Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального
образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 8»
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Святки»
Пояснительная записка
Одной из главных задач воспитательной деятельности на начальной ступени является формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами, их творческое развитие. Художественная и творческая деятельность учащихся направлена на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Для детей с ДЦП выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неуверенность в собственных возможностях, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо, уютно и комфортно. Проведение разнообразных праздников помогает в решении возникающих проблем.
Основная задача нашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - применение разных форм и методов для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (инсценирование, рисование, пение, танцы и др.), формирование жизненно необходимых качеств. Важным моментом в воспитательной работе с детьми становится возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Мероприятие «Святки» ориентировано на развитие элементов культуры речи, движения, соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся с навыками театрального исполнения. Оно создает благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста детей, в доступной и увлекательной форме позволяет младшим школьникам получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность, формирует навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, в условиях праздника.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Святки»
Адресная группа |
ученики 3 - 4 классов |
Цель |
создание условий для формирования у младших школьников представления о празднике «Святки» |
Задачи |
расширение представления об обряде колядования и гадания на Руси; закрепление навыков общения, взаимопонимания, взаимовыручки в совместной деятельности; развитие познавательной активности и навыков коллективной творческой работы; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной ответственности и отзывчивости; воспитание уважения к традициям и обычаям нашего народа; коррекция двигательных навыков. |
Планируемые результаты |
Личностные: • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, сопереживание за коллективный результат; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные: • формирование умения планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построение рассуждений; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Предметные: • осознание ценности традиций и обычаев Святочных и Рождественских колядок и их значения в русской национальной культуре; • усвоение музыкально-фольклорного материала, использование его в повседневной жизни. |
Формируемые УУД |
Личностные УУД: • развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний о праздниках; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Регулятивные УУД: умение: • принимать тему занятия; • наблюдать и делать самостоятельные выводы; • прогнозировать предстоящую работу; • оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: • навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности Познавательные УУД: • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; • умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию |
Оформление зала |
Сцена под деревенскую комнату. В центре стоит стол. На нём самовар, чашки, баранки, корзинка с угощением для колядующих, свеча. |
Оборудование |
- самовар, свеча, рождественская звезда. |
Предварительная подготовка |
Изготовление Рождественской звезды, обсуждение и подбор костюмов для ряженых, просмотр презентации о «Святках», разучивание песен. |
Ведущие |
Хозяйка и хозяин |
Гости |
Ученики начальных классов, педагоги, родители, специалисты реабилитационного центра. |
Источники информации |
Русская народная игра «Бояре, мы к вам пришли» http://www.karakyli.ru/2014/03/22/boyare-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/ Частушки: http://porgi.ru/chastushki/chastushki-na-kolyadu/#ixzz4WPx6yhPI |
Подготовили мероприятие |
Долгобородова Лариса Анатольевна, Коткина Ирина Валерьевна – учителя начальных классов Литвинова Ирина Владимировна – учитель музыки |
Содержание мероприятия
Этап |
Деятельность участников мероприятия |
Коррекционно-развивающие задачи |
Святки вот уж наступили. (Эмоциональный настрой на праздник). |
Звучит русская народная музыка, начинается праздник Святок. Входят хозяин и хозяйка, садятся за стол. Хозяин: Ой, старуха, дни-то нынче стоят какие, праздничные да весёлые. Хозяйка: И то верно, ведь святки на дворе. Праздник Святки самый длинный Хозяин: Первая-то неделя святок называлась «святые вечера» - дни празднования Рождества Христова, а вторая – «страшные вечера». Существовало поверье, будто бы в эти дни нечистая сила гуляет по белому свету. Народ занимался гаданием, колядованием, пением песен, из дома в дом ходили ряженые. Старые люди говорили, что в святки можно узнать, каким будет наступивший год. Хозяйка: Да, я помню, отец учил меня, как узнать, когда замуж выйдешь. Надо подмести под столом, если попадётся зерно хлебное, то это к замужеству. (Раздаётся шум, смех.) Хозяйка: А вот и ряженые пожаловали. |
Развитие слухового внимания через познавательную информацию в беседе, подведение к теме мероприятия. |
Коляда идёт к вам в дом и мешки несёт с добром. |
