Загадочный диктант по литературе «Сказки Г.Х. Андерсена», 5 класс

22
7
Материал опубликован 1 September 2018 в группе

5 классЗагадочный диктант « Сказки Г. Х. Андерсена»
 

Выполнила: Горбачева М.Ю., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №154,

г. Екатеринбург

Задание: Вспомни названия сказок Г.Х.Андерсена, отгадай предложенные загадки. В записанных словах обозначь изученные на уроках русского языка  орфограммы.

Названия запиши в начальной форме.

.

1 Как и я, его ты сказки,

   Знаешь тоже без подсказки,

   В Дании он жил когда-то,

   Кто же это ,а, ребята?

 Загадки внимательнее прочти,

Название сказки ты запиши.

 

2 Герой — персона в государстве,

  Кто рассмешил свое же царство:

 Он нарядился так на праздник,

 Что до сих пор его все дразнят.

 Мальчишки, весь честной народ

 Над ним смеялись целый год,

 А виноват он в этом сам —

 Легко доверился лжецам.

 

3 А этот сказочный герой

  Знаком с игрушечной войной.

  Как все — в коробочке лежал,

  Как все — ружье в руках держал.

  Он, прочный, стойкий, как металл,

  По-человечески страдал.

  Когда был доблестный парад

  И выставлялся весь отряд,

  То одноногий рядовой

  Вид нарушал и общий строй.

  Он не был баловнем судьбы,

  Но все надежды и мольбы,

  Что с примой связывал одной,

  Вели его всегда домой,

  Где вновь судьба пытала тяжко,

  И он сгорел в огне, бедняжка.

 

4 Какое странное создание?

  Она прекрасно сложена,

  И в море или в океане

  С волной и пеною дружна.

  И дно морское ей знакомо —

  В подводном царстве рождена,

  Она, мечтой своей влекома,

  Частенько плавала одна

  В морской неведомой пучине,

  В раздумьях детских о душе

  Не ведала людской кручины,

  Девица взрослая уже.

  И не совсем чтобы девица,

  И рыбкой тоже не назвать.

  Как все, ждала земного принца,

  Чтоб с милым счастье испытать

 

5 Владея снегом, льдом и стужей,

   Она надменно холодна,

   И снежной вьюгой злою кружит

   Зимой у теплого окна,

   И вышивание морозом

   Узоров чудных на стекле

   Она предпочитает розам,

   Взращенным в комнате, в тепле.

   Холодной льдинки злой осколок

   Вонзит в сердечко малыша.

  Ее правления век не долог,

   Когда есть добрая душа.

 

6 Лишь сказка о серенькой птице,

  Чьи трели — чарующий звук,

  Достойный в душе поселиться —

  Расскажет, кто истинный друг

  Правителю древней империи

  С дворцом у Китайской стены.

  Но слуги, представьте, не верили,

  Что он доживет до весны.

  Льстецами забытый Правитель

  Был при смерти. Тонкую нить

  Меж смертью и жизнью целитель

  Иль друг могут вновь укрепить

  Вниманием, нежной заботой.

  Но возле больного сидит

  Певун очень тонкой работы —

  За всем безучастно следит,

  Не став для больного порукой —

   Безмолвствует звонкий певец,

  Технической мысли услуга,

  Златой, рукотворный птенец

  Бездушен. Больной еле дышит,

  Певец златокрылый молчит,

  Но старый Правитель вдруг слышит —

  Трель серенькой птицы звучит,

  И, силы в больного вселяя,

  Со смертью ведет она бой,

  Обычная птица, живая

  Дороже в сто крат золотой.

 

7 В дождливый день история

   Случилась, но которая

   Для «бусинки» стручковой,

   Уже давно не новой,

   Пусть твердой, переспелой —

   Явилась важным делом.

   И ради королевы

   Она у юной девы

   Узнала, что перины

   В кровати спальной — длинны,

   Ужасно неудобны

   И лишь камням подобны.

   Весть эта долгожданна

   Для королевы. Манна

   Как будто бы упала

   С небес и счастьем стала.

