5 класс. Загадочный диктант « Сказки Г. Х. Андерсена»
Выполнила: Горбачева М.Ю., учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №154,
г. Екатеринбург
Задание: Вспомни названия сказок Г.Х.Андерсена, отгадай предложенные загадки. В записанных словах обозначь изученные на уроках русского языка орфограммы.
Названия запиши в начальной форме.
.
1 Как и я, его ты сказки,
Знаешь тоже без подсказки,
В Дании он жил когда-то,
Кто же это ,а, ребята?
Загадки внимательнее прочти,
Название сказки ты запиши.
2 Герой — персона в государстве,
Кто рассмешил свое же царство:
Он нарядился так на праздник,
Что до сих пор его все дразнят.
Мальчишки, весь честной народ
Над ним смеялись целый год,
А виноват он в этом сам —
Легко доверился лжецам.
3 А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все — в коробочке лежал,
Как все — ружье в руках держал.
Он, прочный, стойкий, как металл,
По-человечески страдал.
Когда был доблестный парад
И выставлялся весь отряд,
То одноногий рядовой
Вид нарушал и общий строй.
Он не был баловнем судьбы,
Но все надежды и мольбы,
Что с примой связывал одной,
Вели его всегда домой,
Где вновь судьба пытала тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка.
4 Какое странное создание?
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.
И дно морское ей знакомо —
В подводном царстве рождена,
Она, мечтой своей влекома,
Частенько плавала одна
В морской неведомой пучине,
В раздумьях детских о душе
Не ведала людской кручины,
Девица взрослая уже.
И не совсем чтобы девица,
И рыбкой тоже не назвать.
Как все, ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать
5 Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у теплого окна,
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле
Она предпочитает розам,
Взращенным в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Ее правления век не долог,
Когда есть добрая душа.
6 Лишь сказка о серенькой птице,
Чьи трели — чарующий звук,
Достойный в душе поселиться —
Расскажет, кто истинный друг
Правителю древней империи
С дворцом у Китайской стены.
Но слуги, представьте, не верили,
Что он доживет до весны.
Льстецами забытый Правитель
Был при смерти. Тонкую нить
Меж смертью и жизнью целитель
Иль друг могут вновь укрепить
Вниманием, нежной заботой.
Но возле больного сидит
Певун очень тонкой работы —
За всем безучастно следит,
Не став для больного порукой —
Безмолвствует звонкий певец,
Технической мысли услуга,
Златой, рукотворный птенец
Бездушен. Больной еле дышит,
Певец златокрылый молчит,
Но старый Правитель вдруг слышит —
Трель серенькой птицы звучит,
И, силы в больного вселяя,
Со смертью ведет она бой,
Обычная птица, живая
Дороже в сто крат золотой.
7 В дождливый день история
Случилась, но которая
Для «бусинки» стручковой,
Уже давно не новой,
Пусть твердой, переспелой —
Явилась важным делом.
И ради королевы
Она у юной девы
Узнала, что перины
В кровати спальной — длинны,
Ужасно неудобны
И лишь камням подобны.
Весть эта долгожданна
Для королевы. Манна
Как будто бы упала
С небес и счастьем стала.
И с этих пор все знали —
В честь бусинки назвали
Быль эту про девицу,
Жену простого принца.
8 Скорлупку свою разбивая,
Птенец появился на свет,
И, внешностью всех поражая,
Не знал еще горя и бед.
Большой, некрасивый и серый
Птенец удивил даже мать,
Которая вслух не посмела
Родное дитя не признать.
Уродом птенца называя,
Весь Двор Птичий был с ним жесток.
Из этого сытого рая
Прогнали птенца за порог,
Там, мир для себя открывая,
Птенец научился летать,
И дивную, гордую стаю
Семьею он стал называть.
9 На столе великого поэта
Ты увидишь письменный прибор,
Из него известных два предмета
Завели однажды в сказке спор:
В чем они черпают вдохновение?
Кто главнее в творчестве из них?
Ничего не зная, за мгновенье
Вдруг напишут на бумаге стих.
«Мастерство важней всего на свете», —
Каждый о себе так говорил,
Позабыв о главном — о поэте,
Кто в стихах всю душу изложил.
10 Пусть находят детей в огороде,
А кого-то в дом аист принес.
Это — присказка. В сказке есть, вроде,
Настоящий волшебный курьез:
Жизнь раскрыла девчонке объятья,
Лишь когда распустился цветок,
Там сидела она в ярком платье,
Как волшебный, живой огонек.
Огонек доброты и участия
К мышке, к ласточке, что оживет.
Эта девочка, встретившись с счастьем,
Крылья радости вдруг обретет.
11 В сказке зимней в шумный праздник
Снег хрустящий словно дразнит,
Зазывая всех ребят,
Во дворе своем ваять.
Соберут ребята снега,
Разрумянившись от бега,
И скатают снег в шары —
В этом важность всей игры.
И, закончив изваяние,
Прокричат ей: «До свиданья!»
И уйдут домой все спать,
А она должна стоять
На морозе дни и ночи,
Но сверкают угли-очи,
Отблеск лунный отражая,
Говоря всем: «Я — живая!
Сделать мне бы шаг — другой,
Чтобы встретиться с Весной!»
12 В чудном садике однажды
Повстречались персонажи
(В сказке умной, интересной),
Но один из них был местный:
Расцветал весной и рос,
А другой — без цели полз
По земле сырой, при том
На себе неся свой дом.
Обладая жутким нравом,
Лишь себя считая правым,
Он советы раздавал —
То и дело поучал,
Недовольный, не любя —
Жил на свете для себя.
13 Он, как люди, в доме жил,
Но для всех незримым был.
Знал про все в хозяйской лавке,
Только пищу ждал с добавкой
В зимний, праздничный сочельник —
Трудолюб, а не бездельник
Тот, кто тайну вдруг открыл:
«Как без книги прежде жил?!»
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: Г. X. Андерсен, «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Снежная королева», «Соловей», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Перо и чернильница», «Дюймовочка», «Снеговик», «Улитка и розовый куст», «Домовой у лавочника».
Источники:
Татьяна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна