Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе: Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Казакова Яна Сергеевна.
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Задачи урока:
учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.
Планируемые результаты
Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.
Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Ход урока
Орг. момент.
- Начинаем урок. Поприветствуем гостей, улыбнемся им, друг другу, мне.
- Внимание на меня, начинаем работать.
Актуализация опорных знаний
- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).
- Какие произведения из раздела помните?
Формулирование темы и целей урока
- У нас урок литературного чтения. Чтобы поставить задачи. Предлагаю разгадать загадку:
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
- Мы же не в кулинарии, при чем здесь пирожное? Как это может быть связано с уроком?
- Для того, чтобы это выяснить, предлагаю разгадать анаграмму:
НАРЕРМОЛАЕВПАЧСДВАПИРОЖНЫХЕД
- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
Познакомиться с автором и его произведением
Дать характеристику главным героям произведения
Определить тему, главную мысль рассказа
Совершенствовать читательские навыки
Развивать речь
Первичное усвоение новых знаний
Знакомство с Ю.И.Ермолаевым
Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки.
Словарная работа
- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как бы вы поступили?
- Сегодня на уроке у меня есть помощники, они объяснят незнакомые слова.
Словарно-лексическая работа.
Африка – второй по величине - после Евразии - материк Земли как одна из пяти частей света.
Долина - удлинённая впадина между гор или в холмистой местности; равнина вдоль речного русла.
Река Конго- название реки в Африке.
Пальма - южное вечнозелёное дерево с высоким стройным стволом, увенчанным кроной из крупных перистых или веерообразных листьев.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витая булка из сдобного теста в форме буквы «В» или цифры 8 .
Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)
- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
Проверка первичного восприятия текста:
- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
- Почему Оля съела два пирожных?
- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Физ.минутка
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да – да – да!
Тот не огорчается
Никогда!
Дети слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед – назад (качели). Когда говорят «Да – да – да!» - хлопают, произнося 2 последние строчки – прыгают.
Закрепление знаний и способов действий
Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)
- Откройте учебники на стр. 54.
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)
- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)
- О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)
- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)
- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)
- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)
- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)
- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)
- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)
Чтение 3 части.
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
- Сколько пирожных съела Оля? (два)
- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)
- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
- Определим тему произведения (Взаимоотношения в семье)
- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Обратите внимание на выражения лиц героев.
- Какое выражение лица у Наташи? А у Оли?
- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.
Работа в парах.
Характеристика героев
- У вас на столах лежат конверты. Охарактеризуйте героев.
Оля Наташа
- трудолюбивая - легкомысленная
- отзывчивая - мечтательная
- послушная - ленивая
- добрая - хитрая
Работа с пословицей
- Соберите пословицу.
Какие труды, такие и плоды.
- Подходит ли она к нашему рассказу?
- Кто же может сказать, почему автор именно так назвал произведение? (Награда за труд – самое сладкое для детей)
- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.
1-белая – шляпа информации
-Как называется произведение?
-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?
2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)
- Необходимо продолжить предложение.
Плохо……что старшая дочь не помогла.
Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.
3-жёлтая –шляпа оптимиста
Здорово что… (Оля помогла маме. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)
4-красная-шляпа эмоций
Что вы чувствуете к герою
5-зелёная-шляпа идей
-Сейчас я не….., а Наташа.
-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?
6-синяя-шляпа
Дайте совет герою или читателю
Итог урока
-Кто написал рассказ «Два пирожных»?
- Чем вам понравилось это произведение?
- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.
- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные
Рефлексия.
- На столе конверты.
- Оцените урок по пользе информации
Чемодан: пригодится в дальнейшем.
Мясорубка: нужно обдумать, переработать
Мусорная корзина: ненужная, бесполезная информация.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.
Домашнее задание
С. 85-86 читать по ролям.
| |