Всероссийский конкурс поисково-исследовательских работ «Герои Великой Отечественной войны» «Солдат. Учитель. Гражданин.»

1
0
Материал опубликован 10 May

Приложение "Солдат. Учитель. Гражданин"DOCX / 5.24 Мб

/data/files/x1715339901.docx (Приложение "Солдат. Учитель. Гражданин")

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 74 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Владивостока».


Всероссийский конкурс поисково-исследовательских работ

«Герои Великой Отечественной войны»














«Солдат. Учитель. Гражданин.»




Подготовил:

Тодышева Олеся Сергеевна,

ученица 10 класса «В»

МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока».

Руководитель:

Петрова Ольга Владимировна,

учитель истории

МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока».

Адрес: 690021, г. Владивосток,

ул. Харьковская,7.















Владивосток,

2024 г.

Оглавление


Введение.. …………………………………………………………………………............................ 3
Глава
I. Истоки……………………………………………………………………........................... 4

Глава II. Дороги жизни…………………………………………………………......................... 6

1. Начало педагогической деятельности………………………………………................ 6
2. Жизнь фронтовика……………………………………………………………......................... 6
3. Возвращение к мирной жизни………………………………………………….................. 9
Заключение…………………………………………………………………………........................... 10

Приложение



Введение.


В нашей 74 школе города Владивостока есть музей. Бывая в нём, неоднократно обращала внимание на фронтовые письма, дневники, фотографии, папки с собранными учениками и учителями нашей школы материалами о Великой Отечественной войне. Они скромно лежат за витриной, они безмолвны, но именно эти данные так интересны нам сегодня, они свидетельства о наших земляках, храбро сражавшихся на фронтах той кровавой войны, а их было не мало. 230 тыс. приморцев получили боевые награды. 104 - присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.1 Среди этих героев, которые шли долгими, тяжелыми, пыльными дорогами войны до Берлина – был и Высочин Алексей Николаевич, именно о нём и пойдет речь. Алексей Николаевич прожил всего 50 лет, из которых 10 последних он был полностью парализован, но даже тогда, это был сильный духом человек, он не мог двигаться, но продолжал много читать, вспоминает его дочь2.

Цель: исследовать биографию нашего земляка, участника Великой Отечественно войны Высочина А.Н.

Гипотеза: если исследовать и проанализировать источники, я смогу узнать больше о нашем земляке, учителе, участнике Великой Отечественной войны, дошедшем до Берлина.

Объект исследования: история семьи, жизни и боевого пути Высочина А.Н.

Задачи исследовательской работы:

1) Подробно изучить семью Алексея Николаевича и его жизненный путь в военное и послевоенное время.

2) Обобщить полученные результаты в экспозиции школьного музея, создать экскурсию.

Методы исследования:

1) Изучение и анализ материалов школьного музея, домашнего архива семьи Высочиных.

2) Провести анализ исторических сведений и личных записей фронтовика.

В этом году, 9 мая исполнилось 79 лет со дня окончания Великой Отечественно войны. Всё меньше остаётся живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг - сберечь память о тех людях и священных годах.


Глава I. Истоки.


На старой любительской фотографии запечатлен советский офицер на ступенях разрушенного рейхстага (приложение№1 стр.1). Желание узнать больше о герое этого снимка стало отправной точкой моего исследования. Кто этот человек, этот герой, дошедший дорогами Великой войны до самого логова фашизма?

В ходе проведения работы установлено, что на снимке изображен мой земляк, житель Владивостока, преподаватель географии Высочин Алексей Николаевич.
Алексей Николаевич родился 10 мая 1910 года в селе Черниговке, Приморского края.

Последние материалы, которые попали к нам уже после смерти Эммы Петровны в 2016 году (дочери А. Н. Высочина) стали документы о его семье, начала прошлого, XX века. Его отец, Николай Филиппович Высочин (приложение № 2 стр.1), в 1901 году работал на Забайкальской железной дороге - плотником, о чем свидетельствует удостоверение, выданное 20 сентября 1901 г. Начальником Службы Подвижного Состава и Тяги г. Иркутска (приложение №3, стр.2).

10 февраля 1909 г. Николай Филиппович получил паспортную книжку, документ сохранился не полностью, но читается дата его рождения 8 мая, указан род занятий – мастеровой, отмечено, что женат, имя жены - Александра и вписаны годы рождения детей: Алексей – 1910 г. и Федор - 1919 г., указано место проживания (Черниговка), а также стоит отметка о получении паспорта в 1933 г. (приложение №4, стр.2).

В феврале 1930 г. Николай Филиппович был принят на должность плотника, механической мастерской, Бумажной фабрики с. Черниговка, Приморской губернии. С 8-часовым рабочим днем, на V разряд тарифной сетки, ставка 3 рубля 0,37 коп. в день. Эти данные из Расчетной книжки 1930 г. (приложение №5, стр.3).

