Технологическая карта урока математики на тему «Взаимно обратные числа» (6 класс)
Технологическая карта урока математики в 6 «А» классе.
Учитель: Семерня А.А.
Дата: 24.11.2021 год
Тема: Взаимно обратные числа
Дидактическая цель урока: ввести понятие взаимно обратных чисел, сформировать умение находить взаимно обратные числа при решении упражнений, повторить правило умножения дробей, сокращение дробей, развивать логическое мышление обучающихся.
Цели по содержанию:
- обучающие: понимать, какие числа называются взаимно обратными, какое число является обратным самому себе, записывать число, обратное дроби, натуральному числу, смешанному числу.
- развивающие: развивать навыки устного счета, умение анализировать, сравнивать, умение обобщать и делать выводы; - воспитательные: развивать познавательный интерес, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости при достижении цели; сопереживать партнеру; воспитывать чувство готовности прийти на помощь другому. Задачи урока: развитие навыков счета; создание ситуации для самостоятельного введения понятия взаимно обратных чисел, умение проверять, являются ли данные числа взаимно обратными, умение находить число, обратное данному числу. Тип урока: академический урок, открытие новых знаний. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально – личностного обучения. Оборудование: Учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Н.Я. Виленкин и др.], мультимедиа проектор, компьютер, веб-камера, интерактивная доска.Технологическая карта урока математики в 6 классе
по учебнику Н. Я. Виленкина, В.И.Жохова, А. С. Чеснокова и других.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент (1 мин) |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. На доске высказывание «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» Н.Н.Лобачевский
В начале и конце урока проводится психологическая разминка. Её цель - определить эмоциональное состояние учащихся. На доске нарисована яблоня ожиданий. У каждого ученика есть три яблока - шкала для определения эмоционального состояния. Красное – настроение прекрасное, жёлтое – волнуюсь, зелёное – плохое.
Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас настроение улучшилось.
|
Включаются в деловой ритм урока.
Каждый ученик приклеивает яблоко на яблоню ожиданий того цвета, которое отражает его настроение. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и умений (5 мин) |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Как умножить дробь на натуральное число? Как выполнить умножение двух дробей? Как выполнить умножение смешанных чисел? Устная работа: 1) представить числа в виде неправильной дроби: ; ; ; ; 2) Выполните умножение: а) ; б) . Используя правила умножения дробей, выполните следующие задания: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) 2,5*0,4=1. Что общего во всех этих примерах? Ребята, как вы думаете, как можно назвать числа и . Сформулируйте тему нашего урока: Взаимно обратные числа. А теперь попробуйте сформулировать определение взаимно обратных чисел. Запомните. Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными. , где , .
|
Отвечают на вопросы.
- Устно считают. Ответы спрятаны под волшебными чернилами.
Во всех примерах значение выражения равно 1. Предлагают варианты названий. Записывают тему урока и правило в тетрадь. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: умение строить речевое высказывание; сравнение, анализ объекта |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 мин) |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Укажите пары чисел, в которых числа взаимно обратны: и ; 2) и ; 3) и ; 4) и 2,2 ; 5) и 7 ; 6) и 0,8 ; 7) и . Какие пары не являются взаимно обратными числами? Найди число, обратное данному: 1) 2) 3)
5) 10 6) 9 3 - Внимательно посмотрите на выражение. Кто может сразу сказать, чему равно его значение? - Объясни, как ты получил результат.
|
Взаимно обратны: 1), 2), 5), 6) и 7). Не являются взаимно обратными: 3), 4).
Указывают пары чисел.
Если число умножить на какое-то число, а затем умножить на обратное число, то получится само число.
|
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические УУД - сравнение, анализ, выдвижение гипотез. |
4. Первичное усвоение новых знаний и способов усвоения. Первичное закрепление (7 мин) |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
|
Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно простыми. 2) Чтобы записать число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами. 3) Чтобы записать число, обратное натуральному, надо в числитель записать 1, а в знаменатель – само натуральное число. 4) Чтобы записать число, обратное смешанному числу, надо: 1) представить его в виде неправильной дроби; 2) числитель и знаменатель поменять местами. |
На партах лежат конверты, в них находятся определения, разрезанные на части. Эти определения надо восстановить.
|
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств. |
5. Физкультминутка. (3 мин) |
Обеспечение снятия утомления.
|
10 раз сильно зажмурить глаза. Учитель называет число: Если число смешанное – то ученики подпрыгивают Если обыкновенная дробь – то приседают Если натуральное число – то хлопают в ладоши |
- Выполняют физические упражнения, гимнастику для глаз. Проводит учитель.
|
|
6. Решение задач. (15 мин)
|
|
Задание 1. - Все ли числа имеют обратное число? - Есть ли числа обратные сами себе? Задание 2. Игра Вставьте пропущенное число: ; ; . Задание 3 Из приведённых на доске чисел, не выполняя умножения, выпишите пары чисел, которые на ваш взгляд являются взаимно обратными: ; 4 ; ; ; ; ; ; ; . Задание 4. Выполните тест: а) Укажите число, обратное числу 1) ; 2) ; 3) ; 4) б) Укажите число, обратное числу 0,6 1) ; 2) ; 3) ; 4) Задание 5. Самостоятельная работа I вариант Найдите число, обратное: а) ; б) ; в) 0,9. II вариант Найдите число, обратное: а) ; б) ; в) 0,02. Задание 6. Отгадайте ребус:
|
Задание 1.- Какое число не имеет обратного? - Какое число обратно само себе? Задание 2. Второй множитель на флипчарте скрыт под волшебными чернилами. Можно поговорить о неизвестном множителе и действии делении. Задание 3.
и ; 4 и ; и ; и . Задание 4. Верные ответы: а) 3
б) 4 Задание 5. Задания распечатаны на листочках и вложены в конверты. Ученик выполняет на этом листочке свой вариант, затем обмениваются листочками с соседом по парте и выполняют проверку работы, выставляя оценку. В конце урока конверты сдают учителю.
Задание 6. Дробь
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Информация о домашнем задании (2 мин) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
- Запишите домашнее задание на завтра: п.16-читать, учить определение, №591(а), №592(а,в,д), №593.
|
Записывают домашнее задание.
|
|
8. Рефлексия. Итоги урока. (5 мин) |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Оценка деятельности некоторых учащихся Оцените свое самочувствие, что нового узнали, трудно ли было. Спасибо за урок! |
Каждый ученик приклеивает яблоко на яблоню ожиданий того цвета, которое отражает его настроение в конце урока.
Красный – урок очень интересный Жёлтый – урок понравился, но я не совсем справился Зелёный – было скучно, я ничего не выполнил |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.
|
Прогнозируемые результаты:
Понимать, какие числа называют взаимно обратными.
Понимать, какое число является обратным самому себе.
Уметь записывать число обратное дроби, натуральному числу, смешанному числу.
Самостоятельно оценить уровень усвоенных знаний.
Уметь объективно оценивать своего партнера.