Задания к уроку чтения «Сказка А. Волкова "Волшебник Изумрудного города". Часть 1» (3–4 класс)
упражнения отдельными файлами
RAR / 1.12 Мб
)Можно играть устно с помощью установленных сигналов. Или распечатать на отдельных листочках и раздать детям для индивидуальной, парной или групповой работы.
УРАГАН
Упражнение 1. Соедини слова и словосочетания в пары по смыслу.
|
Упражнение 1. Соедини слова и словосочетания в пары по смыслу.
|
||||||||||||||||
Упражнение 2. Ответь на вопросы теста: 1.Кем был отец Элли?
2.Чем занималась Анна?
3.Семья жила…
4. Как семья переживала степные ураганы?
|
Упражнение 2. Ответь на вопросы теста: 1.Кем был отец Элли?
2.Чем занималась Анна?
3.Семья жила…
4. Как семья переживала степные ураганы?
|
||||||||||||||||
Упражнение 3. Узнай героя или предмет по описанию. «Обстановка была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом был выкопан «ураганный погреб». «Расстилалась до самого горизонта ровная, как скатерть. Кое-где виднелись такие же бедные домики, как и домик Джона». « У него была черная шерсть, остренькие ушки и маленькие, забавно блестевшие глазки. Он никогда не скучал, мог играть весь день». «У нее было много забот. Она помогала матери по хозяйству, а отец учил ее читать, писать и считать». «Жили они в прежние времена, а потом перевелись. Да и к чему они. И без них хлопот довольно…» «Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей, привязанных к веревочкам за хвостики, как луковки». «Ненавижу я их! Расселились по свету! Осушили болота! Вырубили чащи!.. Всех лягушек вывели!.. Змей уничтожают! Ничего вкусного на земле не осталось!» «В диком восторге кружилась на месте, и ветер развевал полы ее длинной мантии…» «Она стояла возле погреба, протягивала вверх руки и отчаянно кричала». |
Упражнение 3. Узнай героя или предмет по описанию. «Обстановка была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом был выкопан «ураганный погреб». «Расстилалась до самого горизонта ровная, как скатерть. Кое-где виднелись такие же бедные домики, как и домик Джона». « У него была черная шерсть, остренькие ушки и маленькие, забавно блестевшие глазки. Он никогда не скучал, мог играть весь день». «У нее было много забот. Она помогала матери по хозяйству, а отец учил ее читать, писать и считать». «Жили они в прежние времена, а потом перевелись. Да и к чему они. И без них хлопот довольно…» «Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей, привязанных к веревочкам за хвостики, как луковки». «Ненавижу я их! Расселились по свету! Осушили болота! Вырубили чащи!.. Всех лягушек вывели!.. Змей уничтожают! Ничего вкусного на земле не осталось!» «В диком восторге кружилась на месте, и ветер развевал полы ее длинной мантии…» «Она стояла возле погреба, протягивала вверх руки и отчаянно кричала». |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДОРОГА ИЗ ЖЁЛТОГО КИРПИЧА.
ЭЛЛИ В УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ ЖЕВУНОВ
Игра «Да - нет».
Элли проснулась от того, что домик развалился.
Проснувшись, Элли поняла, что ураган был всего лишь сном.
Виллина – молодая волшебница розовой страны.
Жевуны – жители голубой страны – были невысокого роста, на их шляпах нежно звенели маленькие бубенчики.
Виллина, чтобы спасти людей от беды, лишила ураган разрушительной силы и позволила ему захватить только один домик, чтобы бросить его на голову коварной Бастинды.
Элли волшебная страна понравилась больше, чем родные степи Канзаса.
Тотошка заговорил по-человечьи.
Чтобы Элли смогла вернуться домой, она должна помочь пяти существам добиться исполнения их заветных желаний.
Волшебница вынула из складок одежды крошечную книжечку величиной с наперсток, подула на ней и превратилась в такой большой том, что старушка не смогла его удержать.
Гудвин – это самый великий мудрец волшебной страны и живет в Изумрудном городе.
Дорога в изумрудный город выложена зеленым кирпичом.
Жевуны приняли Элли за Фею.
Волшебница Гингема была при жизни очень доброй и всегда помогала Жевунам.
Один из Жевунов сказал, что у него есть заветное желание и решил отправиться в Изумрудный город вместе с Элли.
У Элли были старые башмачки, и Тотошка принес ей красивые хрустальные туфельки с золотыми каблучками.
Элли была голодна, но у Жевунов не нашлось для нее никаких припасов.
Элли так понравилось в Голубой стране, что она решила остаться там навсегда.
