"Я-Пазл"
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методическая разработка
«Я-ПАЗЛ»
Автор-составитель: педагог-психолог
Чистова Юлия Альбертовна
Иваново, 2023
Аннотация методической разработки «Я-ПАЗЛ»
Название методической разработки «Я-ПАЗЛ» является метафорой, которая описывает индивидуальность человека как набор уникальных кусочков, которые вместе создают целостное и комплексное мнение о нем. Такая методика может помочь человеку систематизировать и описать свои разные качества и интересы для лучшего самопознания.
Данная методика предназначена для учащихся 8 класса. Она направлена на то, чтобы ученики могли более глубоко понять и проанализировать свои личностные качества и интересы. Это поможет им лучше понимать свое место в обществе, выбирать профессиональную направленность и строить свою жизнь в соответствии с собственным предназначением.
Методика «Я-ПАЗЛ» является педагогической разработкой, которая предназначена для исследования личностных качеств и интересов учащихся 8 классов.
В этом возрасте дети находятся на стадии активного формирования своей личности. Они начинают осознавать свои личностные качества и интересы и начинают искать свое место в жизни. Понимание своих интересов и качеств помогает им определиться со своей будущей профессиональной направленностью и выбором школьных и внеурочных занятий. Благодаря развитию самоопределения и уверенности в своих сильных сторонах, ребенок может лучше понимать свои потребности и увлечения и научиться принимать ответственные стратегические решения. Это также помогает ребенку успешно адаптироваться к профессиональной выборке и работе в будущем, а также повышает уверенность в себе и смелость в принятии решений.
В 8 ученики начинают думать о выборе будущей профессии. Знание своих личностных качеств и интересов поможет им определить свои предпочтения в профессиональной области и начать наращивать нужные навыки. Знание своих интересов поможет ученикам повысить свое самоуважение. Они будут чувствовать себя увереннее в себе и своих способностях. Также знание своих интересов и личностных качеств помогает ученикам определить свои цели и задачи. Они смогут выбирать курсы и деятельность, которые помогут им достичь требуемых целей. В целом, понимание своих личностных качеств и интересов помогает ученикам лучше понимать себя и свои цели, и, следовательно, более успешно справляться с образовательными и жизненными задачами.
Цель методической разработки заключается в том, чтобы учащиеся определили свои личностные качества и интересы.
Задачи методической разработки:
1) Познакомить учеников с основными личностными качествами и интересами
2) Научить оценивать свои личностные качества и интересы
3) Оказать помощь в оценивании соответствие своих личных качеств и интересов выбору будущей профессии
4) Помочь ученикам интерпретировать полученные данные и использовать их в своей жизни
Описание занятия на тему «Я-ПАЗЛ»Вступительное слово педагога
«Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня я проведу для вас занятие на тему « Я-ПАЗЛ». Как вы думаете, почему тема урока имеет такое название?
(Учитель слушает версии учеников)
Наше занятие будет посвящено изучение личностных качеств и интересов каждого из вас.
«Как вы думаете, как название темы урока связано с изучением личностных качеств и интересов?»
(Учитель слушает версии учеников)
Ребята, мы все знаем, что пазл состоит из различных частей, и только тогда, когда мы соединяем их вместе, мы получаем цельную картину. Точно так же, каждый из нас представляет собой уникальный набор личностных качеств, интересов и способностей, которые вместе составляют нашу индивидуальность и помогают нам найти свое место в мире. В рамках этого урока мы будем изучать не только ваши личностные качества и интересы, но и о том, как они влияют на ваше поведение и взаимодействие с окружающим миром. Я надеюсь, что в результате этого урока вы сможете лучше понять и осознать свои сильные и слабые стороны, а также раскрыть свой потенциал и найти свою уникальную нишу в жизни.
Мы сегодня с вами поучаствуем в нескольких упражнениях, чтобы собрать «пазл», состоящий из личностных качеств и интересов.
Упражнение «Пазл»
Цель упражнения: Исследование личностных качеств и интересов учеников 8 класса через создание пазла, соединяющего их разные аспекты личности.
Время: 15 минут
Материальное обеспечение: листы бумаги А4, простые или цветные карандаши.
Инструкция: «Ребята, я вам предлагаю выполнить упражнение, которое поможет лучше понять себя, свои интересы и ценности, а также узнать свои одноклассников и их личностные аспекты».
Нарисуйте на листе бумаги своё имя или образ, который ассоциируется с вашим именем, это может быть цветок, животное и т.д.
Дополните, пожалуйста, этот рисунок другими картинками или словами, отражающими разные аспекты вашей личности, такие как:
-Что вы любите делать на свободном времени?
