Задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость (УО). Отграничение от сходных состояний

2
0
Материал опубликован 18 December 2019

Предварительный просмотр презентации

Задержки психического развития (ЗПР) и умственная отсталость (УО). Отграничение от сходных состояний Варанкина Дарья Юрьевна Педагог-психолог УДСОШ №2 и ПМПК ЗПР и УО

ЗПР- задержка психического развития Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм, принятых для определенного возраста. Нарушения (мыслительной деятельности при ЗПР носят вторичный характер, в отличии от УО): Обратимые, функциональные Нарушены отдельные психические функции (парциально, мозаично) Снижение темпа развития

Задержка психического развития В отличии от умственной отсталости, где в первую очередь, нарушения интеллектуального развития имеют выраженный и необратимый характер, при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза. 2 механизма формирования ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер) Недоразвитие эмоциональной сферы (неосложненный и осложненный психический или психофизический инфантилизм) Влияние нейродинамических, стойких астенических и церебрастенических состояний.

ЗПР и УО У детей с ЗПР нарушения познавательной сферы связаны с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). ЗПР – задержка в формировании мыслительных операций УО – стойкое недоразвитие мышления

ЗПР и педагогическая запущенность Педагогическая запущенность Парциальность знаний связана с дефектами воспитания ( не недостаточность нервной системы) Хорошая ориентировочно-поисковая реакция (ориентируются в знакомых, привычных ситуациях, даже достаточно сложных). Могут проявлять инициативу, самостоятельность, целеустремленность, гибкость в обстоятельствах, входящих в круг их интересов Нет признаков предпосылок ЗПР: астении, инертности психических процессов и т.д. ЗПР Недоразвитие эмоциональной сферы Влияние нейродинамических, стойких астенических и церебрастенических состояний.

Педагогическая запущенность Педагогическая запущенность Причинами отклонения в поведении являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. ЗПР Причинами отклонения поведения детей с ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности, несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает  асоциальные черты характера.

Умственная отсталость (УО) Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющих в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей (согласно МКБ – 10). Умственная отсталость - это группа разнородных состояний в различной степени и по разным причинам, нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в социуме, вследствие нарушений познавательных способностей.

Умственная отсталость Исследования отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Ф. Лурия, М.С. Певзнер и др. дают основание относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается нарушение преимущественно познавательной деятельности: Стойкое Необратимое

Умственная отсталость Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. Ведущим расстройством в клинико-психологической картине УО является нарушение познавательной деятельности.

Классификация умственной отсталости F-70 Легкая умственная отсталость F-71 Умеренная умственная отсталость F-72 Тяжелая умственная отсталость F-73 Глубокая умственная отсталость

Умственная отсталость КОД МКБ-10 Умственная отсталость Коэффициент интеллекта F-70 Легкая IQ 50-69 F-71 Умеренная IQ 35-49 F-72 Тяжелая IQ 20-34 F-73 Глубокая IQ < 20

Классификация умственной отсталости F-78 Другая умственная отсталость F-79 Неуточненная умственная отсталость

Диагностические критерии умственной отсталости Клинический - наличие органического поражения головного мозга; Психологический - стойкое нарушение познавательной деятельности; Педагогический - низкая обучаемость.

Представления о нормативном развитии На сегодняшний день не вполне определено понятие «норма развития», которое должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку в социуме.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.