12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Дошкольники»
4

Конспект образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию в старшей группе «Я, ты, он, она- наша дружная семья»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Социально- коммуникативное развитие «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в средней возрастной группе

Цель: формировать у детей представление о семье, семейных взаимоотношениях, традициях, семейных ценностях.

Задачи: 

Образовательные:

1 Систематизировать знания детей о семье, ее членах;

2.Формировать представление о семье на основе литературных произведений(стихи, проза, русские народные сказки);

3.Закрепить умения правильно называть имена близких родственников(мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра);

Развивающие:

1.Активизировать словарь по теме;

2.Развивать связную речь детей;

3.Способствовать умению образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и чувство взаимовыручки;

2.Воспитывать чувство гордости по отношению к старшим членам семьи.

Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка, дружба, любовь.
Обогащение словаря: родственники, взаимовыручка.

Материалы и оборудование:   презентация, проектор, экран, колокольчик, мозаика (пазлы) из цветной бумаги, звездочки для каждого ребенка, мышка- ребенок..

Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов о семье (Л.Толстой «Дедушка и внучек»), разучивание стихов детских авторов о маме Е. Благинина "Стихи о маме", А.Барто "Мамина помощница",В .Степанов « У каждого есть своя мама», Э.Успенский "Если был бы я девчонкой...". Чтение сказки «Три медведя», "Волк и семеро козлят", драматизация по сказкам; рассматривание семейных альбомов с фотографиями, созданными совместно с родителями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»; проведение викторины"Папа, мам, я- дружная семья", оформление выставки рисунков на тему "Моя любимая семья".
Ход занятия

( Все заходят под музыку песни"Ты да я , да мы с тобой", встают в круг)

Воспитатель:
Ребята ,мы сегодня не одни, посмотрите,

Гости к нам явились, сколько?1, 2, 3...

Руку дружбы им протяните,

И скорее в круг друзей их зовите.(машут гостям).

Шире круг, шире круг,

Ты мой друг и я твой друг!

Всем, кто рядом , поспеши передать привет от души!.
Дети садятся
 

Воспитатель: 
Друзья мои, милые ребята,

Сказка в гости идет к нам ,

Будьте аккуратны,

Не спугните наяву,

Подарите красоту

Тем, кто верит в доброту!

Сегодня вместе мы встречаем гостей из сказки, герои которой вам хорошо известны. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:

Показался желтый бок.

Только я - не колобок.

Не из мягкого я теста,

Покати- не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко,

Назови меня, Я-(ответы)...(РЕПКА)
Воспитатель: 
Ну, конечно, это репка,

Сказку эту знаем с детства.

Здесь герои все дружны,

Помогают всем они.

Это- крепкая семья,

Очень дружная она.

Ребята, назовите, пожалуйста, всех членов этой сказочной семьи. 
( дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
(слышится писк)

Воспитатель: Ребята, кто там пищит .

Мышка: Здравствуйте, ребята, пока готовится обед из репки, решила я в гости к вам заглянуть, загадки загадать, попеть, поплясать. Предлагаю вам вспомнить вместе сказки, где говорится про семью или про ее членов. .

( дети: «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», "Три поросенка")

Мышка: Давайте я вам загадаю загадки. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ. Одного героя среди них не будет. Кто же он?

1. Как-то летом, при погоде,
Во саду ли, огороде,
Взяв лопату, сбросив кепку,
Посадил кто чудо-репку?(ответ- дед).

2.Кого в подмогу звала внучка,

Когда тянуть репку было трудно.(ответ-Жучка)

3.Надев шапку, тащил репку,

И кого звал на помощь дедка?(ответ-бабку)

4.Кто быстренько бежал,

Репку хвостиком щекотал?

Из-под земли репку достал(ответ-мышка).

5.Кто трудился, кто в школе учился,

В огороде все копал,не ленился?(ответ- внучка).

Мышка. Так кого- же не назвали,

Кого еще репку тянуть позвали?( ответ-кошку).

Вы заработали новую звезду.

Воспитатель. Да, Мышка, ты не назвала кошку. Видно, ты немного ее побаиваешься. Видно, не зря. Ребята, а почему Мышка боится кошки. (ответы детей).

Воспитатель :Да, порой вы часто ссоритесь друг с другом. Ребята, что вы хотите пожелать Мышке? (не ругаться, не драться, жить дружно, не ссориться). Конечно, вы правы, ребята. Несмотря на то, что Мышка с Кошкой постоянно что- то выясняют, все же они живут под одной крышей. А, значит ,их дом общий для всех и надо здесь жить мирно, дружно. А что можем сказать обо всех участниках сказки, кто они?

Дети : Помощники, друзья, товарищи, семья.

Воспитатель: Друзья мои, скажите пожалуйста, как вы думаете, что такое семья?(краткая беседа о понятии "Семья")

Дети( высказывают свои предположения) Воспитатель все ответы объединяет).
Воспитатель: Замечательно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они очень дружны.. Это самые любимые, самые близкие и самые дорогие друг другу люди. В семье живут люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Все члены семьи заботятся друг о друге, проявляют уважение. Расскажем вместе с вами о членах мышкиной семьи.
Воспитатель: Ребята. Хотите попасть на огород к мышке?(да)

Физкультминутка

Дружным шагом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Мы - семья, всегда мы вместе

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу , если можно,

Мы всегда во всем поможем.

С дедом дружно тянем репку,

Бабу позовем на грядку,

Внучка быстро помогает,

Кошке лапки вытирает.

Мышка сделает дела.

Все свободны до утра.

