Задание 22 ЕГЭ русский язык 2025 практика в новом формате с ответами ФИПИ
Вариант 1
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения
А) Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью. (И.С. Никитин)
Б) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством… (М.Ю. Лермонтов)
В) И золото моих волос В воде ещё золоче. (М. Цветаева)
Г) И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н. Гумилёв)
Д) С кем мне поделиться Той грустной радостью, Что я остался жив? (С. Есенин)
Изобразительно выразительные средства
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) многосоюзие
7) парцелляция
8) оксюморон
9) анафора
Ответ: 29368
Вариант 2
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения
А) Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. Солженицын)
Б) Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды… (А.С. Пушкин)
В) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)
Г) Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника. (В. Полторацкий).
Д) На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. (К.Симонов)
Изобразительно выразительные средства
1) эпифора
2) сравнение
3) метафора
4) аллитерация
5) антитеза
6) бессоюзие
7) парцелляция
8) оксюморон
9) сравнение
Ответ: 16934
Вариант 3
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С. Есенин) Б) Жители города на Неве тепло встретили их. В) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.А. Ахматова) Г) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Д) Где умному горе, там дураку веселье.
1) литота
2) ряды однородных членов
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) перифраза
7) олицетворение
8) развёрнутая метафора
9) односоставные предлож
Ответ: 76 915
Вариант 4
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Игру его (сонета) любил творец Макбета. (А.С. Пушкин) Б) Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес. В) Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни. (В. Маяковский) Г) Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Д) Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер)
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) устарелые слова
5) антитеза
6) перифраза
7) многосоюзие
8) градация
9) гипербола
Ответ: 69287
Вариант 5
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б. Горбатов). Б) Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин) В) Шшш! Там за шторами, возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. (В. Лунин) Г) В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов) Д) Он любил всё красивое. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
1) диалектизм 2) окказионализмы 3) метафора 4) гипербола 5) сравнение 6) аллитерация 7) перифраза 8) литота 9) парцелляция.
Ответ: 57629
Вариант 6
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский). Б) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б. Горбатов). В) Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (В. Лебедев-Кумач) Г) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин) Д) На небе засиял серебряный щит луны. (О. Уайльд)
1) эпитет
2) синтаксический параллелизм
3) метафора
4) риторический вопрос
5) анафора
6) перифраза
7) олицетворение
8) антитеза
9) сравнение
Вариант 7
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлепанье легкое… Кто это –гром? (В. Лунин) Б) Люди в белых халатах, Низко вам поклониться хочу. (Л. Ошанин) В) Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено. ( А. Толстой) Г) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И. Тургенев). Д) Нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся… (Никитин)
1) эпитет
2) перифраза
3) метафора
4) градация
5) окказионализм
6) аллитерация
7) антитеза
8) фразеологизм
9) сравнение
Вариант 8
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) И степь, раскинувшись широко, В тумане дремлет одиноко. (Никитин) Б) О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов) В) Впереди виднелась чёрная лента реки, испятнанная рваными заплатами льдин. (В.П. Астафьев) Г) Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) Д) Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая. (Е.Гришковец).
1) эпитет
2) синтаксический параллелизм
3) олицетворение
4) риторическое обращение
5) парцелляция
6) метафора
7) сравнение
8) ряды однородных членов
9) синекдоха
Вариант 9
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С. Есенин) Б) О времена! О нравы! (Цицерон). В) А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. И.А. Бунин Г) Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. (Д. С. Лихачёв) Д) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)
1) метафора
2) риторическое восклицание
3) оксюморон
4) профессионализмы
5) олицетворение
6) ряды однородных членов
7) эпитет
8) анафора
9) аллитерация
Задание №1 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Там – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.Н. Майков) Б) Грешил, не зная покаянья? Дорога в ад – твоя стезя! (М.В. Палиевский) B) Придумайте России сто названий, Но без святой Руси – России не бывать! Г) Нева вздувалась и ревела. (А.С. Пушкин) Д) Вспомни осень прежнюю – Встань. И помолчи. (М.В. Палиевский)
1) анафора
2) парцелляция
3) антитеза
4) олицетворение
5) вопросно-ответная форма изложения
6) эпифора
7) риторическое восклицание
8) литота
9) эпитет
Задание №2 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) Есть у России лишь одна дорога… (М.В. Палиевский) Б) …И от горькой обиды крапива Укусила девчонку в сердцах. (М.В. Палиевский) B) Всё дальше и дальше уходит война, А сердце болит всё сильней и сильнее… (М.В. Палиевский) Г) — Упрямый ты. Скоро в столицу Один что ли я полечу? (М.В. Палиевский) Д) Там – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.Н. Майков)
