторения трагедий прошлого.
Сегодня, когда мир так хрупок и неспокоен, когда мы сталкиваемся с новыми вызовами и угрозами, память о блокаде Ленинграда особенно актуальна. Она напоминает нам о цене мира, о необходимости единства и сплоченности, о важности сохранения исторической правды.
Давайте же будем бережно хранить память о блокаде Ленинграда, о героизме его жителей, о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Давайте будем с уважением относиться к ветеранам войны и труда, к тем, кто отстоял нашу свободу и независимость. Давайте передадим эту память своим детям и внукам, чтобы они знали и помнили, какой ценой досталась нам мирная жизнь.
Пусть этот день памяти станет для нас не только днем скорби, но и днем надежды, днем вдохновения на добрые дела, на укрепление мира и согласия в нашем обществе.
Минута молчания: В память о жертвах блокады Ленинграда.
Спасибо всем за участие и внимание!
Исполнение песни о войне или блокаде Ленинграда.
Организация выставки рисунков и плакатов, посвященных блокаде, подготовленных учащимися.
Проведение конкурса чтецов стихов о блокаде.
Посещение музеев или памятных мест, связанных с блокадой Ленинграда.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний учащихся об истории блокады Ленинграда.
Формирование у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ и уважения к его истории.
Воспитание чувства сострадания и сопереживания к жертвам войны и блокады.
Укрепление связи поколений и преемственности традиций.
Активизация участия учащихся в патриотических мероприятиях и акциях.