Вводный урок литературы в 11 классе «ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности»
Вводный урок литературы в 11 классе
Белицкая Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтерская гимназия»
Тема: «ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Новая картина мира и новые принципы отражения действительности».
Теория литературы. Декаданс и модернизм.
Межлитературные связи. Декаданс в европейской литературе. Защита личности и культуры в художественных произведениях выдающихся писателей ХХ столетия.
Межпредметные связи. История. Общественно-политическая жизнь России ХХ века. Изменения в социальном укладе Европы второй половины ХIХ века. Философия. Теории К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда и др.
Цели.
Предметные: помочь учащимся осмыслить особенности литературных процессов 20-го века в системе мирового литературного процесса, научить составлять план лекции учителя ,готовить информационного сообщения по данной теме.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, вырабатывать гражданскую гуманистическую позицию, ответственное отношение к природе, проблемам «механизации» человека, собственным поступкам; развивать умение быть вдумчивым читателем.
Метапредметные: умение ставить цели и достигать их, планировать учебное время и общие способы работы, систематизировать материал, схематизировать, формировать способность построения индивидуальной образовательной траектории.
Структура: установочно- мотивационный модуль.
Мини – модуль № 1.
Оргмомент. Мотивация. Сообщение плана работы по теме.
Постановка целей и задач.
Мозговой штурм. Актуализация знаний по теме: «Мировой литературный процесс»
Составление таблицы – схемы по презентации, заполнение примерами из мировой литературы.
Итог модуля.
Мини – модуль № 2
Противостояние элитарности и массовости: замкнутость «искусства для избранных» и наступательный пафос поп-культуры. Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм (а также их множественные течения) как ведущие явления в литературе и других видах искусства. Феномен русского соцреализма, особенности его существования и разрушения.
Характеристика учебника и хрестоматии.
Просмотр презентации «Литература 20 века». Подготовка круга вопросов для обсуждения.
3. Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.
Новое искусство ХХ века – это многообразие течений и направлений. Творчество его отдельных представителей вообще не вписывается в рамки каких-либо художественных течений. Кроме того, многие представители авангарда в разное время создавали произведения, которые теперь причисляются к различным авангардистским течениям.
Не существует единство мнений даже в вопросе выбора обозначения искусства ХХ века. Одни специалисты предпочитают понятие модернизм (в таком случае возникает путаница с понятием модерн – так назывался художественный стиль в архитектуре, дизайне, прикладном искусстве начала ХХ в.). Другие ученые предпочитают понятие «авангард». В большинстве случаев под модернизмом (или авангардом) понимают именно совокупность нетрадиционных течений.
4.Индивидуальные сообщения учащихся.
Главные стили ХХ века — фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, метафизическая живопись, поп-арт, оп-арт, акционизм, лэнд-арт и стрит-арт. Большинство течений в искусстве были откликом художников на исторические события, политические и общественные настроения, на развитие философских идей.
5.Теория литературы. Декаданс и модернизм.
Декаданс - это первая стадия в развитии модернизма, характеризующаяся преимущественно упадочными настроениями и пессимизмом, самодовлеющим эстетизмом и отходом искусства от общественных проблем. Возникнув первоначально во французской культуре (во Франции даже выходили журналы «La Decadence» («Упадок» ) и «Le Decadent» («Декадент»), декадентство стало общеевропейским настроением. Декадентов определяли, скорее, не по формальным, эстетическим, а по мировоззренческим и тематическим признакам.
Тоска, разочарование, неверие в идеалы, болезнь, смерть стали как любимыми темами декадентской литературы и живописи, так и психологическими характеристиками их авторов.
Опору для своих пессимистических умонастроений декаденты находили у философов Ф. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Главным, основополагающим в мировоззрении декадентов становится принцип всеобщей относительности: веры и неверия, добра и зла, высокой любви и физических наслаждений. Любимые темы декадентов: тоска, разочарование, смерть, одиночество. Во многом они опиралась на учения философов (Ф.Ницше,Э.Гартмана).
Декадентство было, скорее, настроением и психологической окраской поэтому не стало особой эпохой. Декаданс не стал в искусстве особой эпохой, “чистых” декадентов было немного. Пытаясь художественно осознать своё умонастроение, сформулировать программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов.
Декадент - это ярлык, навешенный традиционалистически настроенными критиками на художников, придерживающихся высоких эстетических требований. Прямолинейный и разоблачительный реализм не принимал художественных исканий, которые были окрещены "декадентскими" и "формалистическими. Традиционно относили к "декадентам" Г. Моро и др. символистов (Пюви де Шаванна, А. Бёклина и др.) , некоторых прерафаэлитов (Берн-Джонса, Россетти) , О. Бердслея, членов кружка "Мир искусства" - К. Сомова, А. Бенуа и некоторых других.
Целью модернизма становится обоснование принципов нового искусства, отвечающего современности. Современность модернисты, вслед за декадентами, понимают как время, когда основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и поэтому искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Модернисты ориентируются на городскую, урбанистическую культуру вместо культуры деревенской, пытаются использовать в своём творчестве принципы современной науки (теорию относительности А. Эйнштейна, позднее — психоанализ З. Фрейда), но, с другой стороны, часто говорят об исчерпанности рационалистического подхода к действительности, характерного для реализма, и воспевают иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв.
Модернизм пытался создать целостное мировоззрение из противоположностей: науки и “новой”, светской религии, ориентации на старую традицию и разрыва с традицией ближайшей, интереса к глубинам человеческого сознания и воспевания поглощающей личность “массы”.
6.Итог модуля
Мини – модуль № 3.
1.Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.
Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
2.Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе.
3. Глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.
4. Три основных направления русской литературы.
Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок.
5. Презентация . «Основные темы и проблемы в русской литературе 20 века»
6. Дискуссия «Трагическая обреченность человечности».
7. Домашнее задание. Подготовить развернутый ответ по одной из проблем, затронутых в дискуссии.
Белицкий Александр Федорович