12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена8

КГБУСО «КРАЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «РОДНИК»






Программа психологического тренинга для родителей

«Я и мой ребенок»

Оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья,

в рамках проведения цикла мероприятий

« ЛУЧИК СВЕТА ПОДАРИ»







Программа разработана

педагогом-психологом

Е.В.Кривых

2023г.






Пояснительная записка


Эффективной формой профилактики эмоционального выгорания родителей я считаю психологические тренинги, которые позволяют:

познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);

развить навыки управления стрессом и позитивного мышления;

снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость.


Благодаря участию в тренинге, родители имеют возможность не только получить психологическую поддержку , но и обменяться опытом и личными наработками с другими родителями, получить их поддержку.


Цель: улучшение психоэмоционального состояния родителей и содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы тренинга :

поиск и актуализация внутриличностных ресурсов;

снятие физического и психоэмоционального напряжения родителей;

способствованию осознанию родителями своего восприятия ребенка;

создание и укрепление отношений между семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.


Предполагаемые результаты реализации программы тренинга:

Результатом реализации программы должно стать:

оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций;

овладение родителями психологическим приемам саморегуляции;

формирование у родителей активной жизненной позиции.


Форма проведения тренинга: создание круга, свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Формы работы:

работа в подгруппах; группе.

индивидуальная работа.


Методы работы:

беседы, дискуссия;

упражнения игровые;

релаксационные упражнения;


Ход тренига:

1.Приветствие

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Я искренне рада видеть вас на групповом тренинге.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями имеющих детей ОВЗ в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — психоэмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологами отмечается, что родители, которые воспитывают детей с ОВЗ, испытывают колоссальное психоэмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.


2. Психодиагностика «Я и мой ребенок».


Материалы и оборудование: лист бумаги и карандаши.

Инструкция: Предлагаю на одной половине листа написать продолжение фразы: «Мне нравится быть родителем, потому что...», - а на другой: «Мне не нравится быть родителем, потому что...» и за тем сравнить, что написали другие и найти тех, чьи проблемы наиболее близки и созвучны с вашим.

Обсуждение:

легко или трудно было выполнить это упражнение и почему?

какие радости или проблемы показались неожиданными?


3. Упражнение «Нравится – не нравится».

Инструкция: Я предлагаю завершить фразу «Меня радует в моем ребенке…» и «Меня огорчает в моем ребенке…».

Легко ли было выполнить это упражнение?

Что тяжелее было писать, то, что радует вас в ребенке или, то, что огорчает?


«Искусство быть счастливым»


4. Упражнение «Счастливая шляпа»

Материалы и оборудование: «Шляпа счастья», карточки с ситуациями.

Инструкция. Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Шляпа счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения шляпу счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эту шляпу, становился самым счастливым человеком. Шляпа исполняла все его желания. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу, и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека - оптимист

- На работе задержали зарплату (пособие и т.д.).

- По дороге на прогулке с ребенком вы сломали каблук.

- Ваш ребенок получил двойку.

- Вы внезапно заболели.

- Вас бросил муж.

- Вы попали под сокращение из за частых «опрашиваний», больничных по уходу за ребенком в период его болезни.

- Вы не смогли летом уехать куда-нибудь в отпуск из за болезни ребенка

- Вы опаздываете на работу, спешите к остановке – и начинается проливной дождь, а зонта, как выясняется, нет

- Вы постоянно думаете о том, что вы одиноки со своими проблемами

- по дороге в центр ваша машина сломалась.

- В торговом центре на вашего ребенка прохожие и покупатели смотрят искоса .

-Вам сообщает врач, что ваш ребенок возможно появится на свет не такой как все, особенный.

-Мы посещаем детские площадки: мамы других малышей со мной общаются, я вижу, что они понимают, что мой ребенок с особенностями, но они не только  часто не хотят нас поддержать, но категорический высказываются о «вреде» общения их детей с моим.



Психолог: Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам. Давайте будем учиться находить положительные моменты во всем. Радоваться мелочам, помогать друг другу, уметь расслабляться, находить внутренние силы для выполнения сложных задач.


5.Рефлексия «Чудесный ларец»

Материалы и оборудование: ларец.

Инструкция: Предлагаю образно положить в чудесный ларец пожелания нашей группе и взять с собой то, что вам в жизни не хватает (смелости, уверенности и т.д.)


6. Упражнение-медитация «Сад моей души»

Релаксация «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.


Материалы и оборудование: ноутбук с колонками, медитационный текст.


7.Завершение « Притча о двух Ангелах»

Притча

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

-Не все является тем, чем кажется,

- ответил спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову».



ИТОГ:

Психолог. Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.