(Ряженые ребята под звон колокольчика заходят в зал и при подходе к дому поют песню «Уродилась коляда») Уродилась коляда Накануне Рождества. Ой, коляда, Колядица моя! Открывайте окно, Запускайте Рождество! Ой, коляда, Колядица моя! Открывайте двери, Поднимай с постели! Ой, коляда, Колядица моя! Ряженые: 1.Посмотрите-ка, ребята, свеча горит. Видать нас ждут. 2. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздником! 3. Шли, было, мимо Да завернули до дыма. 4. Здравствуйте, столы-скамейки. Здравствуйте, дорогая семейка. Хором: Может вы гостям не рады? Но не выгоняйте нас с ограды. Мы вам песенку споём. Хозяйка: Милости просим! Окажите честь. (Песня «Коляда») Коляда! Коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком. Дайте коровку- Масляну головку! И дай Бог тому, Кто в этом дому. Хозяин: Ох, хорошую песню спели. Вот вам за потешки конфеты и орешки. (Хозяин с хозяйкой одаривают детей угощением.) Ряженые: За привет, за угощенье Вы примите поздравленья. С Новым годом, со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили. Хозяйка: Давай-ка, старик, и мы стариной тряхнём. Пойдём с ребятами по разным дворам, да поколядуем. Хозяин: И то верно. Пошли. Видишь, молодёжь собралась на посиделки, чтобы отдохнуть, повеселиться. На посиделках играли в игры, плясали, пели и водили хороводы. |
Развитие творческих способностей детей через театрализацию. |
Святки празднует народ, |
Хоровод (для детей в колясках, с каталками) с выполнением движений в соответствии с текстом. (Песня «Вдоль по улице метелица метет») |
Коррекция и развитие ритмичности, плавности движений. |
Ох, частушки хороши, их поём от всей души. |
Хозяйка: Ох, частушки хороши, их поют от всей души. Давайте-ка и мы споём. Хозяин с хозяйкой: Пропоём мы вам частушки, Замечательны таки, Что пойдут плясать старушки, Затанцуют старики. (Частушки в исполнении ряженых) Мальчики: Мы пришли на посиделки – Девки семя шелушат. Попросились на коленки- Посадили на ушат. Девочки: Бегла свинка от Максимки, Собираетесь в дому. Мальчики: Мы с колядками шагали, Девочки: Развесёлые колядки Парни девушкам поют, Ждут подарков очень сладких, Только те им не дают. Мальчики: Девочки-беляночки, Где вы набелилися? Девочки: Мы вчера коров доили, Молоком умылися. Мальчики: Вы послушайте, девчата, Нескладушки будем петь. На дубу свинья пасётся. В бане парится медведь. Девочки: На горе стоит телега, Слёзы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. Девочка: Уж я топну ногой, Да притопну другой. Выходи ко мне, Серёжка, Попляши-ка ты со мной. Мальчик: Ставлю ногу на носок, А потом на пятку. Стану русского плясать А потом вприсядку. Все: Ох, довольно мы напелись Дайте смену новую. Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую. (Исполняют частушки по желанию другие ребята) |
Развитие интереса к малому фольклорному жанру, коммуникативных навыков через диалоговую форму общения. |
Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам |
Хозяин: Как когда-то наши прадедушки, Ну а с ними прабабушки. Приходили на веселые святки, На песни да на загадки. А загадки отгадывать умеете? 1. То толстеет, то худеет. Громко-громко голосит. (Гармонь) 2. Сестра к брату в гости идёт, А он от неё прячется. (День и ночь) 3. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) 4. Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо) 5. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Ночью распевает – Время считает. (Петух) 6.В новой стене, В круглом окне, Днём стекло разбито, За ночь вставлено. (Прорубь) 7. Не лёд, не снег, а тает. (Свеча). |
Развитие познавательного интереса, мышления, умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других через постановку проблемного вопроса. Коррекция внимания в игровой форме.
|
Что за прелесть эта песня! |
Хозяйка: Молодцы, ребятки! А что это за колокольчики звенят? (Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок») Как на тоненький ледок |
Коррекция и развитие музыкального слуха, чувства ритма и внимания. |
Всякая игра что-то значит. |
Старинная русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли» (Приложение 1) Бояре, а мы к вам пришли Молодые, а мы к вам пришли! Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли? Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна! Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила? Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту) Молодые, нам вот эта мила! |
Развитие коммуникативных умений и двигательных навыков через игровую совместную деятельность. |
Коляда-коляда, Отворяй ворота! |
Ряженые идут к гостям, поют песню и складывают угощение в мешочек. Коляда-коляда, Отворяй ворота! Мы пришли колядовать, С Рождеством вас поздравлять! У приветливых хозяев Год пусть будет урожайным. Дайте ряженым конфет, Дайте рубликов, монет, |
Развитие музыкального и фонематического слуха, орфоэпически правильного произношения. |
Всем узнать, что будет завтра - хочется всегда. |
Хозяин: Сегодня последний день святок, когда можно гадать. Давайте и мы постараемся узнать, что ждёт нас в этом году. Без гаданья, что за святки? Погадаем-ка, ребятки! Хозяйка: Горшочек с вершочек, Скажи нам дружочек: Что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Предметы в горшочке в крупе) 1. Ключ - хорошее хозяйство. 2. Конфета – сладкая жизнь. 3. Монета - к богатству. 4. Очень маленькая книжечка - много будешь знать. 5. Билет - ждет тебя дорога, путешествие. 6. Лента - к долгой, счастливой жизни. 5. Пуговица - жить тебе в большой семье счастливой жизнью 6. Скрепка – к новым друзьям. (Гадальный пирог для взрослых) |
Развитие фантазии через прогнозирование результата. |
Дарим всем мы вам веселье, установку на успех! |
(Хозяин и хозяйка «сеют» зерно, имитируют рукой движение сеятеля, разбрасывают его во все углы дома). Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем. Счастья будет вам горой, Урожая - воз большой. На столе всегда пирог, А теперь просим к столу. Угощайтесь, не стесняйтесь. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевых и личностных качеств учащихся. |
Приложение
Старинная русская народная игра «Бояре»
Правила старинной русской народной игры «Бояре»
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
Выбрав «невесту» продолжают игру.
Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.
Приложение 2