- Какие увлечения и интересы у вас есть?
- Какие качества характера вы считаете своими сильными сторонами?
- Чего вы боитесь?
- Какие ценности вам важны в жизни?
- Как вы описываете себя в трех словах?
Разрежьте, пожалуйста, свой рисунок и дополнительные картинки на несколько частей, как пазл. Соедините разные части, чтобы создать пазл, отражающий разные аспекты вашей личности.
Вы можете поделиться своим пазлом с классом и рассказать о том, что отражает каждая его часть, и как они связаны между собой.
Вопросы для обратной связи:
Ребята, какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?
Упражнение «Карта моих желаний»
Цель упражнения: помочь ученикам оценить свои интересы и задуматься о том, какие личностные качества необходимо развивать для их реализации.
Время: 15 минут
Материальное обеспечение: листы бумаги и ручки.
Инструкция: «Дорогие ребята, я вам предлагаю выполнить упражнение, которое поможет оценить свои интересы и задуматься о том, какие личностные качества необходимо развивать для их реализации».
Составьте, пожалуйста, список своих интересов и хобби (например спорт, чтение, музыка, рисование и т.д.) Затем выберете 5-6 интересов, которые наиболее значимы для вас. Следующим шагом предлагаю вам нарисовать карту своих интересов, в которой каждый интерес будет представлен как отдельный круг. Размер круга должен соответствовать значимости интереса для вас. После того, как нарисуете свои карты, опишите каждый свой интерес и его значение для вас. Затем обратите внимание на то, какие личностные качества помогают вам развиваться в этих интересах (например, терпение, настойчивость, креативность и т.д.) и постройте мостик между интересами и качествами.
Вопросы для обратной вязи:
Ребята, смогли ли вы оценить свои интересы и задуматься о том, какие личностные качества необходимо развивать для их реализации, поделитесь своим мнением.
Упражнение: «Кто я?»
Цель упражнения: помочь ученикам разобраться в своих личностных качествах и интересах, а также научиться находить общие черты и различия между собой и другими людьми.
Время: 15 минут
Материальное обеспечение: листы бумаги А4, простые или цветные карандаши.
Инструкция: «Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти еще одной упражнение, которое направлено на то, чтобы помочь вам разобраться в своих личностных качествах и интересах, а также научиться находить общие черты и различия между собой и другими людьми».
Поделитесь, пожалуйста, своими именами и расскажите о себе в нескольких предложениях (например, какие хобби, какие предметы нравятся в школе, какие качества цените в себе и других людях).
(Учителю следует поддержать разговор с учениками)
Далее я вам предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна взять лист бумаги и маркеры. Нарисуйте, пожалуйста, большой круг на листе бумаги и напишите внутри него имя одного из участников группы.
Нарисуйте вокруг круга различные фигуры, которые символизируют качества и интересы этого человека (например, футбольный мяч, книжка, кисточка для рисования и т.д.).
Каждая группа должна представить свой круг и объяснить, почему они выбрали именно эти качества и интересы для этого человека. Сравните свой круг с кругами других групп и обсудите общие черты и различия между ними.
Вопросы для обратной связи:
Давайте подумаем о том, какие качества и интересы вы хотели бы развить у себя в будущем?
Завершение занятия
Ребята, наше занятие подходит к концу. Я хочу вас поблагодарить за участие и усердие в исследовании своих личностных качеств и интересов. Напоминаю вам, что каждый из на уникален и имеет свои сильные стороны и таланты, которые можно развивать и использовать в своей жизни. Продолжайте исследовать свои личностные качества и интересы и находите способы использования этих знаний для своего профессионального и личностного развития.
В результате проведения урока на тему «Я-пазл» было получено множество положительных результатов. Ученики получили возможность более глубоко познакомиться с собой и своими личностными качествами, а также проявить свои интересы и хобби. Они научились находить общие черты и различия между собой и другими людьми, развивать свои аналитические и планировочные навыки, а также проявлять творческий подход к решению задач.
В ходе занятия были использованы упражнения, они позволили ученикам активно участвовать в процессе исследования своих личностных качеств и интересов, а также выразить свои мысли и чувства в более структурированной форме.
В целом, методическая разработка «Я-пазл» оказалась эффективным инструментом для исследования личностных качеств и интересов учеников 8 класса. Она помогла ученикам более глубоко понять себя и свое место в обществе, а также научиться находить общие черты и различия между собой и другими людьми. Рекомендуется использовать данную методику в качестве дополнительного инструмента для индивидуальной работы с учениками.
Литература
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Монография.- Санкт-Петербург, 1994,178с.
2. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997-2008