   И с этих пор все знали —

   В честь бусинки назвали

   Быль эту про девицу,

   Жену простого принца.

 

8 Скорлупку свою разбивая,

   Птенец появился на свет,

   И, внешностью всех поражая,

   Не знал еще горя и бед.

   Большой, некрасивый и серый

   Птенец удивил даже мать,

   Которая вслух не посмела

   Родное дитя не признать.

   Уродом птенца называя,

   Весь Двор Птичий был с ним жесток.

   Из этого сытого рая

   Прогнали птенца за порог,

   Там, мир для себя открывая,

   Птенец научился летать,

   И дивную, гордую стаю

   Семьею он стал называть.

 

9 На столе великого поэта

   Ты увидишь письменный прибор,

   Из него известных два предмета

   Завели однажды в сказке спор:

   В чем они черпают вдохновение?

   Кто главнее в творчестве из них?

   Ничего не зная, за мгновенье

   Вдруг напишут на бумаге стих.

   «Мастерство важней всего на свете», —

   Каждый о себе так говорил,

   Позабыв о главном — о поэте,

   Кто в стихах всю душу изложил.

 

10 Пусть находят детей в огороде,

     А кого-то в дом аист принес.

     Это — присказка. В сказке есть, вроде,

     Настоящий волшебный курьез:

     Жизнь раскрыла девчонке объятья,

     Лишь когда распустился цветок,

     Там сидела она в ярком платье,

     Как волшебный, живой огонек.

     Огонек доброты и участия

     К мышке, к ласточке, что оживет.

     Эта девочка, встретившись с счастьем,

     Крылья радости вдруг обретет.

 

11 В сказке зимней в шумный праздник

     Снег хрустящий словно дразнит,

     Зазывая всех ребят,

     Во дворе своем ваять.

     Соберут ребята снега,

     Разрумянившись от бега,

     И скатают снег в шары —

     В этом важность всей игры.

     И, закончив изваяние,

     Прокричат ей: «До свиданья!»

     И уйдут домой все спать,

     А она должна стоять

     На морозе дни и ночи,

     Но сверкают угли-очи,

     Отблеск лунный отражая,

     Говоря всем: «Я — живая!

     Сделать мне бы шаг — другой,

     Чтобы встретиться с Весной!»

 

12 В чудном садике однажды

     Повстречались персонажи

     (В сказке умной, интересной),

     Но один из них был местный:

     Расцветал весной и рос,

     А другой — без цели полз

     По земле сырой, при том

     На себе неся свой дом.

     Обладая жутким нравом,

     Лишь себя считая правым,

     Он советы раздавал —

     То и дело поучал,

     Недовольный, не любя —

     Жил на свете для себя.

 

13 Он, как люди, в доме жил,

     Но для всех незримым был.

     Знал про все в хозяйской лавке,

     Только пищу ждал с добавкой

     В зимний, праздничный сочельник —

     Трудолюб, а не бездельник

     Тот, кто тайну вдруг открыл:

     «Как без книги прежде жил?!»

 

ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: Г. X. Андерсен, «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Снежная королева», «Соловей», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Перо и чернильница», «Дюймовочка», «Снеговик», «Улитка и розовый куст», «Домовой у лавочника».

Источники:

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-dlja-detei-po-skazkam-andersena-s-otvetami.html

https://bookas.info/image/15/98148779_0.jpg -книга

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Загадочный диктант по литературе по сказкам Г.Х. Андерсена. Эта работа воспитывает у учащихся любовь к сказкам, учит их отгадывать загадки, развивает ум и находчивость. Обогащает их литературными знаниями, знакомя их с творчеством Г.Х. Анднрсена.

5 September 2018

Рада,что зашли!

16 January 2019

Спасибо за положительную оценку!

5 September 2018

Замечательная работа, Марина Юрьевна!!!

21 December 2018

Вечер добрый,Наталья Валерьевна!

16 January 2019

Благодарю за интерес и поддержку работ!

16 January 2019

Занимательная проверка знаний - залог активной работы детей! Спасибо за публикацию!

28 October 2021