Задания на проверку знаний по теме «Масленица» (Музыка, 3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Задания на проверку знаний по теме «Масленица»
Раздаточный материал к уроку музыки в 3 классе
к уроку : « Масленица»
по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак
Цель: рефлексия знаний по теме народного праздника «Масленица»
Форма выполнения задания: индивидуальная.
По итогам выполнения заданий учащиеся получают по 2 оценки за работу с карточкой.
План выполнения работы:
Шаг 1 — вставить название дней Масленичной недели
Шаг 2 - заполнить таблицу, вставить названия дней Масленичной недели
Задание 1 – вставить название дней Масленичной недели
……….-.. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она
сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
…………..- Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
………….. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные
обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого
поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди
приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.
Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные
готовы и блины напечены — просим жаловать!».
……………… Также называется Целовальник, Прощёный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
……………… В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
………………. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и
других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка
приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были
замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна
была подарить золовке какой-нибудь подарок.
………………С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Задание 2 – Заполнить таблицу, вставить названия дней Масляной недели
Дни недели |
Название |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
Суббота |
Ключи к заданию № 1
Среда- В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она
сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Понедельник- Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник- В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные
обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого
поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди
приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.
Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные
готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Воскресенье- Также называется Целовальник, Прощёный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
Пятница- В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота - Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и
других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка
приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были
замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна
была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Четверг- С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Критерий оценивания:
«5» - заполнены все разделы задания
«4» - заполнены 5- 6 разделов задания
«3» - заполнены 3 разделов задания
Ключи к заданию № 2
Дни недели |
Название |
Понедельник |
встреча |
Вторник |
заигрыш |
Среда |
лакомка |
Четверг |
разгул |
Пятница |
тёщины вечёрки |
Суббота |
золовкины посиделки |
Воскресение |
проводы |
Критерий оценивания:
«5» - заполнена вся таблица
«4» - заполнены 5-6 разделов таблицы
«3» - заполнены 3 раздела таблицы
Источник:
Музыка . 3 класс. Учебник / В. В. Алеев. -8-е изд, стереотип.-
М. :Дрофа. 2014 г.
Учебник предназначен для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.