1) вопросно-ответная форма изложения
2) эпитет
3) лексический повтор
4) риторический вопрос
5) градация
6) риторическое обращение
7) эпифора
8) метафора
9) ассонанс
Задание №3 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Есть у России лишь одна дорога… (М.В. Палиевский) Б) Там – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.Н. Майков) В) Шуба нова, на подоле дыра. (Загадка о проруби) Г) …И от… обиды крапива Укусила девчонку в сердцах. (М.В. Палиевский) Д) Он пел… Как будто пела тоненькая скрипка… (М.В. Палиевский)
1) сравнение
2) анафора
3) развёрнутая метафора
4) эпифора
5) многосоюзие
6) олицетворение
7) парцелляция
8) бессоюзие
9) метонимия
Задание №4 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Есть у России лишь одна дорога – Дорога потрясений и побед… (М.В. Палиевский) Б) Колокольчик в небесной рубашке… (М.В. Палиевский) В) …Наклонившись, ромашка молчала. (М.В. Палиевский) Г) Тишина. Никого. Ничего. (М.В. Палиевский) Д) Он мок в болотах, замерзал в канавах, Ходил в штыки, с гранатами на танк. (М.В. Палиевский)
1) анафора
2) парцелляция
3) антитеза
4) многосоюзие
5) олицетворение
6) бессоюзие
7) литота
8) эпифора
9) эпитет
Задание №5 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Он мок в болотах, замерзал в канавах, Ходил в штыки, с гранатами на танк, Горел в степи, тонул на переправах, Бросался первым в ярости атак. (М.В. Палиевский) Б) Как весело… скользить… по зеркалу стоячих, ровных рек. (А.С. Пушкин) В) Тайну верности знает ромашка, Но молчит, не прощая обид… (М.В. Палиевский) Г) Лиза проплакала без остановки всю ночь напролёт. Д) Снег вдруг стал под ногами чернеть И скрипеть, как в сенях половицы. (М.В. Палиевский)
1) эпифора
2) сравнение
3) метафора
4) олицетворение
5) гипербола
6) аллитерация
7) литота
8) градация
9) многосоюзие
Задание №6 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Как будто моя, а не вражья вина, Что вы не вернулись из грозных сражений. (М.В. Палиевский) Б) …Всех вас я знаю в лицо, Шаги по земле, голоса ваши слышу… (М.В. Палиевский) В) Злой ветер рвал полы плаща. (М.В. Палиевский) Г) Избы словно в снега полегли, Словно ветром их сдуло и смяло. (М.В. Палиевский) Д) Зеленеют земли перелеском, Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый)
1) лексический повтор
2) гипербола
3) многосоюзие
4) синтаксический параллелизм
5) антитеза
6) аллитерация
7) литота
8) олицетворение
9) ассонанс
Задание №7 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) — Но надо же, Стёпа, лечиться. — Лечусь, но под нож не хочу! (М.В. Палиевский) Б) …Весна была голодная и злая… (М.В. Палиевский) В) Это пела тоненькая скрипка. Г) Осень сорок первого! Продержись чуть-чуть, Ну, а там, наверное, Можно и вздохнуть… (М.В. Палиевский) Д) И стройный. И молодой. И красивый.
1) эпифора
2) эпитет
3) вопросно-ответная форма изложения
4) парцелляция
5) метафора
6) бессоюзие
7) риторическое обращение
8) олицетворение
9) риторическое восклицание
Задание №8 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) — Заеду. Поди, недалече! Привет твоей Наде. Прощай. (М.В. Палиевский) Б) А днём стояла дома тишина, Как будто в нём давно уже не жили… (М.В. Палиевский) В) …И голод гнул, своё беря сполна, Последние вытягивая жилы. (М.В. Палиевский) Г) Кто сыт всю жизнь – вовеки не поймёт, Что значит вкус приснившегося хлеба. (М.В. Палиевский) Д) …Но, как скворца услышу по весне, Колючей болью горло перехватит. (М.В. Палиевский)
1) гипербола
2) риторическое восклицание
3) вопросно-ответная форма изложения
4) олицетворение
5) эпитет
6) парцелляция
7) эпифора
8) сравнение
9) аллитерация
Задание №9 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) …Чтоб ударом выжданным По морозным дням Гнать врага по выжженным, Вымерзшим полям. (М.В. Палиевский) Б) И гвоздики… Как огни в ночи. (М.В. Палиевский) В) …Обгоревший до снега забор В небо выставил чёрные зубы. (М.В. Палиевский) Г) Мы вас искали, искали, К вам заходили раз пять, Если б не ваши медали, Издали вас не узнать! (М.В. Палиевский) Д) …И для кого мы вечно дети? Для нашей мамы – верю я. (М.В. Палиевский)
1) лексический повтор
2) многосоюзие
3) сравнение
4) вопросно-ответная форма изложения
5) риторическое восклицание
6) эпифора
7) олицетворение
8) риторический вопрос
9) эпитет
Задание №10 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Шаг прибавил, потом побежал Напрямик по сугробам горбатым. (М.В. Палиевский) Б) …То ли это заплакал солдат, То ли это буран разыгрался… (М.В. Палиевский) В) Солдата не спасла земля от смерти, Но землю он от смерти уберёг. (М.В. Палиевский) Г) Как громкий колокольчик – дар Валдая, Звенит, переливается ручей… (М.В. Палиевский) Д) Вот почему, как станет больно, Мы превращаемся в детей И просим помощи невольно Всегда у матери своей. (М.В. Палиевский)
1) сравнение
2) литота
3) антитеза
4) гипербола
5) ассонанс
6) эпитет
7) эпифора
8) аллитерация
9) анафора
Задание №11 Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) …То ли это заплакал солдат, То ли это буран разыгрался… (М.В. Палиевский) Б) Жизнь стала вроде драмы. В) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь) Г) Встал. И пошёл. И губами… к жизни припал. (С.Г. Островой) Д) В степном дыму блеснёт святое знамя И ханской сабли сталь… (А.А. Блок)
1) эпифора
2) парцелляция
3) олицетворение
4) бессоюзие
5) сравнение
6) аллитерация
7) эпитет
8) литота
9) вопросно-ответная форма изложения