Предварительный просмотр презентации

Возростные особенности развитияречи детей дошкольного возроста

Первая младшая группа (от двух до трех лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года Обучение правильному произношению звуков , знакомство с понятием «звук» (Уточнение и закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих , свистящих и сонорных) Обучение воспроизведению звукоподражаний Обучение отчетливому и внятному произнесению слов Развитие слухового восприятия (Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. ) Развитие голосового аппарата, темпа речи (научить детей регулировать громкость голоса) Развитие речевого дыхания (научить малышей свободно, долго и плавно производить выдох через рот) Укрепление артикуляционного аппарата Развитие речевого слуха

Обследование состояния звуковой культуры речи детей в Первой младшей группе (от двух до трех лет) звуковая сторона речи детей (как ребенок произносит отдельные звуки, слова, сохраняет ли он слоговую структуру в трех, четырехсложных словах) голосовой аппарат (достаточно ли громко отвечает на вопросы) понимание речи (понимает ли речь окружающих, выполняет ли различны поручения по первому требованию) в начале года звуковая сторона речи детей (как ребенок произносит отдельные звуки, слова, сохраняет ли он слоговую структуру в трех, четырехсложных словах) умение пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносить звукоподражания и слова с различной громкостью) слуховое восприятие (уметь различать на слух различные звукоподражания, далекие и близкие по звучанию, дифференцировать громкость их произнесения) в конце года

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, многосложных словах, в словах со стечением согласных, и во фразах помогать усваивать новые звуки предупреждать закрепление неправильного произношения звуков обучение правильному произношению звуков ( понятие «звук».) координировать движения мышц языка, губ, нижней челюсти развитие артикуляционного аппарата научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью развитие голосового аппарата воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов помогает им осознавать звуковую сторону слова слышать в словах отдельные звуки развитие речевого слуха научить детей говорить не спеша менять скорость своей речи пользоваться интонационными средствами выразительности развитие правильного темпа речи выработки продолжительного и плавного выдоха через рот рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]). развитие дыхания и интонационных средств выразительности

Показатели развития Ребенок к концу года должен - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи. - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно , в словах и фразовой речи. - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи ( быстро — медленно ) , речевое дыхание. - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации. - понимать значение терминов «звук» и «слово».

Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года обучение правильному произношению звуков (понятие «звук») на пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]) отчетливо произносить слова и фразы навык умелого использования интонационных средств выразительности пользоваться умеренным темпом речи менять громкость своего голоса с учетом содержания высказывания интонационными средствами выразительности высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. развитие речевого дыхания удлиняется выдох гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд дети произносят фразы, состоящие из большего количества слов совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов. достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей  этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков развивает фонематическое восприятие формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия; сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания

Показатели развития Ребенок к концу года должен уметь : -правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ; различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ; делить слова на слоги ; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ; произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;

задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; продолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению), учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.

К концу учебного года ребенок должен : понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение» ; определять место звука в слове : в начале , в середине и в конце ; различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ; пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красные , твердые согласные — синие , мягкие согласные — зеленые) ; проводить звуковой анализ слов ; читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ; составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его. Показатели развития.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года развитие восприятия речи развитие речедвигательного аппарата формирование произносительной стороны речи развитие восприятия речи развитие речевого слуха (фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи ) совершенствование фонематического восприятия. артикуляционного голосового речевого дыхания правильное произношение звуков четкая дикция интонационные средства выразительности

Обследование состояния звуковой культуры речи детей в Подготовительной к школе группе (от шести до семи лет) определить наличие данного звука в слове выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов выделить слова с заданным звуком из фразы определить часто повторяемый звук в словах Фонематическое восприятие найти смысловые неточности в речи определить на слух громкость звучания голоса в речи определить на слух скорость звучания речи, ее интонационную выразительность определить на слух тембр голоса определить ударение в слове, его ритмическую структуру выделить акцентируемое слово во фразе выявить неточности в тексте и правильно подобрать рифму, подходящую по смыслу Речевой слух громкость чтения звукопроизношение интонационная выразительность скорость (темп) речи Произносительная сторона речи короткий слабый выдох речь на вдохе Речевое дыхание неправильное ударение диалекты просторечие Литературные нормы произношения

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.