Тренинг «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
« Я, ты, он, она- вместе дружная семья»
Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Ход тренинга
1 « Имена». Нужно назвать по 3 ласковых варианта своего имени.
2 Тест «Настолько Вы толерантны?» Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы?
3 «Бинго» Раздаются «Бинго-формуляры». Каждый игрок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый кто соберет 3 разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго!» игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей
4 «Молекулы» Члены группы «атомы»-свободно двигаются по комнате под музыку. П сигналу ведущего Атомы объединяются в молекулы по 2чел, затем по 3 и т.д. В конце упражнения объединяется вся группа.
5 «Островки» Всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети). Участники разбиваются на группы 4-6 человек.
6 «Кто быстрее» Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, буквы А,М,Н
7 Игра «Построение»
По цвету волос
По цвету глаз
По росту
По именам в алфавитном порядке
8 «Сходства и различия» Каждая команда должна написать на листе черты сходства (1-я команда) и черта различия (2-я команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они вместе такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
8 «Нарисованный диалог»
Во время этого упражнения нельзя разговаривать. Каждый выбирает фломастер, которым он будет рисовать. Группа разбивается на тройки. Берут большой лист бумаги А3 и начинаю молча рисовать общую картину. То, что будет нарисовано неважно. Каждый должен рисовать медленно и обращать внимание на то, как происходит общение между ним и партнерами. Рисовать только своим цветом и по очереди.
9 «Подарок» Каждый участник дарит своему соседу воображаемый подарок.
10 Релаксация
«Горная вершина».
Сядьте поудобней и расслабьтесь, закройте глаза.
(Звучит негромкая релаксационная музыка)
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы.можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Пауза.
- Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его. (Музыка утихает).
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия
11 Рефлексия
Что понравилось и что не понравилось в ходе занятия?
Что было для вас трудным?
Какие чувства возникали во время занятия?
Что нового узнали ?
Литература:
.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.М.,1996
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2004
Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с
Тест «Насколько Вы толерантны»
Инструкция: Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением,
терпимы ли вы?
Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей
терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто- то предлагает начать игру.
Что вы предпочтѐте?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещѐ не знает правил.
3. Спокойно ли вы воспримете неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением,
обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своѐм месте», «делают не своѐ дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на
это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неѐ).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение,
произносит былые времена.
Ваша реакция:
а) уйдѐте пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте очки.Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Анализ результатов.
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы
стремитесь навязать своѐ мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим
характером трудно поддержать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что выговорите и делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твѐрдо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог,менять своѐ мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение ксобеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого болееслабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: твѐрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью
вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесѐтесь к достаточно парадоксальному напервый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своемумнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, каквыяснилось, ошибочны.
«Бинго-формуляр»
Играет на музыкаль ном инструменте |
Имеет домашнее животное |
Единствен ный ребенок в семье |
Кто иногда опаздывает на работу |
Любит готовить |
Спит по выходным до 10 часов |
Имеет двоих детей
|
Кто любит золотые украшения |
Регулярно занимается спортом |
Никогда не лежал в больнице
|
Любит кататься на лыжах |
Кто любит играть роли |
Отдыхал за границей |
Имеет пед. стаж более 5 лет |
Кто считает себя обаятельной, привлекательной… |
Кто хороший родитель |