12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья16
1

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100», УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100», УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Везломцева Д.О.


В статье рассматривается проблема организации проектной технологии в различных образовательных системах. Цель статьи - проанализировать проектную деятельность в различных учебно – методических комплексах (образовательных системах), выяснить, какие виды и этапы проектов реализуются в УМК, оценить преимущества проектной технологии для младших школьников.

Ключевые слова: проектная технология, младшие школьники, УМК, образовательная система, личностно-ориентированное обучение, проект.

Современная школа в условиях ФГОС нацелена на то, чтобы воспитать человека, способного мыслить творчески, нестандартно, сформировать универсальное умение ставить перед собой задачи и уметь решать их. Важнейшим становится воспитание свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать из различных источников информацию и применять знания на практике, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно работать как в коллективе, так и индивидуально.

В педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, сочетающую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Цель нашей статьи состоит в том, чтобы изучить проектную деятельность в различных учебно – методических комплексах (образовательных системах) на основе анализа статей в профильной печати. Среди них: УМК «Планета знаний», образовательная система «Школа 2100», УМК «Школа России». В анализ работ вошли статьи А.В.Горячева «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100», О. Стрельцовой «Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний»», и Е.В. Быковой «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС».

А.В.Горячев рассматривает проектную деятельность школьников как модель профессиональной деятельности. О.Стрельцова считает, что «ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения». Е.В.Быкова в своей статье отмечает важность метода проектов – с помощью проекта повышается вероятность творческого развития учащихся. Можно сделать вывод о том, что проектная технология носит развивающий характер.

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается как основная форма внеурочной деятельности. Цель внеурочной проектной деятельности – реализация детьми способностей и потенциала личности. С помощью проекта у ребенка формируются коммуникативные навыки, организационные навыки, навыки работы с информацией, умение оценивать свои возможности. Внеурочная деятельность является двукомпонентной, так как работа над темой является познавательной деятельностью ребенка, а работа над проектом – комплексом деятельности, итогом которой служит творческий продукт. Целесообразно отметить, что проекты выполняются детьми на добровольной основе.

А.В.Горячев выделяет 5 этапов внеурочной деятельности: выбор темы, сбор сведений, выбор проектов, реализация проектов, презентации.

Тема для проекта должна быть обширна, чтобы дети смогли выбрать подтему исходя из своих интересов. Подтемы могут быть тематическими, связанными с разнообразными аспектами (историческими, например). Примеры творческих проектов в Образовательной системе «Школа 2100»: создание скульптур, рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

На этапе сбора информации учитель должен навести детей на самостоятельный поиск информации. Вся собранная детьми информация размещается в едином информационном проекте. Информационный проект помогает формировать навыки организации приобретенной информации.

При выборе проектов учитель знакомит школьников с множеством проектов и также дает возможность самим придумать проект. Проекты могут быть направлены как на индивидуальную и коллективную работу, так и на работу в малых группах.

Реализация проекта возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Презентация проекта – важный этап деятельности ребенка. Дети получают возможность показать то, что им удалось сделать и услышать оценку проекта.

В УМК «Планета знаний» проекты есть во всех учебниках по каждой учебной дисциплине. Подсказки, представленные в учебнике, облегчают детям работу над проектом. Например, в учебнике 3-го класса по литературному чтению, школьникам подробно описан план подготовки проекта.

В учебниках авторы предлагают разные виды проектов: творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

В качестве творческих проектов можно привести пример – после изучения алфавита детям предлагают творческие проекты - «Придумай свою азбуку на пальцах», «Составь “фруктовую” азбуку», «Театр живых букв», «Составь буквы из природных материалов».

Во 2 классе авторы акцентируют внимание ребят на информационных проектах. Например, в учебнике «Окружающий мир» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу со справочным материалом - энциклопедиями, посещение Политехнического музея и встречи с людьми науки. Таким образом, дети учатся работать с информацией.

В 4 классе дети сталкиваются с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края». Результаты этих исследований можно апробировать на практике.

Таким образом, содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Рассмотрим теперь проекты в УМК «Школа России». Учебно – методический комплекс «Школа России» предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности.

Подготовительный этап реализуется в первом классе. Детей только знакомят с проектной деятельностью, с планом, фиксированием промежуточных результатов. Они принимают участие в наблюдении.

Во 2 классе происходит работа со справочной литературой. Дети совместно с учителем составляют план, выступают с ним, делают самостоятельные выводы.

В 3 классе младшие школьники учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.

Самостоятельная работа над проектом осуществляется ребенком в 4 классе, происходит формирование и защита проекта, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя.

С первого по второй класс проекты носят коллективный характер. Учитель сам выбирает тему проекта. Дети учатся работать в коллективе, вносят свой вклад в общий проект.

Школьники в 3-4 классах знают, какая тема им интересна, и могут ее самостоятельно выбрать. Учитель может побудить ребенка к выбору темы, задав ему ряд вопросов.

Приведем примеры проектов, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках»,

2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».

В заключении можно подвести итог: все УМК, а именно: УМК «Планета знаний», образовательная система «Школа 2100», УМК «Школа России» реализуют проектные технологии. Во всех учебно – методических комплексах детьми осуществляются творческие, информационные и проектно-ориентированные проекты. Различна деятельность детей в 1-4 классах на этапах проекта в разных УМК.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.







Литература:

Стрельцова О. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» // Первое сентября. – 2009. - № 12.

Быков Е.В. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/06/23/organizatsiya-proektno

Основная образовательная программа начального общего образования для ОО, работающих по Образовательной системе «Школа 2100» // http://school2100.com/uroki/osn_programma/osn_programma1.php

Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - №5. С. 1- 6.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность. Опыт // http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45114

УМК «Планета знаний» // https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/planeta-znanniy/

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) //http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.