"Яркое солнышко".
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка).
Возрастная группа: Средняя (4-5 лет).
Тема: «Яркое солнышко».
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
1. Целевой ориентир (Планируемые результаты).
· Интегративные качества (целевые ориентиры):
· Ребенок проявляет любознательность: интересуется объектами неживой природы (солнце), задает вопросы.
· Владеет основными культурными способами деятельности: умеет работать с пластилином, используя освоенные приемы лепки.
· Способен принимать самостоятельные решения: выбирает цвет пластилина для солнца и лучиков.
· Обладает развитым воображением: создает выразительный образ солнца, передавая его характер (доброе, веселое, лучистое).
· Образовательные результаты (в соответствии с ФОП):
· Художественно-эстетическое развитие: развивает умение создавать простые изображения (солнце) из пластилина, используя приемы раскатывания шара, сплющивания, оттягивания; формирует умение передавать в лепке выразительность образа.
· Познавательное развитие: расширяет представления о солнце как о небесном теле, его форме, пользе для всего живого.
· Речевое развитие: активизирует словарь по теме (солнышко, лучики, яркое, теплое, весеннее, круглое, золотое); развивает умение отвечать на вопросы и строить простые высказывания.
· Социально-коммуникативное развитие: воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру, умение радоваться результатам своего труда и труда сверстников.
2. Содержательный раздел.
· Образовательные задачи:
1. Учить создавать образ солнца в технике пластилинографии (на плоскости) или объемной лепки.
2. Закреплять приемы лепки: раскатывание шара круговыми движениями, сплющивание шара в диск, раскатывание «колбасок» прямыми движениями для лучей.
3. Упражнять в использовании приема оттягивания пластилина от основного диска для создания лучей.
4. Развивать чувство формы, цвета, композиции (размещать солнце в центре листа).
· Развивающие задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
2. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
· Воспитательные задачи:
1. Воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.
2. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
3. Формировать положительное эмоциональное отношение к природному явлению.
3. Организационный раздел
· Материалы и оборудование:
· Для воспитателя: Игрушка - солнышко (или картинка), мольберт, образец готовой поделки «Яркое солнышко», ноутбук/музыкальный центр для фонограммы.
· Для детей:
· Вариант 1 (Пластилинография): листы картона голубого или синего цвета формата А5 (половинка альбомного листа), пластилин желтого, оранжевого, красного цветов, доски для лепки, стеки, салфетки.
· Вариант 2 (Объемная лепка): пластилин желтого, оранжевого цветов, доски для лепки, стеки, салфетки. Возможна основа - палочка.
· Предварительная работа:
· Наблюдение за солнцем на прогулке (отметить, что оно круглое, яркое, дает тепло).
· Беседы о явлениях природы, о смене времен года.
· Чтение стихов и загадок о солнце (К. Чуковский «Краденое солнце», народные потешки).
· Рисование и аппликация на тему «Солнышко».
· Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация. (2-3 минуты).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе стало темно и прохладно. Вносит грустное, закрытое тучкой солнышко (игрушка или картинка).
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это солнышко, но оно какое-то грустное. Солнышко, что случилось?» (Воспитатель «слушает» солнышко). «Оно говорит, что потеряло свои лучики и не может больше светить и греть землю. Без него стало холодно и темно. Как вы думаете, мы можем помочь солнышку?»
Дети проявляют эмоциональный отклик. Высказывают свои предположения, предлагают помощь.
2. Основная часть.
Беседа, рассматривание (3-4 минуты).
Воспитатель показывает образец и задает вопросы: «Чтобы помочь солнышку, давайте вспомним, какое оно? Посмотрите на мое солнышко. Какая у него форма? (Круглая). А какого цвета может быть солнышко? (Желтое, оранжевое, золотое). Что есть у солнышка? (Лучики). Для чего ему лучики? (Светят, греют). Какие они? (Длинные, прямые, теплые). Правильно! Давайте вместе с вами сделаем для нашего гостя много-много ярких, теплых друзей-солнышек, чтобы ему больше никогда не было грустно!»
Дети рассматривают образец, отвечают на вопросы воспитателя. Активно участвуют в беседе.
Показ приемов лепки (3-4 минуты).
Воспитатель показывает поэтапно на мольберте (если пластилинография) или на своем рабочем месте.
Шаг 1: «Беру кусочек желтого пластилина, кладу между ладошками и круговыми движениями раскатываю красивый, ровный шарик».
Шаг 2 (для пластилинографии): «Теперь этот шарик я прикладываю к центру своего голубого неба и аккуратно надавливаю, сплющиваю его – получается круглое солнышко».
Шаг 3: «Теперь сделаю лучики. Я могу раскатать тонкие «колбаски» из оранжевого пластилина и прилепить их вокруг моего солнышка. А могу взять немного пластилина от самого солнышка и пальчиками оттянуть его – вот получился лучик! Солнышко может быть веселым! Давайте нарисуем ему стеком глазки и улыбку».
Дети внимательно следят за действиями воспитателя.
Физкультминутка «Солнышко» (1-2 минуты).
Воспитатель: «А теперь давайте немного отдохнем и согреемся!».
Солнышко, солнышко, (Дети шагают на месте)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (Бег на месте)
Прилетели сто грачей, (Машут руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки подрастают. (Медленно встают, руки тянут вверх).
Дети выполняют движения по тексту.
Самостоятельная работа детей (10-12 минут).
Воспитатель раздает материалы. Напоминает о последовательности работы. В процессе работы оказывает индивидуальную помощь, направляет, хвалит детей за проявление фантазии (например, если ребенок делает солнышко разноцветным).
Индивидуальная работа:
С ребенком, который затрудняется, воспитатель работает рука в руке. Более сильным детям предлагает сделать солнышко с лучиками из двух цветов (например, желтые и оранжевые).
Дети самостоятельно выполняют работу.
3. Заключительная часть. Рефлексия (3-4 минуты).
Воспитатель собирает работы и вместе с детьми вывешивает их на выставку «Наше яркое солнышко». Ставит рядом игрушечное солнышко, которое теперь «улыбается». Воспитатель: «Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка! Теперь нашему гостю точно не будет грустно! Какое солнышко самое лучистое? (Анюты). А какое самое веселое? (Пети). Ребята, как вы думаете, мы помогли солнышку? Что у вас сегодня получилось лучше всего? Какие лучики вам понравилось лепить? Молодцы! Вы были сегодня настоящими волшебниками!»
Включается веселая, солнечная музыка. Дети рассматривают работы, делятся впечатлениями, радуются результату. Оценивают свою работу и работу сверстников.
4. Варианты для индивидуализации и дифференциации:
· Для детей, испытывающих трудности:
Предложить готовый желтый круг (из пластилина), которому нужно добавить лучики. Помочь в раскатывании «колбасок».
· Для детей, успешно справляющихся с заданием:
Предложить украсить солнышко (сделать лучики в виде спиралек, зигзагов, добавить бантик, шляпку), создать композицию «Солнышко и тучка».