Внеклассное мероприятие «Я помню. Я горжусь»
Введение
Обоснование выбора темы
Героический подвиг жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны, уже много лет является примером стойкости и мужества простых людей.
А нас заинтересовали истории ребят 10-12 летнего возраста, которые жили в блокадном Ленинграде, в районе малой Охты, в том районе, где находится наша школа.
Мы начали собирать информацию, наводили справки о том, какие объекты во время блокады города находились рядом с нашей школой. Информацию брали из различных источников. Некоторые ребята интересовались у своих дедушек и бабушек, коренных жителей Санкт-Петербурга. Другие ребята просматривали исторические книги, и беседовали с учителями истории.
Собрав нужную информацию, мы постарались, не на долго окунуться в ту атмосферу, которая была здесь много лет тому назад.
Итогом нашего исследования стал видеофильм, в котором мы постарались, используя кадры военной хроники и артистизм ребят класса, показать жизнь блокадного Ленинграда.
Я думаю, что этот фильм может быть интересен как ученикам младших классов, так и всем тем, кто интересуется историей своего города.
Цели и задачи
Цели работы:
- познакомиться с историей нашего района в дни блокады Ленинграда,
- сформировать у учащихся навыков работы с информацией.
Задачи работы:
- включение в творческий процесс учащихся,
- воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.
Методы работы:
При создании работы мы использовали различные источники данных. Были использованы устные рассказы людей, живущих в Санкт-Петербурге, рассказы учителей истории. Большое количество статей было найдено в русскоязычных ресурсах интернета. Например: страница Моя Малая Охта открыла рубрику «Мы гордимся! Расскажем о жителях округа, которыми мы гордимся!». На основании этих исторических данных мы составили диалоги детей, которые могли быть во время блокады.
Учащиеся класса сыграли роли детей. Получился документально-игровой видео фильм. На основе материалов, отражённых в фильме, мы создали текст небольшой экскурсии для младших школьников, по историческим местам Малой Охты, во время блокады Ленинграда.
Основная часть
Глава 1. «1 экскурсовод»
- Здравствуйте. Наша экскурсия пройдёт по улицам, расположенным рядом с нашей школой и расскажет, каким было это место во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде. Как здесь жили и трудились такие же ребята, как и мы с вами.
Каким было их блокадное детство. И как они смогли пережить все ужасы блокады, нашли в себе силы помогать взрослым, и выстояли в этой неравной схватке между жизнью и смертью. Дети блокадного города очень быстро повзрослели.
Одним из путей для спасения голодающих ленинградцев стали огороды, созданные на территории нашего микрорайона.
Несмотря на холод и голод, частые бомбежки и обстрелы, истощенные мальчишки и девчонки весной шли на поле и копали землю, чтобы посадить семена. Дети понимали, если не будет урожая они и их мамы, бабушки умрут от голода.
Из воспоминаний жительницы блокадного города: «Было очень холодно, дул сильный ветер. Порывы ветра сбивали меня с ног. Я падала на землю, по тому, что была очень маленькой и очень худой. Мокрая земля не позволяла на ней лежать или сидеть, приходилось вставать и копать. Мы с братом всю весну работали на огороде. А потом на нём выросла капуста и лук, и мы могли варить суп, и по этому не умерли с голоду».
Выращенная продукция спасла от голода тысячи ленинградцев.
Огороды располагались рядом с тем местом, где сейчас находится театр «Буфф», ближе к реке Оккервиль.
Глава 2. «2 экскурсовод»
- Блокадный умирает Ленинград.
От горьких слез состарилась планета.
И жизнь - как смерть,
Как леденящий ад.
И нет тепла от мира и от света.
- Осталось лишь молиться и хранить.
Ту нитку, на которой бьется сердце.
Нет больше сил.
А так хотелось жить...
Но замерзает призрачное детство.
Продолжаем нашу экскурсию. По другую сторону от реки Оккервиль, рядом с тем местом, где сейчас располагается площадь Фаберже, находился завод по производству ручных гранат. Не смотря на то, что работа на заводе тяжёлая и предназначена для взрослых мужчин и женщин, некоторые ребята стремились попасть на завод, чтобы помочь взрослым.
Из воспоминаний жителя блокадного города: «На тот момент времени мне исполнилось 12 лет. На завод принимал меня на работу майор. Он сказал, что рабочие руки, очень нужны. Прежде чем войти в цех, нужно было подойти к дежурному. Дежурные проверяли волосы, одежду и обувь, чтобы не было ничего металлического, шпилек, заколок, а на обуви – гвоздей. Ведь металл мог вызвать при ударе искру, а это – пожар. Мы всё понимали, ведь работаем с порохом. А значит против войны. Я был очень слаб, и норму не выполнял, но всё равно каждый день шёл на работу. Я чувствовал свою нужность фронту, и это помогало мне выжить».
Глава 3. «3 экскурсовод»
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством.
Где черта?..
Нам в сорок третьем.
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
Пройдём вдоль Заневского проспекта, к Неве. На месте, где сейчас располагается Офтальмологическая клиника, располагался госпиталь.
Из воспоминаний жительницы блокадного города: «Моя мама была врачом. Я во всём ей помогала, и каждый день ходила вместе с ней в госпиталь. Лекарств не было. Лечить больных было нечем. В нашем госпитале кроме раненых военных находились мирные жители и дети. Они все были очень слабы от голода. Чем можно лечить голодных людей, если нет еды? Мы с мамой каждое утро ходили в лес, состригали хвойные лапки, набивали ими мешки и на санках привозили в госпиталь. Потом мы их варили и отпаивали больных этим отваром. И нам казалось, что больным становилось от этого лучше».
Блокадный Ленинград — неизгладимая веха в человеческой истории, когда много тысяч людей, вопреки неизбежности, выстояли. Как они выжили? Наверное, потому и выжили, что ни на минуту не прекращали работать, и каждый день спрашивали себя: "Что я сегодня сделал для победы?"
Заключение
В процессе работы над материалом и созданием видео фильма мы познакомились с историей нашего района в дни блокады Ленинграда, научились работать с информацией, задавать вопросы.
Было очень интересно участвовать в создании видео фильма. Это был настоящий творческий процесс, с репетициями, съёмками и озвучиванием фильма. Мы поняли, какая сложная жизнь была у наших сверстников во время блокады города, и как мужественно они помогали взрослым, приближая победу.
После работы над этим проектом мы поняли, что такое - чувство патриотизма. Мы очень любим свой город и готовы принимать активное участие в жизни нашего города. Если наш видео фильм будет кому-нибудь полезен, значит, наша работа была выполнена не зря.