Воспитатель: Ребята, мышка с вами хочет поиграть,

Но хочет от вас узнать:

А какие бывают семьи?

Подумайте, ответьте поскорее.

(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные, благополучные, сказочные….)

Мышка: Ребята, скажите, пожалуйста , помогаете вы членам семьи и как, что делаете? Давайте поиграем.

Игра"Добрые дела". У меня есть корзинка, которую мне передала бабка и попросила, чтобы в корзинке оказались все добрые дела, которые делают ребята ежедневно. Попробуем собрать урожай добрых дел. У кого после остановки музыки окажется корзинка, тот и будет говорить.

(Звучит музыка В.Шаинского "Вместе весело шагать по просторам")

(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола, подметает пол, накрывает на обед, убирает игрушки).
Воспитатель:  Молодцы , ребята ,бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел, которые, я надеюсь вы выполняете дома. Вот вам звездочка.


Игра:«Скажи ласково»

Воспитатель: Друзья, вам нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково: 
Например:«Мама- мамочка, маменька, мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля; 
Дочь-доченька, дочурка; Сын – сынок, сыночек, сынуля, сынишка,;
Сестра – сестрёнка, сестричка;
Брат – братишка, братик
Бабушка – бабуля, бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля». 
Мышка :Мне очень понравились ваши ласковые нежные добрые слова. Я их запомню и обязательно озвучу бабуле и дедуле. Ведь они обо мне всегда заботятся, сырком, колбаской подкармливают. А живем мы все дружно. Вот вам за то, что вы быстро выполнили мое задание ,еще одна звезда.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы искать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Можем всех пересчитать .,

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка любимая ,

Дедушка , а вот и я -

Вот и вся моя семья!

Воспитатель : Ребята ,в слове "семья" какое еще одно слово спрятано, обозначающее число, (ответ -семь). Ребята, а где живет семья, что ей необходимо для жизни?( ответ-дом, квартира). Предлагаю вам игру, где вы одним словом называете жилище животного, которое я выскажу целым предложением. Нужно немножко тишины, чтобы начать игру"Чей дом".

Воспитатель

1.У медведя, чей дом?(Медвежий)
2.У зайца чей дом? (Заячий)

3.У белки, чей дом? (Беличий)

4.У черепахи, чей дом? (Черепаший)

5.У лисы, чей дом?(Лисий)

6.У кролика чей дом?(Кроличий)

7.У волка ?(Волчий).

Воспитатель: Ребята, а как вы назовете этих животных одним общим словом? (ответы: дикие животные). Молодцы ,порадовали ответами. Получайте звезду .

Герои сказки "Репка"живут в доме с бабушкой , дедушкой и внучкой. А кому внучка будет дочкой? (ответ- маме и папе).Это члены одной семьи. А можно их еще назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие, по родству, родные друг другу по общим интересам люди .Они всегда пытаются прийти на помощь. Это родители, это люди, состоящие в родстве(тети, дяди, их сестры и братья) . Ребята, повторите за мной новое слово,-родственники . 
Запомните: Мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья, ваша опора, ваша забота и любимое место, где всегда тепло и уютно и где вас всегда ждут. Именно в семье закладываются общие интересы, семейные традиции и ценности.

Звучит песня " У меня есть семья" Р.Старокадомского .

Воспитатель:

У меня есть семья- это мама, папа, я.

Мы все очень дружны,

И друг другу нужны.

Хорошо, что солнце светит,

Но всего важней на свете

Для меня- моя семья,

Это точно знаю я!

Воспитатель: Итак, наши герои по порядку встав, вытащили репку" всем на славу, детям на забаву".Как же это было, помогите расставить на фланелеграфе всех героев по порядку, не нарушив их порядка( выполнение детьми). Назовите, пожалуйста, правильный порядок выхода героев :

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку,

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку , Дедка за Репку-

Тянут, потянут и вытянули репку-

Желтую, сладкую, большую, крепкую,

Всем на радость и на здоровье, приготовленную кашу на молоке коровьем.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему герои сказки вытащили репку? 
Дети (Тянули все вместе, дружно всей семьей, помогали друг другу).

Семья- это то, без чего жить нельзя,

Семья- это мира и счастья страна,

Семья- это нежность и доброта.

Семья моя дружная всегда!

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? В какой сказке мы с вами побывали? Скажите, вам было интересно общаться с героями сказки. Что интересного, нового вы сегодня узнали? В какие игры играли? Какая игра вам больше всего понравилась? С каким новым словом познакомились? (ответы и высказывания детей).  
Воспитатель: Да, правильно. Мы сегодня говорили о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой, о животных, которые часто становятся членами семьи, настолько они преданные человеку, хозяину. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе и все житейские радости и печали делят на всех членов семьи пополам! 
 Воспитатель:

Молодцы, вы сегодня так старались. Хочется сказать вам спасибо. Мне очень было с вами интересно Я надеюсь, что в ваших семьях всегда будет царить взаимопонимание, взаимоуважение и любовь друг к другу, чувство гордости за всех ее членов .

Я вам хочу подарить вот эти Звезды, как символ величия, ума, характера, красоты и доброты."Если зажигаются звезды, значит, это кому- нибудь надо. Раскрасьте их вместе с семьей,чтобы у каждого из вас дома была своя Звездочка счастья- Семейная звездочка!

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (3)

ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
Комментарий был удалён пользователем 08 фев 2018 в 23:09
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, 08.02.18 в 23:10 1Ответить Пожаловаться
Пусть у всех также "сказочно" решаются все житейские вопросы
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.