12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волжанина Елена Владимировна29
1

Технология смыслового чтения на уроке литературного чтения А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Сведения об авторе

Волжанина Елена Владимировна

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

Свердловская область, город Полевской

Технология смыслового чтения на уроке литературного чтения

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

(чтение главы «Элли в плену у Людоеда»)

Цель: формирование приёмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. 

Задачи:

- развивать умение определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в парах.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

учиться работать в паре.

Предметные:

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения;

делить текст на части (при словесном рисовании), озаглавливать части;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к определенному жанру; различать народную и литературную (авторскую) сказку.

Технология продуктивного чтения

Формы организации деятельности на уроке:

Фронтальная

Работа в парах

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board.


 

Этапы урока

Содержание урока

Этапы работы с текстом

Стратегии смыслового чтения

Результаты смыслового чтения

1. Организационный

момент

Добрый день, ребята.

 

 

 

2. Актуализация знаний

Какой раздел мы изучаем?

(«И кот ученый свои мне сказки говорил…»)

Произведения каких жанров включены в него?

(сказки, стихи о сказках)

Выберите из предложенных вариантов определение сказки.

(на пяти карточках на интерактивной доске варианты разных литературных жанров)

Представьте в виде кластера информацию о видах сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера

 

 

 

3. Проблемный вопрос

Перед вами на интерактивной доске карта алфавита.

Какое задание можно предложить?

(Найдите связь между фамилиями авторов и названиями произведений. Составьте логические цепочки.)

(К. Колоди «Приключения Пиноккио», А. Толстой «Приключения Буратино», Ф. Баум «Мудрец из страны Оз», А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Что объединяет первые две сказки?

(Главный герой – деревянная кукла, книги-сказки о приключениях)

Чем различаются?

Вспомните об авторском пересказе. Кто и какую сказку пересказал по-своему?

Что можно предположить о двух других сказках и их авторах?

Проверим свои предположения, прочитав авторский текст.

Прослушайте отрывок песни.

(Песенка Элли и ее друзей»

Сформулируете тему и цель нашего урока.

(Учащиеся называют тему, высказывают свои мнения о том, что они должны знать и уметь).

До чтения текста

Алфавит за круглым столом.

Мотивирование на прочтение книги

4. Работа с авторским текстом

Работа в парах

Прочитайте авторский текст про себя. Найдите в тексте ответы на предложенные вопросы.

Кто из авторов, Волков или Баум, написал свою сказку раньше?

Папа Насти вместо слов авторский пересказ употребляет другие. Что они означают?

 

Стратегия «Развитие словаря»

Понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

5.1. Работа со сказкой «Волшебник Изумрудного города» 1 часть

Рассмотрите иллюстрацию.

Кого из героев сказки вы видите?

Прочитайте название главы, которую будете читать.

Кто такой Людоед? Для кого он является угрозой? Почему?

Спасут ли друзья Элли?

До чтения текста

Предтекстовая стратегия «Антиципация»

Предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

Каким представляете лес?

Какие качества продемонстрировали герои?

(выносливый, сильный)

Как относятся герои к девочке?

(были заботливыми и надежными друзьями)

Можно ли сказать об изменении настроения у героев сказки?

Чтение текста

Текстовая стратегия «Чтение с остановками»

Управление процессом осмысления текста во время его чтения

Как проявилась дружба сказочных героев и Элли в пути?

Что вы думаете о надписи на доске?

После чтения текста

Послетекстовая стратегия «Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста

5.2. Работа со сказкой «Волшебник Изумрудного города» 2 часть

Чем были увлечены герои сказки во время пути по лесу?

Что прервало их спор?

Что успели заметить друзья в чаще?

Что случилось с Элли?

Какое решение приняли Дровосек и Страшила?

Кто вызвался им помочь?

Какие качества продемонстрировали герои?

(решительные, глубоко переживают за Элли)

5.3. Работа со сказкой «Волшебник Изумрудного города» 3 часть

Чтение части с заданием нарисовать словесные картинки и озаглавить их.

 

Чтение текста

Текстовая стратегия «Чтение про себя с пометками»

Мониторинг понимания читаемого текста

Творческая работа. После чтения – коллективная проверка.

1) Друзья идут за Белкой.

2) Замок Людоеда.

3) Нож Людоеда над девочкой.

4) Людоед зевает и уходит.

 

 

 

Вопросы после словесного рисования:

Когда вам было особенно страшно за девочку?

Почему Людоед не съел Элли?

Каким вы себе его представляете?

После чтения текста

Послетекстовая стратегия «Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста

5.4. Работа со сказкой «Волшебник Изумрудного города» 4 часть

Как это – в недоумении стояли перед рвом?

(не могли понять, что делать: сомневались)

Что придумал Дровосек?

Какая опасность угрожала Страшиле? Что заставило его забыть о ней?

Как помогла Белка?

Почему проснулся Людоед?

Чтение текста

Стратегия «Развитие словаря».

Понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Как героям сказки удалось бежать из замка Людоеда?

Почему друзьям удалось освободить Элли?

Какие качества у них при этом проявились?

(привязанность к девочке, умение подавить свой страх)

После чтения текста

 

 

6. Рефлексия (по содержанию текста)

Как вы думаете, что лучше – сердце или мозги? На чьей стороне в споре были бы вы? Что бы сказали?

Так было ли сердце у Дровосека? А мозги у Страшилы?

 

 

 

7. Домашнее задание

1. Прочитать 5 часть сказки.

на выбор

а) задать вопросы по содержанию;

б) нарисовать портрет Людоеда (подтверждение из текста)

 

 

 

Список использованной литературы и источников

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.: Учебник «Литературное чтение. 3 класс».

2. Бунеева, Яковлева, Чиндилова: Уроки литературного чтения во 3 классе. Методические рекомендации для учителя.

3. https://music.yandex.ru/album/670785/track/6098474 Песенка друзей из мультфильма «Волшебник Изумрудного города».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.