Взаимодействие учителя -логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
Родительское собрание на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». Учитель – логопед: Голошумова Мария Дмитриевна Цель: создание единого коррекционно - развивающего пространства с родителями. Задачи: - повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; - формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений; – - обучать родителей конкретным приемам логопедической работы. Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Голошумова Мария Дмитриевна. Хочу рассказать вам немного о структуре логопедической работы. Часто родители считают, что логопед занимается только исправлением звуков речи. Но это лишь один из аспектов логопедического взаимодействия. Организация работы в логопедической группе. Логопедическая работа с детьми проводится следующим образом: 3 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. На подгрупповых занятиях выделяются: Лексико-грамматическое направление. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа: - по расширению и активизации словаря детей; -по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже); - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения; - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д. Развитие связной речи включает обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок. Фонетико-фонематическое направление. На этих занятиях дети изучают звуки. Существует разница между понятиями звука и буквы: звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем. Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). А также на таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Для того, чтобы предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»). Индивидуальная работа с детьми проводится в следующих направлениях: - проверка, отработка домашних заданий; - закрепление материалов фронтальных занятий; - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания; - артикуляционные упражнения; - дыхательная гимнастика (формирование длительной, плавной, сильной воздушной струи для правильного произношения звуков); -пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук); - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков. Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке. Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Работа в домашних логопедических тетрадях. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Определенные правила работы в домашних тетрадях: Тетрадь домашних заданий выдается в пятницу и возвращается в понедельник. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно перед зеркалом. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами. Хочу рассказать о некоторых заданиях для домашнего выполнения. В каждой тетради вклеен комплекс артикуляционной гимнастики. Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она? Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Польза артикуляционной гимнастики: - улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка; - навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений; - снижение напряжённости артикуляционных органов; Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: - гимнастику нужно выполнять ежедневно в течение 5-7 мин. в день. - сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт (до 5 или 10). Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла. Упражнения для речевого дыхания. Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример: «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш») Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда и воспитателя, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога. Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы индивидуально. Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа. Спасибо за внимание! |
|