Семья Высочиных из середняков, о чем свидетельствуют справки, выданные Черниговским Сельским советом. В справках отмечается, что семья не лишена избирательных прав голоса. В одной из справок перечислены годы рождения отца - 1877 г., матери -1882 г., и брата Федора - 1919 г. (приложение №6, стр.4)

В 1928 г. Алексей Николаевич закончил Черниговскую школу II ступени, Владивостокского округа, Дальневосточного края (приложение №7, стр. 4). В удостоверении об окончании школы отмечается, что за время обучение Высочин принимал активное участие в самоуправлении, культурно-просветительной работе, был членом ВЛКСМ, а также «обнаружил особую склонность к литературному творчеству» (пунктуация сохранена). Здесь же стоит отметка о получении в 1933 г. паспорта.

Итак, все эти данные дают возможность узнать о семье А. Н. Высочина, о его происхождении.



Глава II. Дороги жизни.

1. Начало педагогической деятельности.



После окончания школы, в возрасте 18 лет начал педагогическую деятельность в деревне Реттиховка (приложение№8, стр. 5). С юности Алексей Николаевич активный участник общественной жизни, член ВЛКСМ. В 1930 г. участвует в 1-ой Черниговской Районной конференции ОДН (приложение №9, стр.5).

Совмещая работу с учебой во Владивостокском и Иркутском заочном пединститутах в 1941 году, завершил высшее образование.



2. Жизнь фронтовика.


В первые же дни войны Алексей Николаевич был призван на фронт. Принимал участие в боевых действиях на Западном фронте в качестве офицера танковых войск (командир самоходного орудия), в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды (приложение№10, стр.6). Воевал в Польше, дошел до Берлина. События военного времени побудили его записывать свои впечатления в фронтовой дневник, хотя вести записи о происходящем категорически запрещалось.

Дневник представляет собой блокнот в зеленом переплете. А.Н. Высочин подробно описывал фронтовую жизнь (приложение№11 стр.7).

Сравним события конца марта 1945г. Описанные в фронтовом дневнике и сводку информбюро.

В сводке информбюро значится: «23-24 марта 1945 г. Войска 2-го Белорусского фронта, продолжая наступление на Данцигском направлении, вышли на побережье между Гдыней и Данцигом, разрезав тем самым
группировку немцев на две части…»
3

Об этих событиях в дневнике запись: «24.03.45г. Ночью немного отдохнули, как и всегда в эти дни в танке на своем сидении. Артиллерийская, минометная и пулеметная канонада не смолкает. Стреляют без конца. Впрочем, здесь есть свои «производственные» термины говорят не стреляют а «Катюша поет», «скрипач играет…». В начале это было непривычно для окружающих. Теперь свыкся. Все это вошло в норму и стало в порядке вещей. Выстрелы уже не пугают и не смущают. Все это является обычным на фронте. С ним сживаешься, как и со многим, чего нет в тылу... Целый день ожесточенный огонь всех родов оружия с обеих сторон… Масса убитых и фрицев и наших… Подошли к вечеру к поселку Шигау. Немцы жестоко сопротивляются. Держатся за каждый клочок земли. Вчера вечером один фриц забрался на самоходку. Хотел наверное пристрелить расчет, гранатой убили его. Такая же история повторилась с 5-ой машиной. Рокоссовский выбросил обращение к гражданам Гдыни и Данцинга прекратить бессмысленные сопротивления и сдаться в плен»4.

Эти строки позволяют понять мысли, чувства, личный взгляд человека - солдата пережившего военное лихолетье. Сравнивая военную сухую сводку с записями фронтовика, понимаешь ценность сохранившегося документа. Удивляет скрупулезность и точность, с которой сделаны записи минувших дней. Так может писать только человек, много читающий, изучающий и интересующийся всем.

А вот как фронтовик описывает встречи на дорогах войны: «По дорогам идут и идут без конца пленные полячки и наши русские, освобожденные Красной армией. Дорожные работы выполняются военнопленными…Едут и идут по шоссейной дороге без конца. Едут на велосипедах, детских колясках, телегах, фургонах, автомобилях…С продуктами у проезжающих дело обстоит плохо. Обращаются к нам и мы выручаем. Особенно русских и поляков (приложение№12 стр.8)…».5

Среди записей дневника можно встретить личные переживания фронтовика о брате Федоре, из бесед с дочерью Алексея Николаевича я узнала, что его брат в 1942 погиб в боях за Москву (приложение №13 стр.8)

Особое место в дневнике отводится описанию жизни Польши и Германии в период пребывания там советских войск. Алексей Николаевич, находясь в послевоенном Берлине, будучи учителем в мирной жизни на страницах дневника делится впечатлениями о немецкой школе: «3-го июля 1945 год вторник. Попал в немецкую школу. Знакомился. Школа видимо в зимнее время не работала и была использована как казармы. Об этом свидетельствуют кровати, оставшиеся в классах… В каждом классе есть термометры. Рядом с дверьми смотровая щель. Достаточное количество шкафов, тумбочек. Была масса наглядных пособий. Часть их растащили, часть поломали, а часть погибла при обстреле…Нашел букварь и послебукварную книгу для чтения. Чуть ли не на каждой странице дифирамбы Гитлеру, его портрет, фашистская свастика и др. И букварь и книги замечательно и многокрасочно оформлены…О содержании, конечно говорить не приходится».6

Эти данные действительно являются ценными, т.к. это впечатления конкретного человека, его чувства и эмоции, его отношения к происходящим событиям.