СТРАШИЛА
Разгадай кроссворд
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
1. Что в голове у Страшилы?
2. Чего терпеливо дожидался Страшила, «сидя на пороге жилища ночью и глядя в темноту»?
3. Кто рассказал Страшиле, что у него нет мозгов?
4. Зверь с большими белыми полосками на спине, который пытался ночью проникнуть в хижину.
5. На нем сидел Страшила.
6. Заветное желание Страшилы.
7. Кто такой Страшила?
8. Что всё время путал Страшила?
СПАСЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОГО ДРОВОСЕКА
Чьи слова.
«Фу, как неудобно быть сделанным из мяса и костей!»
«Я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу Великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце – Самое заветное мо желание!»
«Ах, друзья мои, как я рада! Теперь вас двое, у вас два заветных желания!»
«Что за безобразие, <…>! – пожаловался он. Разве можно подставлять порядочной <…> железные ноги?»
ЭЛЛИ В ПЛЕНУ У ЛЮДОЕДА
Восстанови последовательность событий
Гибель Людоеда
Побег
Приветливая местность
Ночевка
Лживая надпись
Похищение
Насмешки белки
Переправа
Погоня
Заточка ножа
Продолжение пути
ВСТРЕЧА С ТРУСЛИВЫМ ЛЬВОМ
Какие из представленных пословиц подходят к главе?
Кто храбр и лих, бывает скромен и тих.
Учиться всегда пригодится.
В чужом глазу соломинку видит, в своем бревно не замечает.
В путь выйдешь – спутники найдутся.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Трусостью от врага не оборонишься.
У всякого свое желание.
САБЛЕЗУБЫЕ ТИГРЫ
Упражнение 1.Найди соответствие. Укажи его стрелками
Железный Дровосек Элли Страшила Тотошка Лев Овраг |
«Вернулся из леса не скоро, улёгся с сытым мурлыканием поодаль от костра и уставил на пламя свои жёлтые глаза с узкими щелочками зрачков». «Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами». «Нарубил дров и развел большой костер» «С презрением отвернул нос от орехов; он, встав спозаранку, поймал в лесу жирную мышь». «По-братски разделила с Тотошкой последний кусок хлеба». «Тянулся по лесу вправо и влево, насколько хватало глаз. Был широк и глубок». |
Упражнение 2. Тест
1.Как друзья переправились через первый овраг?
А.По мосту Б. По срубленному дереву
В. Обошли вокруг Г. Верхом на Льве
2. Что это за тигры? «Страшные чудовища. Куда больше обыкновенных тигров <…>. У них из верхней челюсти торчат клыки, как сабли».
А.Беззубые Б. Острозубые
В. Амурские Г.Саблезубые
3. Как друзья преодолели второй овраг?
А.По мосту Б. По срубленному дереву
В. Обошли вокруг Г. Верхом на Льве
4. Что задержало тигров, дав путешественникам перебраться через овраг?
А.Топор Железного Дровосека Б. Непонятное сияние
В. Великолепное рычание Льва Г. Лай Тотошки
5. Кому в голову пришла идея смастерить плот, чтобы перебраться через реку?
А. Элли Б. Железному Дровосеку
В. Страшиле Г. Льву
ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ РЕКУ
Игра с кубиком Блума (Учитель может задавать вопросы и без кубика)
Вопросы группы «Назови»: Как путешественники управляли плотом? Что произошло со Страшилой? Как друзьям удалось причалить к берегу? Зачем добравшись до берега Лев лег на спину? Что предложил сделать Железный Дровосек? Почему Лев решил, что ему снова надо плыть? Какой новый персонаж появился в книге? Как Аист помог друзьям?
Вопросы группы «Почему»: Почему Железный Дровосек решил лезть в воду за Страшилой, хоть и не умел плавать? Почему Аист закрыл глаза на самом деле? Почему после спасения Страшила пел? Почему Лев разгневался, увидев, что Аист спит? Почему Аист подошел к друзьям? Почему друзья слышали только концы слов, произносимых Страшилой с середины реки?
Вопросы группы «Объясни»: Правильно ли я понимаю, что Лев смог побороть свой страх ради спасения друзей? Действительно ли Аист был рассудительной птицей и поэтому так подробно обо всем расспрашивал? Правда ли, что Страшила тяжёлый?
Вопросы группы «Придумай»: Что было бы с друзьями, если бы Лев не смог побороть свой страх? Чем бы закончился план друзей, если бы к ним не подошел Аист? Какую песенку мог бы петь Страшила, чтобы не было скучно висеть на шесте?
Вопросы группы «Поделись»: Что ты почувствовал, когда Страшила остался торчать посреди реки, а его друзей несло течением вниз? Что ты чувствовал, когда Страшила оказался на берегу вместе с друзьями? Разделял ли ты чувства Льва в тот момент, когда он разозлился на Аиста? Какие чувства ты испытал, когда Железный Дровосек хотел плыть к Страшиле?
Вопросы группы «Предложи»: Какой способ переправы по реке ты предложил друзьям? Как ты поблагодарил бы Аиста? Предложи свою ассоциацию к слову Лев, Аист, Страшила, Железный Дровосек.
КОВАРНОЕ МАКОВОЕ ПОЛЕ
Отметь картинки, которые художники нарисовали к данной главе.
1 2
3 4
5 6
НА КОГО ПОХОЖ ГУДВИН?
Вставь словечко
«По мягкой зелёной траве они вышли к дороге, вымощенной … кирпичом, и обрадовались ей, как милому старому другу».
«Изгороди и дома были выкрашены в красивый ярко-зеленый цвет, и люди носили … одежду».
«Казалось, Жители Изумрудной страны были неприветливы. На самом деле они просто боялись большого грозного … и маленького ….»
«Я много раз бывал в Изумрудном городе, это удивительное и прекрасное место, но мне никогда не удавалось увидеть …»
« … у него гораздо больше, чем требуется. Они все разложены по кулькам, и в каждом кульке – особый сорт»
«У него на веревочке сушится целая коллекция … всевозможных форм и размеров».
«У Гудвина в тронной комнате большой горшок … Он накрыт золотой крышкой, и Гудвин смотрит, чтобы … не перекипела через край».
Ответы.
УРАГАН
Упражнение 1.
Дядя Роберт Элли Джон Канзас Фургон Анна Тотошка Гингема |
Хозяин соседней фермы Главная героиня Отец Элли Родина Элли Дом семьи Мать Элли Собачка Злая волшебница |
Упражнение 2.1А, 2Б, 3Б, 4Г
Упражнение 3. Фургон, Канзасская степь, Тотошка, Элли, волшебники, пещера Гингемы, люди, Гингема, Анна.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДОРОГА ИЗ ЖЁЛТОГО КИРПИЧА.
ЭЛЛИ В УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ ЖЕВУНОВ.
Игра «Да - нет». Нет, нет, нет, да, да, нет, да, нет, да, да, нет, да, нет, нет, нет, нет, нет.
СТРАШИЛА
Кроссворд
1 |
С |
о |
л |
о |
м |
а |
||||
2 |
у |
Т |
р |
о |
||||||
3 |
в |
о |
Р |
о |
н |
а |
||||
4 |
б |
А |
р |
с |
у |
к |
||||
5 |
Ш |
е |
с |
т |
||||||
6 |
м |
о |
з |
г |
И |
|||||
7 |
п |
у |
г |
а |
Л |
о |
||||
8 |
с |
л |
о |
в |
А |
СПАСЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОГО ДРОВОСЕКА
«Чьи слова?» Страшила, Железный Дровосек, Элли, Тотошка.
Восстанови последовательность событий
10
Гибель Людоеда
8
Побег
2
Приветливая местность
1
Ночевка
Лживая надпись
4
3
Похищение
5
Насмешки белки
7
Переправа
9
Погоня
6
Заточка ножа
11
Продолжение пути
ВСТРЕЧА С ТРУСЛИВЫМ ЛЬВОМ
Какие из представленных пословиц подходят к главе?1, 2, 7, 8.
САБЛЕЗУБЫЕ ТИГРЫ
Упражнение 1.Найди соответствие. Укажи его стрелками
Железный Дровосек Элли Страшила Тотошка Лев Овраг |
«Нарубил дров и развел большой костер» «По-братски разделила с Тотошкой последний кусок хлеба». «Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами». «С презрением отвернул нос от орехов; он, встав спозаранку, поймал в лесу жирную мышь». «Вернулся из леса не скоро, улёгся с сытым мурлыканием поодаль от костра и уставил на пламя свои жёлтые глаза с узкими щелочками зрачков». «Тянулся по лесу вправо и влево, насколько хватало глаз. Был широк и глубок». |
Упражнение 2. Тест. 1Г, 2Г, 3Б, 4В, 5В.
КОВАРНОЕ МАКОВОЕ ПОЛЕ
Картинки 1, 3, 4, 6
НА КОГО ПОХОЖ ГУДВИН?
Желтым. Зеленую. Льва, Тотошку. Гудвина. Мозгов. Сердец. Смелости, смелость.
Источники:
Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. – Иваново: ИНФОКОМ, 1991
Ссылки на картинки:
Горбачёва Марина Юрьевна