12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казакова Яна Сергеевна17
Учитель начальных классов
Россия, Пензенская обл., Пенза

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Казакова Яна Сергеевна.

Тема урокаЮ.Ермолаев «Два пирожных».

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока: 

учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;

способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;

на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

Планируемые результаты 

Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Ход урока

Орг. момент.

- Начинаем урок. Поприветствуем гостей, улыбнемся им, друг другу, мне.

- Внимание на меня, начинаем работать.

        Актуализация опорных знаний

- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

- Какие произведения из раздела помните?

Формулирование темы и целей урока

- У нас урок литературного чтения. Чтобы поставить задачи. Предлагаю разгадать загадку:

Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.
(Пирожное)

- Мы же не в кулинарии, при чем здесь пирожное? Как это может быть связано с уроком?

- Для того, чтобы это выяснить, предлагаю разгадать анаграмму:

НАРЕРМОЛАЕВПАЧСДВАПИРОЖНЫХЕД

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

Познакомиться с автором и его произведением

Дать характеристику главным  героям произведения

Определить тему, главную мысль рассказа

Совершенствовать читательские навыки

Развивать речь

 Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.

Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки.

Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как бы вы поступили?

- Сегодня на уроке у меня есть помощники, они объяснят незнакомые слова.

Словарно-лексическая работа.

Африка –  второй по величине - после Евразии - материк Земли как одна из пяти частей света.

Долина - удлинённая впадина между гор или в холмистой местности; равнина вдоль речного русла.

Река Конго- название реки в Африке.

Пальма - южное вечнозелёное дерево с высоким стройным стволом, увенчанным кроной из крупных перистых или веерообразных листьев.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витая булка из сдобного теста в форме буквы «В» или цифры 8 .

Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

Проверка первичного восприятия текста:

- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Физ.минутка

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да – да – да!

Тот не огорчается

Никогда!

Дети слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед – назад (качели). Когда говорят «Да – да – да!» - хлопают, произнося 2 последние строчки – прыгают.

Закрепление знаний и способов действий

Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

- Откройте учебники на стр. 54.

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

- Определим тему произведения (Взаимоотношения в семье)

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Обратите внимание на выражения лиц героев.

- Какое выражение лица у Наташи? А у Оли?

- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

 Работа в парах.

Характеристика героев

- У вас на столах лежат конверты. Охарактеризуйте героев.

            Оля                                                                       Наташа

- трудолюбивая                                                        - легкомысленная

- отзывчивая                                                            -  мечтательная

- послушная                                                            -   ленивая

- добрая                                                                  -   хитрая 

                                           

         Работа с пословицей

- Соберите пословицу.

                    Какие труды,            такие и плоды.

- Подходит ли она к нашему рассказу?

- Кто же может сказать, почему автор именно так назвал произведение? (Награда за труд – самое сладкое для детей)

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение?

-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что старшая дочь не помогла.

Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что…    (Оля помогла маме.  Съесть два пирожных. Читать интересную книгу.  Побывать в Африке.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к герою

5-зелёная-шляпа идей

-Сейчас я не….., а Наташа.

-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

6-синяя-шляпа

Дайте совет герою или читателю


        Итог урока

-Кто написал рассказ «Два пирожных»?

- Чем вам  понравилось это произведение?

- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные

      Рефлексия.

- На столе конверты.

- Оцените урок по пользе информации

Чемодан: пригодится в дальнейшем.

Мясорубка: нужно обдумать, переработать

Мусорная корзина: ненужная, бесполезная информация.


ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.  Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

  Домашнее задание

С. 85-86 читать по ролям.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.