3. Возвращение к мирной жизни.

Несмотря на предложение командования остаться на военной службе Алексей Николаевич демобилизовавшись в 1946 году, возвращается к педагогической деятельности. С 1946 года он работает преподавателем географии в мужской средней школе №75 г. Владивостока (приложение №14, стр.9). В 1946-1948гг. преподает в краевой двухгодичной партийной школе при ДВГУ (приложение №15, стр.9). А с 1948 года становиться деканом заочного отделения естественно-географического учительского института города Владивостока (приложение №16 стр.10).

Занимался Высочин и научной работой. В нашем школьном музее хранится диссертационная работа Алексея Николаевича о городе Владивостоке, где он подробно рассматривает становление и развитие города со дня его основания, пишет о первых поселенцах, об экономическом развитии Владивостока в 60-80х гг. XIX в, о его благоустройстве. Много сведений он берет из источников XIX- XX вв. Есть в нашем школьном музее очень интересная брошюра Высочина «Словарная работа при изучении города» - это своего рода географический словарь Владивостока, где автором дается расшифровка и объяснение 50 наименований различных точек города.

Алексей Николаевич вел большую общественную работу, руководил секцией Владивостокского отделения Географического общества. В семье Высочина сложилась учительская династия, жена Мария Яковлевна многие годы педагогической деятельности провела в стенах Гимназии №1. С 1939-1966гг. работала учителем русского языка и литературы в Средней женской школе №1г. Владивостока (приложение №17, стр.10). Дочь Лукьянова Эмма Петровна также продолжила семейные учительские традиции. После окончания женской школы №1 и филологического факультета ДВГУ 6 лет с 1956 – 1962 год проработала в стенах родной школы, учителем русского языка и литературы. Позднее продолжила педагогическую деятельность в учебном пункте Хабаровского электротехникума связи в г. Владивостоке (приложение №18, стр.10).

От полученных на фронте ран Алексей Николаевич Высочин скончался 6 сентября 1960 года.

Судьба Алексея Николаевича, как судьба многих других людей, чья юность выпала на «роковые сороковые» проста и героична одновременно. Он стал солдатом грудью защитившими свою страну, патриотом, истинно и верно любящим свою землю, гражданином, нашедшим свое призвание в послевоенное время. Именно таким и был Высочин А.Н.- солдат, учитель, гражданин. Об уникальности и таланте этого человека свидетельствуют экспонаты нашего школьного музея - его дневники, научные работы, карточки собранные для уроков географии, старые уже пожелтевшие от времени фотографии. И как бы много он сделал, если бы не умер так рано!



Заключение.

Война уходит от нас все дальше и дальше. Уходят от нас и ветераны. С каждым годом их, очевидцев и участников трагических событий, тех, кто не на словах, а на деле защищал Родину, становиться все меньше и меньше. А.Н.Высочин один из тысяч приморцев, спасших не только нашу страну, но и народы Европы от фашистских захватчиков. Его с гордостью можно назвать «Солдатом. Учителем. Гражданином». Сегодня имя и жизнь нашего земляка А.Н. Высочина, благодаря нашему музею, стало известно сотням школьников, их родителям, жителям нашего микрорайона. А ведь, сколько ещё, неизвестных солдат не похоронено, родственники ещё скольких пропавших без вести не знают о судьбе своих близких. Очень хочется, чтобы не осталось безвестных героев, чтобы память хранила имена защитников Отечества, и, говоря о тех страшных годах можно было бы сказать: «Никто не забыт, ничто не забыто!».



Список используемой литературы.

Источники:

1. Архив музея МБОУ «СОШ №74г. Владивостока». Дневник А.Н. Высочина.

2. Интервью с дочерью А.Н.Высочина – Э.П.Лукьяновой, март, 2014 г.

Учебная литература:

1. Ларин В.Л.. История Приморского края., В., Дальнаука.,1998г.


Интернет ресурсы:


1. http://great-victory.ru – Сводка совинформбюро от 23-24 марта 1945 г.



1 Ларин В.Л.. История Приморского края., Владивосток., Дальнаука.,1998г. стр.142

2 Материалы музея «Боевой Славы» МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока». Из интервью с дочерью А.Н. Высочина – Э. П. Лукьяновой, март 2014 г.

3 http://great-victory.ru – Содка совинформбюро от 23-24 марта 1945 г.


4 Архив музея МБОУ «СОШ №74г. Владивостока». Дневник А.Н. Высочина.

5 Архив музея МБОУ«СОШ №74г. Владивостока». Дневник А.Н. Высочина.

6 Архив музея МБОУ«СОШ №74г. Владивостока». Дневник А.Н. Высочина.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации