Введение в иудейскую духовную традицию
Цель: Сформировать первичные представления об иудаизме как национальной религии, о месте иудаизма в системе мировых религий.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятием «иудаизм».
2. Выяснить историю и правила иудейской культуры и религии.
3. Объяснить ценность духовной культуры иудаизма.
Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, кроссворд, составление таблицы.
Средства: мультимедийная презентация, текст об истории иудаизма (http://ponjatija.ru/node/14170 ).
Ход классного часа:
1. Вызов
-Ребята, скажите, какие ассоциации приходят к вам, когда вы слышите слово культура? (Учащиеся называют слова, которые у них ассоциируются со словом культура).
-Какие слова у вас ассоциируются со словом религия? (Учитель записывает слова на доске).
1 ученик читает карточку - определение слова «культура» - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/30283/культура)
2 ученик читает определение слова религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.(https://gufo.me/dict/bse/Религия )
2. Осмысление
-Как вы думаете, почему появилась вера во что-то сверхъестественное? (Ответы обучающихся).
-Человек не мог объяснить многое, что происходит рядом с ним и стал считать, что это кто-то руководит всем. И этот кто-то невидим. Следовательно, религия – это вера в Бога. Мы сегодня начинаем говорить об иудаизме. Эта религия самая древнейшая, связанная с понятием «монотеизм». Если в первобытном обществе, в Древней Греции и Риме верили во многих Богов, то иудаизм – это вера в одного Бога.
Работа с тестом
а) чтение
- История иудаизма на территории России и соседних стран насчитывает почти 2000 лет. В первых веках н.э. иудейские общины существовали в греческих поселениях в Крыму. По представлениям иудаизма, Бог господствует над всем существующим. Бог недосягаем и непостижим, поэтому в иудаизме принято описывать Его только через отрицания (не ест, безгрешен, бессмертен и т.д.). Любые изображения Бога (скульптуры, иконы) запрещены.
-Книга, в которой записано все, во что верят иудеи, стала их Священным писанием. Свое священное писание иудеи называют Танах.
- Тора (учение) – это главный иудейский Закон, устанавливающий для евреев нормы и правила поведения, указывающий ему цель в жизни. Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней все новые и новые смыслы (https://jhist.org/traditions/orculture_03.html)
-Для иудея самое важное – соблюдать заповеди. Первыми были 7 заповедей сыновей Ноаха, относящихся ко всем народам и ставшие основой общечеловеческой морали. Евреи, как избранный народ, получили вместе с Торой много других заповедей. Это говорит не столько о привилегированности их положения, сколько о наложении на них дополнительных обязательств, поскольку народ Книги должен быть образцом для всех народов.
- Десять заповедей, которые легли в основу еврейской религии и нравственности:
1. Я – Бог, Всемогущий твой, который вывел тебя из земли Египетской.
2. Не поклоняйся идолам.
3. Не произноси Имени Бога попусту.
4. Соблюдай святой Шабат.
5.уважай своего отца и свою мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не будь лжесвидетелем.
10. Не желай имущества твоего ближнего.
-Милосердие и благотворительность, проявление сочувствия к ближнему в виде моральной и материальной поддержки являются одними из основных предписаний иудаизма и часто упоминаются в Торе и Талмуде. По мнению одного из мудрецов Талмуда, «благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам, вместе взятым».
-Семейное согласие – одна из важнейших ценностей в иудаизме. Многие заповеди направлены на гармонизацию отношений внутри семьи. Первая из них – это заповедь «чти отца твоего и мать твою». В Талмуде объясняется, что отец назван первым, т.к. ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца. (http://ponjatija.ru/node/14170 )
б) Беседа по тексту
-Сколько лет иудаизму? (Ответы обучающихся)
-Почему иудаизм является монорелигией? (Ответы обучающихся)
-С чем можно сравнить 10 заповедей иудеев? (Ответы обучающихся)
в) «Соответствия»
- Соедини стрелками части каждого высказывания
Тора - |
Заповеди |
Танах - |
Главный иудейский Закон |
Для иудея самое важное соблюдать - |
Священное писание |
г) Работа со словом
-Обратимся к третьей заповеди. Как же иудею называть Бога? (Ответы обучающихся)
Царь, Судья, Учитель, Пастырь, Спаситель. (Работа над этими понятиями)
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
По горизонтали |
4. Прародитель израильского народа, пророк Ветхого Завета
7. Еврейский служитель
8. Брачный документ, вручаемый невесте
По вертикали
1. Еда, которую разрешено употреблять в пищу
2. Праздник, отмечаемый евреями ежегодно в память о спасении из египетского рабства
3. Обряд, совершаемый в конце выходного дня, чаще всего субботы
5. Еврейский религиозный служитель
6. Священный город в Израиле
3. Рефлексия
- Можно ли отнести учения иудейской культуры к духовным ценностям? (Ответы обучающихся)
- Что нового узнали? (Ответы обучающихся)
- Над чем вы бы поразмышляли после урока? (Ответы обучающихся)
Кияйкина Наталья Федоровна
Тарунина Вера Александровна